Религиозно-философские трактаты – «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»




Трактаты последних лет жизни Цицерона

В два последних года жизни Цицерон написал ряд философских трактатов, в которых видна такая свежесть умственных сил, которая удивительна в шестидесятилетнем старце. Он сам говорит, что только излагает на латинском языке мысли, изобильно даваемые ему греческими философами. Он сделал в это время несколько переводов. Некоторые из написанных им тогда трактатов погибли, как например «Похвала Катону Утическому », диалог «Гортензий, Или о философии», некогда весьма знаменитый. Не дошло до нас и «Утешение» (Consolatio), написанное Цицероном в глубокой скорби о смерти дочери Туллии, которую он очень любил (трактат, который мы имеем под заглавием Consolatio, приписан ему ошибочно). От сделанной Цицероном переработки «Тимея» Платона дошел до нас только отрывок. От его трактата «Академические исследования (AcademicaeQuestiones), излагавшего философию Платона и его преемников в Академии, написанного в разговорной форме и состоявшего из четырех книг, до нас дошли только первая книга во второй редакции и вторая книга в первой редакции.

Кроме этого, старик, часто страдавший бессонницею, написал тогда еще несколько трактатов превосходных по содержанию и по форме, принадлежащих к числу самых лучших его произведений и дошедших до нас вполне. Из них назовем сначала четыре больших трактата.

 

«О пределах блага и зла»

1) «О пределах блага и зла» (в другом переводе – «О величайшем благе и величайшем зле», Definibusbonorumetmalorum), разговор, состоящий из пяти книг, излагающий и подвергающий разбору учения эпикурейцев, стоиков, академиков и перипатетиков о цели жизни и о том, в чем должно состоять истинное счастье. Торкват излагает эпикурейское участие о нравственности; Цицерон возражает ему; Катон излагает учение стоиков; Цицерон возражает ему; Наконец Пизон излагает нравственные учения Древней Академии и перипатетиков.

 

«Тускуланские беседы»

2) «Тускуланские беседы» (Tusculanaedisputationes), трактат в пяти книгах, имеющий своею целью, по определению самого Цицерона (Dedevinatione II, 1), изложить понятия о том, что необходимо для счастья. В первой книге говорится о презрении к смерти; во второй, о перенесении страданий; в третьей, о средствах смягчить печаль; в четвертой, о средствах одолевать другие душевные волнения, нарушающие счастье; в пятой книге излагается мысль, делающая величайшую честь философии: добродетель сама по себе уж достаточное счастье. «Тускуланские беседы» – самое знаменитое из философских произведений Цицерона; оно богато блестящими страницами, прекрасными рассказами, потому занимательно в чтении; но слог его местами небрежен: видно, что оно писано наскоро.

 

Религиозно-философские трактаты – «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»

3) Религиозно-философские трактаты «О природе богов» (Denaturadeorum), «О дивинации (гаданиях)» (Dedivinatione) и «О судьбе» (Defato), соединяемые нами в одну группу, имеют очень важное значение, потому что в них излагаются религиозные учения важнейших философских школ того времени по греческим источникам, которые погибли. Текст сильно испорчен пропусками и интерполяциями; слог неровен, местами шероховат. В первой книге трактата «О природе богов», написанного в разговорной форме, Веллей излагает учение эпикурейцев, во второй Луций Бальб учение стоиков; академик Котта опровергает и того и другого. В тесной связи с этим трактатом находится исследование «О дивинации» – ясный, свободный от предрассудков разбор обычных форм гадания о воле богов и учения стоиков,что возможно разгадывать будущее по выводам из наблюдений. Дополнением к исследованию о возможности гаданий служит трактат «О судьбе», дошедший до нас в испорченном виде; Цицерон в этом изыскании раскрывает внутренние противоречия, заключающиеся в учении стоиков о судьбе.

 

«Об обязанностях»

4) Для своего сына Марка, учившегося тогда в Афинах, Цицерон написал трактат «Об обязанностях» (DeOfficiis), состоящий из трех книг, – руководство к изучению нравственной философии. Из всех философских произведений Цицерона самое любимое публикою было, как мы говорили, «Тускуланские беседы»; самым любимым после них был этот трактат. Две первые книги его, излагающие учение о нравственно хорошем и о полезном представляют переработку трактата Панеция, философа стоической школы; в третьей книге, говорящей о случаях столкновения между полезным и нравственно хорошим, Цицерон излагает собственные мысли о том, как должен поступать государственный человек при столкновении разных обязанностей. Богатство верных выводов из опыта жизни, благородный образ мыслей, простое, ясное изложение дают высокое достоинство этому трактату Цицерона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: