Тряпичные куклы своими руками
«Куклы из бабушкиного сундука».
Задачи::
- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;
- развивать фантазию, вкус, творческое воображение;
- постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;
- знакомить с элементарными приемами рукоделия.
Ход занятия
1. Педагог: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое
Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шеста.
Одна липова доска,
Ой, да, лебеда,
Одна липова доска.
Педагог: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.
- Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.
Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают»
|
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./
Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».
- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./
- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.
-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?
4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.
1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером
15х15 см.
2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.
3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.
4) Выделяется голова.
5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия.
Педагог: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.
- А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.
- У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.
- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.
Игра-попевки колыбельных с тряпичными куклами-пеленашками
Отрывки колыбельной песенки
1) Ой, баюшки-баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Марину забавляют.
А Марина умная
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.
2) Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
|
3) Баюшки-баю-баю
Тебе песенку спою.
Расскажу я сказочку
Про звезду алмазочку,
Улиточку рогатую
Про белочку хвостатую,
Баюшки-бай-бай
Ты же, милый, засыпай
Обратная связь:
Работы выполнили Софья Тойшева и Маша Софронова