Методика «Классификация картинок»




Инструкция: «Разложи картинки на группы, какая к какой подходит». При затруднениях предусматривается оказание поэтапной помощи (от минимальной до максимальной).

вид помощи (минимальная) — указание взрослого на ошибку. Например, взрослый говорит: «Ты неверно начал складывать группы. В этой группе есть картинка, которая не подходит к остальным».

вид помощи — составление взрослым в качестве образца для ученика одной-двух понятийных групп без их словесного обозначения. Например, взрослый составляет понятийную группу из предметных картинок с изображениями медведя, лисы, белки, зайца, не называя ее родовым понятием. Ученику предлагается самостоятельно продолжить образование данной группы из других предметных картинок, назвать ее обобщающим понятием.

вид помощи — совместное с учеником составление понятийных групп по наводящим вопросам взрослою, направленным на выделение существенных признаков предметов. Например, при анализе изображений голубая, совы, скворца, утки посредством наводящих вопросов выделяются признаки, существенные для группы «птицы»: особенности строения тела, оперение.

вид помощи (максимальный) — составление взрослым понятийной группы в качестве образца и обозначение ее обобщающим понятием. Например, взрослый составляет из 3-4 картинок группу, называет ее, предлагает

2. Слова к методике «Сравнение»

Яблоко — вишня

Самолет — вертолет

Воробей — курица

Сказка — песня

Голод — жажда

Картина — фотография

Золото — серебро

Волк — собака

Озеро — река

10. Обман — ошибка

3. Слова к методике «Лишнее слово»

Соленый, кислый, сладкий, горький, горячий

Чистота, доброта, честность, храбрость

Сын, дочь, отец, внук, мальчик

Глаза, уши, сердце, нос, язык

Рубить, ходить, строгать, шить, резать

Часы, градусник, весы, линейка, самолет

Футбол, шахматы, хоккей, теннис

Белый, светлый, черный, синий, желтый

Город, деревня, поселок, улица

В ходе выполнения задания учитель оказывает три вида помощи (по степени нарастания от минимальной к максимальной).

Минимальная помощь — указание на ошибку без раскрытия ее сути («нет, эта фигура не похожа»), побуждение к сравнению фигур без указания признаков.

Помощь-образец — показ учителем одного верного решения («вот эти две фигуры похожи») без указания на признак цвета и формы, сопровождающийся побуждением к сравнению.

Максимальная помощь — прямое указание на признаки сходства: цвет и форму сторон.

Обобщение понятий

Цель — исследование логичности мышления.

Стимульный материал: набор близких понятий.

Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

Шкафы, кровати, стулья.

Футболки, брюки, куртки.

Сапоги, туфли, тапочки.

Васильки, ландыши, розы.

Дубы, ёлки, берёзы.

Вороны, голуби, утки.

Смородина, малина, клубника.

Картошка, морковь, помидоры.

Яблоки, груши, мандарины.

Моряки, лётчики, артиллеристы.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

5. Методика "Раздели на группы"

Цель — оценка образно-логического мышления ребенка.

Ребенку показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.,

Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: