Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)




Академическая музыка – зачёт

1. Ранний авангард в России

2. Нововенская школа. Додекафония и сериализм

3. Неоклассицизм в музыке

4. Ключевые муз.течения второй половины ХХ века

5. Современная опера

6. Муз.перформанс

7. Советская музыка после 1945 года и современные российские композиторы

8. Фестивали, имена, площадки современной музыки в России и в мире.

Ранний авангард в России

Александр Мосолов

Владимир Дешевов

Иван Вышнеградский

Лев Термен

Арсений Авраамов

Артур Лурье

Игорь Стравинский («русские балеты»)

Нововенская школа. Додекафония и сериализм

Арнольд Шенберг

Альбан Берг

Антон Веберн

Музыкальный неоклассицизм

Игорь Стравинский (средний период - неоклассический)

Пауль Хиндемит

Имена и ключевые муз.течения второй половины ХХ века

Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка + алеаторика)

! Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры)

Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм)

Жерар Гризе (спектрализм)

! Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура)

Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка)

Дьёрдь Лигети (сонорика)

Брайан Фернейхоу (новая сложность)

Стив Райх (минимализм)

Джон Кейдж (флюксус)

Опера и музыкальный перформанс

Беат Фуррер (муз.спектакль «Begehren» / «Вожделение»)

Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)

Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)

Елена Рыкова (муз.перформанс «Зеркало Галадриэль»)

Фарадж Караев («Положение вещей» - спектакль в жанре «инструментального театра»)

 

1. Н.А.Рославец, И.А.Вышнеградский, Н.Б.Обухов, А.С.Лурье, А.М.Авраамов, И.Шиллингер (а также, возможно, Е.Голышев, А.В.Мосолов и др.); некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье; в США – Лурье, Шиллингер); остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги)

1.2. 1913 - Зарождение русского авангарда -

Опера «Победа над Солнцем»

В эту эпоху возникает взрыв разных направлений в музыке

Музыкальный урбанизм: воспроизведение музыкальными инструментами звуков заводов и машин.

- Александр Мосолов – «завод.музыка машин»

- Владимир Миширов – «Рельсы»

- Арсений Авраамов – «симфония гудков» – весь город пространство для произведения. Альтернатива колокольному звону, потому что церкви сносили

- Лев Термен – терменвокс – первый электромузыкальный инструмент. (1920)

- четвертитоновый ряд (тон делится не на 2, а на 4)(Вышнеградский)

- Игорь стравинский – балет «весна священная»

- Мосолов Роман – «Газетные вырезки»

 

Неоклассицизм.

- музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

- Многообразие вариантов Неоклассицизма в музыке обусловлено тем, что его представители обращались прежде всего к возрождению нац. муз. традиций:

в Германии (П. Хиндемит, Э. Кшенек, М. Буттинг и др.)

- к инстр. наследию И. С. Баха:

в Италии (А. Казелла, Ф. Малипьсро, О. Респиги и др.)

- к традициям инстр. концертов А. Вивальди, старинной итал. оперы и др.;

во Франции (К. Дебюсси в последний период творчества, М. Равель, Ф. Пуленк, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Франсе и др.)

- к старинным франц. сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорич. придв. балету, традиции театрализов. представлений эпохи Великой франц. революции

- Игорь Стравинский, Венса дЭнди, Макс Регеенр, Рихард Штраус

- Как реакция и прямое возражение на музыкальный стиль импрессионизма, неоклассицизм впервые получил своё законченное воплощение в 1910-е годы в фортепианных и вокально-симфонических произведениях Эрика Сати и Макса Регера.

- кризис крупномасштабной романтич. симфонии привёл к возрождению жанров, исторически ей предшествовавших (сюита, concerto grosso, полифонич. циклы и т. д.);

- свободное использование стилей и жанров; переосмысление старых муз.сочинений.

- Игорь Стравинский: балет «Пульчинелла» 1920 – стилизовал в манере классицизма.

Камерная опера «Мавра» 1922

Опера-оратория «Царь Эдип» 1927

 

- Пауль Хиндемит – держался в стороне от додекафонии. В 1920 годы обращается к контрапунтическому стилю, который ещё называют «неоклассическим»

Серия работ «Kammermusik» (камерная музыка)

- кароче, миксовали что могли и по хардкору. Смешивали джин с пивом и никто не блевал. Например: военный марш+пассакалья, бразильская модилья+фуга

- контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Нота против ноты

5. Современная опера

Основные приемы и принципы:

- Один из самых распространенных приемов в современной опере — перенос ее действия из одного исторического периода в другой.

- постмодернистская хрень: когда актёров одевают в современную одежду, но забывают о трагедии сюжета.

- ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка) - 1) словесный текст муз.-драм. произв. - оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории. 2) Литературный сценарий балетного спектакля. 3) Краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

- Представители:

Ханс Вернер Хенце - Boulevard Solitude (1952), Elegy for Young Lovers (1961), The English Cat

Харрисон Бёртуистл, Бёртуисл - Punch and Judy (1968), The Mask of Orpheus (1986), Gawain (1991)

Филип Гласс - Satyagraha (1980), Akhnaten (1984), The Voyage (1992), La Belle et la Bête (1994), Waiting for the Barbarians

Джон Адамс - The Death of Klinghoffer (1991), Dr Atomic (2005)

- Беат Фуррер: Вожделение/ Begehren, опера, либретто автора по произведениям Вергилия, Овидия, Чезаре Павезе (концертное исполнение – 2001, сценическое – 2003)

- Феррер описывает свою оперу как «слияние разговорного текста с инструментальным звуком»

- минималистские белые костюмы - более скучные, чем музыка.

- Первое произносимое слово - «тени», и звук «тссс» мгновенно рассеивается по хору и по инструментальному ансамблю, что должно привести к отказу от традиционной техники хриплого нюанса и царапающего белого шума.

Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)

- «Индекс металлов» - это последнее сочинение Ромителли, написанное всего за пятьдесят осенних дней 2003 года и представляющее собой своего рода стилистический манифест.

- Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз.

Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)

- инструментальный театр – зардился в 50е, жанр музыкального искусства ХХ века, имеющий собственную специфику бытования, выражающую тенденцию к синтезу искусств, и внутрижанровую классификацию, изменяющий функции каждого объекта коммуникативной цепочки «композитор – исполнитель – слушатель».

- Маурисио Кагель: известный произведениями с внедрёнными элементами перформанса, подразумевающего включение исполнителей в театральную актёрскую игру.

- эксперименты с акустикой. Использование в качестве музыкальных инструментов нехарактерных музыкальному скусству предметов. Особое расположение инструментов и предметов в пространстве сцены и зала, передвижение акустических объектов при сценической реализации опуса.

пьеса «Pas de cinq» (1965)

«Der Schall / Звук» (1968)- музыкально-сценический опус для пяти исполнителей, играющих в совокупности на 54 инструментах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: