Монополия как форма монополистической конкуренции




Содержание

 

1. Фирма в условиях монополистической (несовершенной) конкуренции

2. Монополия как форма монополистической конкуренции

3. Цена и предельный доход при монополии

4. Эластичность спроса при монополии

5. Ответ

6. Основные понятия

7. Список используемой литературы

 

 


Фирма в условиях монополистической (несовершенной) конкуренции

 

Монополистическая конкуренция – это рыночная модель, для которой типично:

– относительно большое число производителей, которые производят похожую, но не идентичную продукцию;

– дифференцированный продукт, выступающий в форме товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам и услуг, связанных с продажей продукта;

– контроль над ценами.

В условиях монополистической конкуренции господствует фирма – монополия.

 

Монополия как форма монополистической конкуренции

 

Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия – это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.

К основным признакам монополии следует относить:

– На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт, следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отросли в целом.

– Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

– Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену». Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену (например, если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн. руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится).

 

 

При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цель фирмы – максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR. Из рис. 1 видно, что MC>P.

Также из рис. 1 видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе).

– Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

– Существуют ограничения в доступности информации (например, фирма держит в секрете технологию производства своей продукции).

Различают следующие виды монополии:

• Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – это экономия от масштаба производства. К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:

– эффект масштаба выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;

– неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям. Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере: при существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара – масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

•Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов и лицензий.

•Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: