МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ




Антропова О.В., методист отдела естественных дисциплин ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

 

В настоящее время биологическая грамотность относится к социально необходимой. Значение школьного курса биологии в общей системе формирования культуры, уважения и гуманного отношения ко всему живому как уникальному и неповторимому трудно переоценить.

С целью обеспечения единого образовательного пространства преподавание учебного предмета «Биология» в текущем учебном году будет осуществляться в соответствии с новыми образовательными стандартами: Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 678) и Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679).

Согласно новой нормативной базе, в рамках основного общего образования инвариантная часть определяет обязательное изучение биологии в объёме 66 часов (2 часа/неделя) в каждом классе обучения.

Среднее общее образование предусматривает изучение биологии на базовом и профильном уровне. В 2018/2019 учебном году изучение биологии на базовом уровне будет происходить по двум разным направлениям: 1) изучение биологии в общеобразовательных классах; 2) изучение биологии в классах с направлением профильной подготовки обучающихся, в которых биология не является профильным предметом.

Согласно новым нормативным требованиям, каждое направление предусматривает разную часовую нагрузку. Так, на изучение курса биологии в классах с направлением профильной подготовки обучающихся, в которых биология не является профильным предметом, отводится 66 часов: в 10 классе – 33 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 33 часа (1 час в неделю). На изучение курса биологии в общеобразовательных классах выделено 99 часов: в 10 классе – 49,5 часов (1,5 часа в неделю), в 11 классе – 49,5 часов (1,5 часа в неделю).

Профильный уровень обучения предусматривает освоение курса биологии в течение 198 часов: в 10 классе 99 часов (3 часа в неделю), в 11 классе 99 часов (3 часа в неделю).

Таким образом, распределение часов на изучение учебного предмета «Биология» можно представить в виде следующей таблицы:

  Класс              
Базовый уровень Профильный уровень Базовый уровень Профильный уровень
Кол-во часов за год           33/49,5   33/49,5  
Кол-во часов в неделю           1/1,5   1/1,5  

Введение новых образовательных стандартов предполагает обновление учебных программ или разработку новых программ. Но обращаем внимание, что переход на новые стандарты с последующим внедрением новых программ происходит с учётом особенностей системы школьного биологического образования. В связи с этим организация образовательного процесса обучению биологии в 2018/2019 учебном году будет осуществляться по нескольким образовательным программам:

1) для учащихся 6-9 классов Биология: 6-9 кл.: программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Скотарь И.И., Аминова Э.Д., Крымова Т.Н., Данильченко О.В., Сидоренко Л.Н, Андреева Е.А. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 50 с.

2) для учащихся 10 классов (базовый уровень) Биология: 10-11 кл.: программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций: базовый уровень / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А., Данильченко О.В., Криворучко Н.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

3) для учащихся 10-11 классов (профильный уровень) Биология: 10-11 кл.: профильный уровень: программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. Меркотун Т.В. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 29 с.

4) для учащихся 11 классов (базовый уровень) Биология: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Фролов Б.В., Шинкарёв А.А.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.

Таким образом, по обновлённой (доработанной) программе предстоит работать на уровне основного общего образования (6-9 класс).В виду сложности и специфичности биологического языка в конце каждого курса программы приведён обязательный терминологический минимум, который должен освоить выпускник основной ступени общего образования.

Новую программу начнут осваивать на уровне среднего общего образования в 10 классе базового уровня.

Некоторому обновлению (доработке) подлежала учебная программа для 10-11 класса профильного уровня. Структурно и содержательно эта программа не изменилась, новшества коснулись количества лабораторных и практических работ. Обращаем внимание, что в 2018/2019 учебном году обновлённая программа для профильного обучения биологии действует как в 10, так и в 11 классе.

Преподавание предмета в 11 классе на базовом уровне будет осуществляться по действующей программе (сост. Фролов Б.В., Шинкарёв А.А.). Но обращаем внимание, что нормативные новшества коснулись и 11 класс, не смотря на особенности и специфику биологического образования, сложившихся в предыдущие учебные годы именно для этой параллели. Данная программа не подлежит доработке и переизданию, но требует изменения часовой нагрузки согласно нормативным особенностям. Ниже приведена таблица с изменённой сеткой часов, которой следует руководствоваться при организации учебного процесса по биологии в 11 классе.

Тема Количество часов
общеобразовательные классы 1,5 часа в неделю классы с профильной подготовкой, в которых биология не является профильным предметом 1 час в неделю
Тема 1.Размножение организмов    
Тема 2. Индивидуальное развитие организмов    
Тема 3. Основные закономерности явлений наследственности    
Тема 4. Закономерности изменчивости    
Тема 5. Генетика и селекция    
Тема 6. Основы эволюционного учения    
Тема 7. Механизмы эволюционного процесса    
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле    
Тема 9. Происхождение человека    
Тема 10. Экосистемы    
Тема 11. Биосфера. Охрана биосферы    
Обобщение   -
Всего 48 +1,5 часа резерв  

 

Абсолютным нововведением в 2018/2019 учебном году является внедрение качественно новой программы среднего общего образования для базового уровня обучения.

Изучение предмета по новой программе требует учёта важных особенностей, которые направлены на обеспечение целостности и системности биологического образования на этапе перехода с основного общего образования к среднему общему образованию. Первая особенность заключается в минимизации содержательного повтора, т.е. программа не является прямым повтором программного материала 9 класса. В виду этого учителям биологии общеобразовательных учреждений рекомендуем внимательно изучить пояснительную записку, структурное и тематическое содержание программы, особое внимание уделить требованиям к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Вторая особенность, на первый взгляд, противоречит первой, но является её логичным следствием: в содержание программы заложены детализация и некоторое углубление ранее изученного материала. Тематическое содержание программы ориентировано на содержание учебника Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.

Третья особенность связана с функциональным подходом программы. Государственная итоговая аттестация по биологии в 9 классе во многом показала, что выпускники испытывают затруднения при научном обосновании биологических процессов и явлений, установлении причинно-следственных связей, анализе, обобщении, формулировании выводов, а также при решении задач по цитологии и генетике. Исходя из этого, усиление функционального подхода отражается в практической составляющей, в которую включены лабораторные и практические работы.

Напоминаем, что минимум лабораторных и практических работ определён образовательными программами; их выполнение и последующее оценивание в соответствии с критериями является обязательным.

Как и в прошлом году, учитель самостоятельно определяет место работ практического компонента программы в системе уроков, что и отражает в календарном и поурочном планировании. Материалы лабораторных и практических работ оформляются учащимися в рабочей тетради в соответствии с предложенными инструкциями. Если учащийся отсутствовал на уроке в день проведения практической или лабораторной работы, то отработка её является не допустимой.

Предметная подготовка учащихся обусловлена всей системой работы учителя. Главным условием является четкое представление предметных результатов усвоения учащимися учебного материала школьного курса биологии.

Предметные результаты в свою очередь будут зависеть от уровня изучения школьного курса биологии: базового или профильного. Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углублённого уровня является их целевая направленность.

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

· понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов биологии как науки, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов, характерных для данной предметной области;

· умение решать основные практические задачи;

· осознание рамок биологической науки и её связей с другими предметными областями.

Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности в рамках данной предметной области и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:

· овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится биологическая наука, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для живых организмов и их систем;

· умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи;

· наличие представлений о биологической науке как целостной теории и об основных связях её с иными смежными дисциплинами.

В соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами преподавание биологии может быть усилено элективными курсами за счёт часов школьного компонента. Вариативная составляющая образовательного процесса реализуется через внедрение авторских программ, перечень которых размещён на сайте отдела информационного обеспечения образования (https://vizo.at.ua).

Достижение результатов обучения оценивается в рамках организации контроля успеваемости. Контроль успеваемости может быть в виде текущей письменной работы после определённой темы урока и/или итоговой письменной контрольной работы после изучения блока тем. Текущая письменная работа имеет целью первичное выявление уровня усвоения изучаемого материала, т.е. носит пропедевтический характер, что в перспективе даёт возможность провести коррекцию как учителю, так и учащемуся. Необходимость, периодичность и форма текущего контроля в виде письменной работы определяется на усмотрение учителя в зависимости от сложности темы урока и особенностей учащихся каждого класса. В случае необходимости на текущую письменную работу учитель может отводить часть урока или урок полностью.

Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебной четверти/семестра. Рекомендуем на итоговую контрольную работу отводить урок целиком, предварительно ознакомив учащихся с перечнем тем или вопросов, выносимых на итоговый контроль.

Для итоговых контрольных работ обязательно наличие специальной тетради для контрольных работ. Текущие письменные работы и итоговые контрольные работы могут выполняться в одной специальной тетради. Все письменные работы оцениваются учителем в соответствии с установленными критериями. Оценка за итоговую контрольную работу заносится в классный журнал, оценка за текущую письменную работу выставляется на усмотрение учителя.

Количество итоговых контрольных работ в 2018/2019 учебном году остаётся прежним. В каждом классе основного общего образования (6-9 класс) проводится 4 контрольные работы (по одной работе в учебной четверти), в классах среднего общего образования (10-11 класс, базовый и профильный уровень) проводятся 2 контрольных работы в учебном году (по одной в каждом академическом полугодии). Следует отметить, что место в учебном процессе итоговой контрольной работы определяется учителем и закрепляется в календарно-тематическом планировании.

Для использования в учебном процессе учебников и учебно-методического обеспечения необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году» от 07.08.2018 № 691. Особое внимание обратить на пункт 6.2., разрешающий использование учебников прошлых лет (полученных до 2014 года) с условием избирательного подхода.

Деловая документация учителя биологии помимо перечисленных нормативных документов также включает календарно-тематическое планирование, которое разрабатывается учителем на основе действующих учебных программ. При этом учитель должен учитывать структуру учебного года, которая отображена в Учебных планах. При составлении календарно-тематического плана нет единых установленных требований оформления, а сохраняются те требования, которые установлены в общеобразовательном учреждении.

С учетом выше изложенного можно выделить приоритетные направления работы в предстоящем учебном году.

1. Дальнейшее обеспечение преемственности и непрерывности биологического образования.

2. Планирование и организация методической и учебной деятельности с учётом требований современной нормативной базы.

3. Обучение предмету в соответствии с приоритетами современного образования, предполагающего достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

4. Создание системы оценивания достижений обучающихся по биологии на уровне общеобразовательного учреждения с учётом требований новых Государственных образовательных стандартов.

5. Проведение различных форм контроля с использованием заданий, аналогичных типу при организации ГИА.

На заседаниях методических объединений учителей биологии рекомендуем рассматривать актуальные вопросы биологического образования с учетом вышеизложенных методических рекомендаций.

Информационные ресурсы

1. Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mondnr.ru/

2. Сайт Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://donippo.blogspot.com/

3. Сайт Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resobrnadzor.ru

4. Сайт Федерального института педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

5. Блог отдела естественных дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otdel-ed.blogspot.com/

6. Детский образовательный телеканал. Академия занимательных наук. Биология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_nauk_biologiya/

7. Научно-образовательный портал «Вся биология». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sbio.info/list.php?c=zbiology

8. Образовательные ресурсы интернета. Биология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alleng.ru/edu/bio4.htm

9. Научно-образовательный портал «Вся биология». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sbio.info/list.php?c=zbiology



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: