I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее
- Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в том числе особенности организации образовательной
деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для
образовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская
школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский
корпус", и реализующих основные общеобразовательные программы -
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования (далее - общеобразовательные программы), в том числе
адаптированные основные образовательные программы, включая индивидуальных
предпринимателей (далее - образовательные организации).
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3. Общее образование может быть получено в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в
форме семейного образования и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы
получения общего образования и формы обучения учитывается мнение
ребенка*(1).
При выборе родителями (законными представителями) детей формы
получения общего образования в форме семейного образования родители
(законные представители) информируют об этом выборе орган местного
самоуправления муниципального района или городского округа, на территории
которых они проживают*(2).
Обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации в образовательных организациях*(3).
4. Формы обучения по общеобразовательным программам определяются
соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(4).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения*(5).
5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным
планом его продолжительность может быть изменена образовательной
организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного учащегося.
6. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего
общего образования устанавливаются федеральными государственными
образовательными стандартами общего образования*(6).
7. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего
образования определяется образовательными программами начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам
освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами.
9. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным
программам, разрабатывают указанные образовательные программы в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
и с учетом соответствующих примерных основных образовательных
программ*(7).
10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные
компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников
(далее - учащиеся).
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.
11. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение*(8).
12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
реализации*(9).
Для организации реализации общеобразовательных программ с
использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также
совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том
числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность
образовательной программы (часть образовательной программы определенных
уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой
формы реализации общеобразовательных программ.
13. При реализации общеобразовательных программ образовательной
организацией может применяться форма организации образовательной
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных технологий*(10).
14. В образовательных организациях образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В государственных и муниципальных образовательных организациях,
расположенных на территории республик Российской Федерации, может
вводиться преподавание и изучение государственных языков республик
Российской Федерации в соответствии с законодательством республик
Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков
республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации*(11).
Общее образование может быть получено на иностранном языке в
соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании и локальными нормативными актами
образовательной организации*(12).
15. Образовательная организация создает условия для реализации
общеобразовательных программ.
В образовательной организации могут быть созданы условия для
проживания учащихся в интернате*(13).
16. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам,
в том числе адаптированным основным образовательным программам,
организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое
определяется образовательной организацией.
17. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября
и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей
общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься
образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы
в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме
обучения - не более чем на три месяца.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся
предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются
образовательной организацией самостоятельно.
18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего
обучения, не должна превышать 25 человек*(14).
19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и
порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся определяются образовательной организацией
самостоятельно*(15).
20. Освоение учащимися основных образовательных программ основного
общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией,
которая является обязательной.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного
образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе основного общего
или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и
государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по
имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного
общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной
аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по
соответствующей образовательной программе.
Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную
программу учебного года, переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по
итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному
предмету.
Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности
в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных
представителей).
Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным
программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся
на обучение по адаптированным основным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам основного общего и среднего общего
образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем
образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего
уровня.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно
устанавливаются образовательными организациями*(16).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим
часть образовательной программы основного общего и среднего общего
образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается
справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно
устанавливаемому образовательной организацией*(17).