УТВЕРЖДАЮ
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ№ 2
"___" __________ 201 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине «Воспитательная работа».
Тема № 10: Методика воспитания различных категорий военнослужащих в подразделении (части)
Занятие №3. Работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Методическая разработка
одобрена на заседании
предметно–методической
комиссии кафедры
Протокол № ___
от "___" _________ 201 г.
г. Санкт-Петербург
Занятие №3. Работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Усвоить цели и задачи учебной дисциплины "Воспитательная работа".
2. Ознакомить студентов с основными формами и методами руководства подчиненными офицерским составом.
3. Дать студентам понятие о современных требованиях к офицерским кадрам ВС РФ как педагогам, взаимоотношениях офицера и воинского коллектива.
ВРЕМЯ: 4 часа.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
На изучение данной темы отводится 22 часа.
Вид учебного занятия – лекция.
При подготовке к учебным занятиям необходимо:
- изучить руководящие документы МО, ГУРЛС по организации воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации;
- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;
- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.
|
Занятие проводится методом лекции.
В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.
Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.
Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Содержание занятия | Время (минут) |
1. | Вводная часть | |
2. | Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос | |
3. | Заключительная часть |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО
|
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Служба солдат и сержантов по контракту как важнейшее направление профессионализации современной армии. 2. Основные направления повышения эффективности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
4. Контрольный опрос студентов по теме предыдущего занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВОПРОС № 1. Служба солдат и сержантов по контракту как важнейшее направление профессионализации современной армии. Отличительной чертой современного понимания процесса воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является не просто педагогическое воздействие воспитателя на воспитанника, а достижение ими общих социально значимых целей. |
Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правила поведения. Какую направленность приобретут эти качества, зависит от эффективности воспитательного процесса, в чем и заключается его сущность. Задача воспитателя -правильно сориентировать формирование личности, создать для этого необходимые педагогические условия, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации человека, в том числе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней. Что же касается повышения эффективности системы воспитания контрактников, то этому способствуют: • наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких, как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность; • объединение усилий СМИ, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания; • осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении контрактников и членов их семей; • соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках; • совершенствование системы подготовки воспитателей; • оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач; • повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности. Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического (см. схему). |
В воспитании военнослужащих используются следующие методы: методы изучения объектов воспитания: · целенаправленное наблюдение за объектом воспитания; · изучение личности по документам; · биографический метод; · анализ практической деятельности военнослужащих; · изучение и анализ независимых характеристик; · тестирование; · письменные и устные опросы; · индивидуальные (групповые) беседы; методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение; пример; · упражнение; · привлечение военнослужащих к различным видам деятельности; поощрение; · критика и самокритика; · принуждение; Методы профилактики и перевоспитания личного состава: · переучивание; · переубеждение; · «реконструкция характера»; · «разрыв нежелательных контактов»; · критика и самокритика; · самоисправление. Эффективность и качество решения воспитательных задач зависят от научно-методической подготовки воспитателей. На практике необходимо знать закономерности воспитательного процесса и их основные принципы. Основными принципами являются: · гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; · организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда; · сочетание высокой требовательности к личности с проявлением уважения ее достоинства и заботой о ней; · организация воспитания через коллектив; · индивидуальный и дифференциальный подход, согласованность и преемственность в воспитании; · комплексный и оптимальный подход; · опора на положительное. Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие. Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы с военнослужащими по контракту: · индивидуальные и коллективные беседы; · различные виды информирования военнослужащих; · лекции; вечера вопросов и ответов; · собрания и совещания; · пропаганда передового опыта; · научно-практические конференции; · тематические вечера; · диспуты и т.д. Применение методов, принципов, средств и форм воспитания контрактников осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности. Реализация целей и задач воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечивается совместными усилиями командиров; воспитательных и других органов; всех военнослужащих; воинских коллективов; общественных институтов; семей военнослужащих и др. - одним словом, всех, кто участвует в воспитательном процессе. Центральная роль среди них отводится командирам. В общевоинских уставах особо подчеркивается, что воспитание является приоритетной обязанностью каждого военного руководителя - они должны быть непосредственными организаторами и участниками всей проводимой в подразделениях воспитательной работы. Выражаясь научным языком, субъектом воспитательного процесса считается командир (начальник), а объектом - различные категории военнослужащих и воинские коллективы. В условиях единоначалия, централизованной иерархической структуры Вооруженных Сил РФ такого рода субъект-объектные отношения приемлемы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач и, особенно при переходе частей на службу по контракту, все чаше требуются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактивность и взаимодействие контрактников, выступающих в качестве его полноправных участников. Такой характер взаимоотношений стимулирует активность как командира, так и подчиненного. При этом любой военнослужащий имеет возможность раскрыть себя, проявить свой творческий потенциал. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам военнослужащего. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает требование воспитателя, но и активно исполняет их. При таком подходе воспитующее воздействие эффективно влияет и на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Содержательная сторона воспитательной деятельности в (части) подразделении обусловлена его целями и интересами военной службы. Она основывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества и Вооруженных Сил России, на сущности человеческой природы самого военнослужащего как высшей социальной ценности. Таким образом, комплексное воспитание отражает содержательную сторону единого воспитательного процесса, построенного на идее российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защитить Родину. Все это дает возможность офицеру воспитывать контрактника как личность, в которой гармонично развиваются такие характеристики, как индивид, субъект воинского труда, индивидуальность. |
ВОПРОС № 2. Основные направления повышения эффективности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту. |
В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ определены задачи воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на: - формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ; - формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники; - формирование уважительного отношения к командирам (начальникам); войскового товарищества и войскового братства. Среди военнослужащих по контракту в Вооруженных Силах РФ в последнее время немало военнослужащих-женщин. Воспитательная работа с ними имеет свои специфические особенности и направлена на: - формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников) и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах; - высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения служить в воинском коллективе, основную часть которого составляют военнослужащие-мужчины; - формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства. Эффективность воспитательной работы с контрактниками зависит от многих объективных и субъективных факторов, важное место среди которых занимает продуманное руководство всем воспитательным процессом, т.е. создание командиром условий, обеспечивающих повседневную служебную и учебно-боевую деятельность подчиненных. В основном эффективность воспитательной работы с контрактниками в части определяется следующими показателями. 1. В информационно-воспитательной работе: - являются ли занятия по ОГП основной формой информационно-воспитательной работы с контрактниками; - в какой степени удается формировать у воспитуемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения; - формированием у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками; - качеством проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил; - организацией проведения воинских ритуалов и мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории части вида, рода Вооруженных Сил; - участием руководящего состава в информировании подчиненных; - отражением в наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих. 2. В работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины: - эффективностью работы должностных лиц воинской части (подразделения) по укреплению правопорядка и воинской дисциплины среди контрактников, объективностью в оценке их воинской дисциплины; - деятельностью командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, недопущению совершения ими правонарушений, профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков; - наличием практической помощи должностным лицам подразделения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике. 3. В военно-социальной работе (ВСР): - является ли ВСР составной частью воспитательной работы и какова степень ее соответствия законодательству РФ, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам; - деятельностью командования воинской части по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ; - организацией изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработкой предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участием должностных лиц в воспитательной работе; - проведением работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны РФ по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих; - своевременностью рассмотрения жалоб и предложений военнослужащих; проведением юридических консультаций и оказанием адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих по контракту. Воспитательная работа в подразделении должна иметь научную базу, т.е. осуществляться на основе широкого использования знаний в области управления, военного дела, педагогики, психологии, социологии и других наук. Особое значение приобретает учет специфических черт управленческой деятельности, вытекающих из особенностей функционирования военного организма, таких, как: единоначалие на правовой основе; высокая степень централизации; воинская дисциплина; соблюдение общегражданских политических прав и свобод; социальная защищенность военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы и др. Отсюда вытекают следующие требования к организации воспитательного процесса контрактников в части (подразделении) Первое - компетентность воспитателей* Воспитание должно осуществляться профессионально подготовленными людьми, имеющими не только глубокие научные знания, но и жизненный опыт, хорошо разбирающимися в вопросах управления, в совершенстве знающими порученное дело, умеющими его организовывать. Второе - конкретность. Речь идет о том, что содержание, формы и методы руководства воспитанием контрактников должны быть максимально приближены к конкретным условиям служебно-боевой деятельности. Третье - воспитательная работа должна осуществляться комплексно, т.е. обеспечивать единство всех направлений воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; охватывать воспитательным воздействием всех военнослужащих с учетом их особенностей. Четвертое- творческое использование в работе с личным составом богатого опыта воспитания военнослужащих, накопленного в предшествующие периоды российской истории. Речь идет об умелом использовании опыта руководства воспитанием личного состава, как в армии дореволюционной России, так и в Советских Вооруженных Силах, особенно в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенных конфликтах и боевых действиях. Пятое - учет особенностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Шестое - применение современных воспитательных технологий. Это требование является одним из наиболее значимых, поскольку его реализация направлена на гарантированное достижение целей воспитания. Любая педагогическая технология, в том числе воспитательная, включает в себя ряд последовательных операций, осуществляемых воспитателем. К ним следует отнести: · определение целей и задач воспитания; · подбор и расстановку исполнителей; · планирование воспитательной работы с контрактниками; · ее реализацию; · осуществление контроля, прямую и обратную связь и др. Данная технология предполагает применение в интересах воспитания военнослужащих различных методов и приемов, а также средств и форм воспитательной работы. Важное место в воспитательной технологии принадлежит определению цели и задач воспитания, т.е. выработке программы воспитательной работы. Цели и задачи определяются на различные периоды: учебный год, цикл обучения (зимний, летний); время выполнения определенной боевой задачи (боевые стрельбы, тактико-специальные учения и др.). Они формулируются применительно к категории военнослужащих, проходящих службу по контракту. Офицер может осуществлять и индивидуальные цели воспитательной работы применительно к отдельным военнослужащим, требующим к себе дополнительного внимания. Важно, чтобы цели и задачи воспитания были реально выполнимыми, но не упрощенно-облегченными. Постановке реальных целей и задач, правильному определению программы воспитательной работы способствует прогнозирование ее результатов. Опираясь на накопленный опыт, знание положения дел в части (подразделении), исходя из наметившихся тенденций, важно своевременно предвидеть последствия воспитательного воздействия. Воспитательная технология включает в себя такую важную операцию управленческой деятельности, как подбор, расстановка и обучение непосредственных организаторов воспитательной работы. В соответствии со сложившейся в Вооруженных Силах практикой воспитания военнослужащих в части (подразделении) ею обязаны заниматься все категории командного и инженерно-технического состава, имеющие подчиненных (офицеры, прапорщики, сержанты). Их обязанности изложены в руководящих документах. Поэтому при подборе и аттестации кандидатов на замещение этих штатных должностей важно учитывать их способности к воспитанию личного состава, профессионально-педагогическую подготовку, жизненный опыт и методическое мастерство. В технологии воспитательной работы важная роль принадлежит контролю и проверке исполнения, главный смысл которых состоит в обеспечении единства принятого решения и его исполнения, предупреждении возможных ошибок и недостатков в воспитании, создании условий для успешного выполнения поставленных задач. Хорошо организованный контроль является важным средством формирования у воспитателей требовательности, дисциплинированности и ответственности за порученное дело. Воспитательная технология включает в себя такие важные операции управленческой деятельности, как регулярное подведение итогов работы, определение ее действенности и путей дальнейшего совершенствования. Особое значение в этих условиях приобретает наличие прямых и обратных связей между воспитателями и контрактниками, позволяющих своевременно корректировать и регулировать воспитательное воздействие в соответствии с имеющимися конкретными ее результатами. Основным критерием оценки воспитательной работы является достижение воспитательных целей по формированию личности военнослужащего и сплочению воинского коллектива, которые проявляются в результатах военной службы и морально-психологического состояния личного состава. Деятельность командиров (начальников) по воспитанию военнослужащих и воинских коллективов имеет комплексный характер, который представляет собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности должностных лиц, общественных организаций и воинских коллективов в процессе ратного труда и отдыха личного состава. Опыт организации воспитательной работы в частях (подразделениях) Вооруженных Сил РФ показывает, что командиром (начальником) в процессе подготовки воспитательного воздействия определяются: - конкретная цель воспитательного воздействия (чего хочет добиться воспитатель); - содержание и источники воздействия (какие нравственные нормы разъяснить военнослужащим; какие требования предъявить к ним; определить, что будет источником влияния: слово; документ; организация конкретных практических действий или мероприятий и т.п.); - пути и методы воздействия (убеждение или принуждение, поощрение или пример и т.д.), характер их применения (непосредственный или опосредованный, быстрый или постепенный); - форма воспитательного воздействия (тематический диспут, собрание военнослужащих по контракту, индивидуально-воспитательная беседа и т.д.). Решение этих вопросов помогает более полно учесть факторы, которые могут повлиять на характер восприятия воином воспитательного воздействия. Чем лучше и полнее учтены эти факторы, тем активнее проходит процесс внутреннего принятия военнослужащим усвоенных требований и норм поведения. Анализ педагогической сущности воспитания контрактников и требований, предъявляемых к ним, указывает на многогранность этого процесса. Те, кто принимают участие в воспитании, понимают, насколько это сложное явление. «У нас считают, что любой человек, любой, кто угодно, стоит его только назначить на должность воспитателя и заплатить ему жалование... может воспитывать, - писал известный педагог А. С. Макаренко. - А между тем это работа самая трудная, в итоге, возможно, работа самая ответственная и требующая от личности не только большого напряжения, но и больших сил, больших способностей». |
|
Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильма об организации воспитательной работы с военнослужащими 200-й омсбр ЗВО (п. Печенга, Мурманская область).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Напомнить обучаемым тему, цели занятия.
2. Ответить на вопросы обучаемых.
3. Дать задание на самоподготовку
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
- изучить материал данной темы;
- приказ МО РФ от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”;
- приказ МО РФ от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ»;
- Справочник офицера-воспитателя (Раздел «Методика воспитательной работы»);
- Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ. М., 2004г.;
- Башлаков А.А. Военная педагогика / А.А. Башлаков. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008 г. – 504 с.;
- Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г.;
- Резник Н.И. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле). Методическое пособие / Н.И. Резник. – М.: ГУВР ВС РФ, 2002 г.;
- Алехин И.А. Теория и практика воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие / И.А. Алехин. – М.: ВУ, 2003 г.
- Военная психология и педагогика. М., 1998.
- Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.
- Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. М.: Академия, 2007.
- Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск. 1994.
- Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2000.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
- «Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации», введенное в действие приказом Министра обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 г.