Организационная структура урока. Конспект урока




Конспект урока

По истории для 5 класса

По теме «ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ» дата:27.04.2020

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна.

Педагогические цели.Способствовать формированию представлений о сущности диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме; содействовать ознакомлению с личностью Цезаря, определению причин и последствий покушения на Цезаря
Тип и вид урока.Комбинированный / урок-беседа
Планируемые результаты (предметные).Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
Личностные результаты.Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Метапредметные результаты.Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии.Биография Юлия Цезаря. Переход через Рубикон. Диктатура Цезаря, его деятельность на посту главы государства. Убийство Юлия Цезаря. Октавиан – наследник Цезаря. Цицерон – величайший оратор Рима. Захват Цезарем власти – 49 г. до н. э. Убийство Цезаря – 44 г. до н. э. Ветеран, диктатор, цезарь. Крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!»
Образовательные ресурсы.Учебник. Учебная картина «Убийство Цезаря в сенате»

Организационная структура урока

1. Организационный момент Организация учащихся к работе на уроке, проверка отсутствующих 2. Актуализация знаний по теме: «Восстание Спартака» Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме. Учитель: - Когда вспыхнуло восстание и кто был во главе рабов - Каковы были причины восстания? - А какие были цели восстания? - Назовите и покажите на карте места сражений восставших рабов с римской армией - Что за личности Лукулл, Помпей, Красс? - Каким образом погиб Спартак и что произошло с его армией, после его смерти? - Назовите причины поражения восстания?  
3. Переход к изучению новой темы Учитель: рассказ учителя: -В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему? (слайд 4 -После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть были Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга. (сл. 5) -В эти же годы выдвигается ещё один человек. Гай Юлий Цезарь. Чтобы составить представлении об этом человеке, давайте познакомимся с ним.
4. Новая тема Учитель: - Прославившийся в истории как легендарный полководец и лидер, Гай Юлий Цезарь, был римским императором (100 – 44 до н. э.), который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет. Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. Он принадлежал к старинному знатному роду. Мать Цезаря Аврелия постаралась дать сыну хорошее образование, пригласив к нему домашним учителем лучшего грамматика того времени Марка Антония Гнифона. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать, писать, говорить, умел диктовать писцам сразу несколько текстов, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие, пылкость натуры сочеталась с холодным и расчетливым умом, а твердый характер позволял ему все начатое доводить до конца. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. В молодые годы он жаловался, что не совершил еще ничего выдающегося, тогда как Александр Македонский в этом возрасте уже покорил мир. Но еще юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил одну из высших военных наград – дубовый венок. В 16 лет Цезарь потерял отца и одновременно надел одноцветную тогу как символ зрелости. В этот же год его женили на дочери Корнелия Цинны. Знатное родство сулило юноше блестящую победу. В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так как успеха в политике мог добиться лишь тот, кто умел выступать в суде и на народном собрании. Достижения Цезаря были настолько весомыми, что все последующие императоры, правившие в Риме, превратили его имя в титул. Кстати, именно от имени Цезарь произошло немецкое слово «кайзер», а также русское слово «царь». В свои 40 лет он стал консулом, одним из самых важных должностных лиц в управлении. Осознавая, что Римская республика уже приближается к своему закату, он сделал все возможное, чтобы ограничить власть сената, создав первый триумвират (с Помпеем и Крассом), в котором триумвиры делили между собой сферы влияния. Цезарь использовал эти силы, чтобы приобретать новые земли. Военная тактика Цезаря была простой: разбивать врага по частям и вдохновлять воинов своим примеров. И одно, и другое получалось у него безупречно Военные успехи делали полководца популярным в Риме, сенаторы стали опасаться власти новоиспеченного лидера. В 49 г. до н.э. Цезарь получил приказ от сената вернуться в Рим, но он предпочел вступить в гражданскую войну, уничтожив войска Помпея, который успел убежать в Грецию. Юлий Цезарь последовал за своим врагом и в 48 г. до н.э. произошла решающая битва при Фарсале. Не смотря на то, что войска противника были в 2 раза больше по численности, Цезарь смог разгромить армии Помпея, который на этот раз отправился в Египет, где и был убит. Будучи в Египте, Цезарь встретил Клеопатру, с которой у него был роман. В 47 г. до н.э. он разгромил войска понтийского царя Фарнака. Именно после этого сражения Цезарь написал в Рим о своей победе знаменитыми «Veni vidi vici» («Пришел, увидел, победил»). - Кто такой Гай Юлий Цезарь? - Каким он был в юности? - Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец? - Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти. Однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражалось 320 пар бойцов. Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился их поддержкой. Они не считали его своим соперником, а его известность среди простого народа хотели использовать в своих целях. НО именно народ помог ему стать консулом. Через год по окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию. - Узнав решении Сената, Цезарь подошёл к речке Рубикон Рубико́н — небольшая река на Апеннинском полуострове, впадает в Адриатическое море, к северу от Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия. Река известна, главным образом, благодаря выражению «перейти Рубикон», означающему некоторое бесповоротное решение. Юлий Цезарь ещё не стал императором, а являлся одним из римских военачальников, и сам Рим был республикой. По закону проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. Однако 10 января 49 г. до н. э. Цезарь со своими легионами подошёл к Рубикону. Будущий император не был до конца уверен в силе своего войска и поэтому какое-то время колебался, ведь в случае неудачи он мог полностью потерять власть. Однако Цезарь всё-таки перешёл через реку и после гражданской войны стал императором. С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает рискнуть всем ради великой цели. Аналогичный. - Рим был взят без боя, и беднота торжественно встречала победителя. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб. (сл.13) Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков. (сл. 14) запишем определения: Ветеран – старый солдат, завершивший службу. Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки. (сл. 15) - На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь. Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной. На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон. -Убийство Цезаря. Вся власть была сосредоточена в руках Юлия Цезаря, и появились люди, которые ненавидели Цезаря, но по­нимали, что бесполезно бороться против его диктатуры. Единственную надежду они воз­лагали на смерть Юлия Цезаря. Среди сенаторов возник заговор, ставив­ший целью уничтожить Цезаря и восста­новить старые республиканские порядки. Число заго­ворщиков скоро достигло 60, и слухи о го­товящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали Цезаря и советовали ему усилить охрану, но он не прислуши­вался к многочисленным доносам. В большин­стве своем они были ложны. «Лучше,— говорил он,— один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судь­бой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно». Заговорщики решили убить диктатора в иды марта т.е. середина месяца, приходившаяся на 13 или 15 число. В этот день должно было сос­тояться заседание сената на котором Цеза­ря предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Ита­лии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил Цезаря, чтобы тот опасался мартовских ид. По до­роге он встретил гадателя, предупредив­шего Цезаря об опасности. «Почему не сбы­вается твое предсказание? — насмешливо спросил Цезарь.— Иды марта пришли, а я все еще жив». «Пришли, но не прошли»,— будто бы ответил прорицатель. Эти слова стали потом поговоркой. Когда Цезарь подошел к самому входу в курию (так называлось здание для заседания сената), один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообще­нием о готовящемся покушении. «Немед­ленно прочти это, Цезарь,— сказал он,— и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле». Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Опасаясь, что силач Ан­тоний сможет помешать убийцам, Децим Брут ловко задержал его разговором у вхо­да в сенат. Между тем Цезарь вошел в курию, и все стоя приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружи­ли кресло Цезаря. Заговорщики, выхва­тив из-под плащей мечи, бросились на дик­татора. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сена­торы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за Цезаря, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обли­ваясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смот­рит на противника, распростертого у его ног.  
5. Закрепление изученного материала - Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам тест, который проверит, как вы усвоили материал. Перед вами тест. Впишите в тест правильные ответы и обведите их. А правильно или ошиблись при выполнении теста мы узнаем на следующем уроке.
6. Итог урока - Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями.  
7. Постановка домашнего задания 4.Домашнее задание Прочитайте §52 и ответите на вопросы: Почему Брут примкнул к заговору? Объясните, что означает выражение “И, ты Брут!”. Прочтя распечатки – убийство Цезаря.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: