Академическая музыка – зачёт
1. Ранний авангард в России
2. Нововенская школа. Додекафония и сериализм
3. Неоклассицизм в музыке
4. Ключевые муз.течения второй половины ХХ века
5. Современная опера
6. Муз.перформанс
7. Советская музыка после 1945 года и современные российские композиторы
8. Фестивали, имена, площадки современной музыки в России и в мире.
Ранний авангард в России
Александр Мосолов
Владимир Дешевов
Иван Вышнеградский
Лев Термен
Арсений Авраамов
Артур Лурье
Игорь Стравинский («русские балеты»)
Нововенская школа. Додекафония и сериализм
Арнольд Шенберг
Альбан Берг
Антон Веберн
Музыкальный неоклассицизм
Игорь Стравинский (средний период - неоклассический)
Пауль Хиндемит
Имена и ключевые муз.течения второй половины ХХ века
Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка + алеаторика)
! Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры)
Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм)
Жерар Гризе (спектрализм)
! Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура)
Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка)
Дьёрдь Лигети (сонорика)
Брайан Фернейхоу (новая сложность)
Стив Райх (минимализм)
Джон Кейдж (флюксус)
Опера и музыкальный перформанс
Беат Фуррер (муз.спектакль «Begehren» / «Вожделение»)
Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)
Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)
Елена Рыкова (муз.перформанс «Зеркало Галадриэль»)
Фарадж Караев («Положение вещей» - спектакль в жанре «инструментального театра»)
1. Н.А.Рославец, И.А.Вышнеградский, Н.Б.Обухов, А.С.Лурье, А.М.Авраамов, И.Шиллингер (а также, возможно, Е.Голышев, А.В.Мосолов и др.); некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье; в США – Лурье, Шиллингер); остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги)
|
1.2. 1913 - Зарождение русского авангарда -
Опера «Победа над Солнцем»
В эту эпоху возникает взрыв разных направлений в музыке
Музыкальный урбанизм: воспроизведение музыкальными инструментами звуков заводов и машин.
- Александр Мосолов – «завод.музыка машин»
- Владимир Миширов – «Рельсы»
- Арсений Авраамов – «симфония гудков» – весь город пространство для произведения. Альтернатива колокольному звону, потому что церкви сносили
- Лев Термен – терменвокс – первый электромузыкальный инструмент. (1920)
- четвертитоновый ряд (тон делится не на 2, а на 4)(Вышнеградский)
- Игорь стравинский – балет «весна священная»
- Мосолов Роман – «Газетные вырезки»
Неоклассицизм.
- музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.
- Многообразие вариантов Неоклассицизма в музыке обусловлено тем, что его представители обращались прежде всего к возрождению нац. муз. традиций:
в Германии (П. Хиндемит, Э. Кшенек, М. Буттинг и др.)
|
- к инстр. наследию И. С. Баха:
в Италии (А. Казелла, Ф. Малипьсро, О. Респиги и др.)
- к традициям инстр. концертов А. Вивальди, старинной итал. оперы и др.;
во Франции (К. Дебюсси в последний период творчества, М. Равель, Ф. Пуленк, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Франсе и др.)
- к старинным франц. сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорич. придв. балету, традиции театрализов. представлений эпохи Великой франц. революции
- Игорь Стравинский, Венса дЭнди, Макс Регеенр, Рихард Штраус
- Как реакция и прямое возражение на музыкальный стиль импрессионизма, неоклассицизм впервые получил своё законченное воплощение в 1910-е годы в фортепианных и вокально-симфонических произведениях Эрика Сати и Макса Регера.
- кризис крупномасштабной романтич. симфонии привёл к возрождению жанров, исторически ей предшествовавших (сюита, concerto grosso, полифонич. циклы и т. д.);
- свободное использование стилей и жанров; переосмысление старых муз.сочинений.
- Игорь Стравинский: балет «Пульчинелла» 1920 – стилизовал в манере классицизма.
Камерная опера «Мавра» 1922
Опера-оратория «Царь Эдип» 1927
- Пауль Хиндемит – держался в стороне от додекафонии. В 1920 годы обращается к контрапунтическому стилю, который ещё называют «неоклассическим»
Серия работ «Kammermusik» (камерная музыка)
- кароче, миксовали что могли и по хардкору. Смешивали джин с пивом и никто не блевал. Например: военный марш+пассакалья, бразильская модилья+фуга
- контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Нота против ноты
5. Современная опера
|
Основные приемы и принципы:
- Один из самых распространенных приемов в современной опере — перенос ее действия из одного исторического периода в другой.
- постмодернистская хрень: когда актёров одевают в современную одежду, но забывают о трагедии сюжета.
- ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка) - 1) словесный текст муз.-драм. произв. - оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории. 2) Литературный сценарий балетного спектакля. 3) Краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.
- Представители:
Ханс Вернер Хенце - Boulevard Solitude (1952), Elegy for Young Lovers (1961), The English Cat
Харрисон Бёртуистл, Бёртуисл - Punch and Judy (1968), The Mask of Orpheus (1986), Gawain (1991)
Филип Гласс - Satyagraha (1980), Akhnaten (1984), The Voyage (1992), La Belle et la Bête (1994), Waiting for the Barbarians
Джон Адамс - The Death of Klinghoffer (1991), Dr Atomic (2005)
- Беат Фуррер: Вожделение/ Begehren, опера, либретто автора по произведениям Вергилия, Овидия, Чезаре Павезе (концертное исполнение – 2001, сценическое – 2003)
- Феррер описывает свою оперу как «слияние разговорного текста с инструментальным звуком»
- минималистские белые костюмы - более скучные, чем музыка.
- Первое произносимое слово - «тени», и звук «тссс» мгновенно рассеивается по хору и по инструментальному ансамблю, что должно привести к отказу от традиционной техники хриплого нюанса и царапающего белого шума.
Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)
- «Индекс металлов» - это последнее сочинение Ромителли, написанное всего за пятьдесят осенних дней 2003 года и представляющее собой своего рода стилистический манифест.
- Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз.
Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)
- инструментальный театр – зардился в 50е, жанр музыкального искусства ХХ века, имеющий собственную специфику бытования, выражающую тенденцию к синтезу искусств, и внутрижанровую классификацию, изменяющий функции каждого объекта коммуникативной цепочки «композитор – исполнитель – слушатель».
- Маурисио Кагель: известный произведениями с внедрёнными элементами перформанса, подразумевающего включение исполнителей в театральную актёрскую игру.
- эксперименты с акустикой. Использование в качестве музыкальных инструментов нехарактерных музыкальному скусству предметов. Особое расположение инструментов и предметов в пространстве сцены и зала, передвижение акустических объектов при сценической реализации опуса.
пьеса «Pas de cinq» (1965)
«Der Schall / Звук» (1968)- музыкально-сценический опус для пяти исполнителей, играющих в совокупности на 54 инструментах.