Эластичность спроса при монополии




 

Эластичность спроса по цене – это мера чувствительности спроса к изменениям цены. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на один процент. Причем, если кривая спроса эластична, т.е. коэффициент эластичности больше единицы, то снижение цены настолько увеличивает объем спроса, что совокупный доход возрастает. Если спрос неэластичен, т.е. коэффициент эластичности спроса меньше единицы, то снижение цены увеличивает объем спроса на такую малую величину, что совокупный доход уменьшается.

Когда совокупный доход увеличивается, кривая спроса эластична, т.е. когда предельный доход положителен; когда совокупный доход уменьшается, кривая спроса неэластична, т.е. когда предельный доход отрицателен; в точке где предельный доход максимален, коэффициент эластичности спроса по цене равен единице, т.е. предельный доход равен нулю:

Очевидно, что монополист будет выбирать оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, на эластичном участке кривой спроса (где совокупный доход увеличивается) и будет избегать неэластичного отрезка кривой спроса. Тогда небольшое снижение цены приведет к существенному увеличению объема продаж, и совокупные прибыли будут увеличиваться.

 

 

5. Железнодорожный транспорт – это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры в этой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимым Президентом и Правительством РФ.

Тарифы на железных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта.

Грузовые железнодорожные перевозки относятся к естественно монопольной сфере деятельности и в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» подлежат государственному регулированию. Органами регулирования естественных монополий на основании Федерального закона

«О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном и международном (кроме транзитных) сообщениях, является Федеральная служба по тарифам, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №332.

Основную прибыль РЖД получают за счет грузовых перевозок. Так в 2007 г. основной доход пришелся именно на этот вид перевозок:

 

754.9млрд. руб. – грузовыеперевозки;

91.2млрд. руб. –прочие видыдеятельности;

109.4млрд. руб. –пассажирскиеперевозкив дальнемследовании;

20.1млрд. руб. –пассажирскиеперевозкив пригородномсообщении.


Так как РЖД относятся к естественной монополии и обладают неэластичным спросом, то, к примеру, при снижении тарифов на грузовые перевозки, их объем (спрос) незначительно изменится, а это неизбежно приведет к уменьшению доходов. Рассмотрим другой пример: снижение тарифов на перевозки пассажиров, может привести к увеличению числа людей, пользующихся этим видом транспорта. Поток пассажиров увеличится, и билетов будет продаваться больше, но при этом пассажирские перевозки составляют примерно 1/6 от грузовых и поэтому снижение тарифов, в общем случае, мало отразится на доходах РЖД.

 

Основные понятия

 

Издержки – расходы фирмы по производству и реализации продукции.

Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах.

Эластичность – степень реакции одной экономической величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене, показывает насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Предельный доход – прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции.

Прибыль – в широком смысле слова разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами; в узком смысле – доход от реального капитала.

Цена – количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.

Коэффициент ценовой эластичности спроса – отношение процентного изменения в спросе к процентному изменению цены.


Список используемой литературы

 

1. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 640 с.

2. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 1999. – 752 с.

3. Экономика: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006. – 831 с.

4. Годовой отчет ОАО «Российские железные дороги» 2007 г.

5. www.expert.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: