МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»»




ДОКЛАД: «ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Рущак С.А.

МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт – эти дети обычно страдают рассеянным вниманием, ослабленной памятью, не умением быстро реагировать на нестандартную ситуацию, большинство из них доверчивы к окружающим, склонны к ведомости и т.д. выпуская детей на школьный этап обучения многие родители начинают относится к ребёнку – школьнику, как ко взрослому, забывая, что у ребёнка имеются проблемы в познании окружающего социума, в умении пользоваться полученными ранее знаниями на практике и т.д. С такими детьми нужно многократное повторение, напоминание и практическое обучение, чтобы полученные знания – автоматизировались, чтоб он с лёгкостью смог воспользоваться ими в нужный момент, и справиться с любыми ситуациями без ущерба своему здоровью.

Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др.

Говоря о природных опасностях, следует отметить роль антропогенного влияния на их проявления. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной среде связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность солей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, пусковым механизмом последующих. По имеющимся данным, число опасных явлений на земле почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличиваются. Ежегодная вероятность гибели жителя нашей планеты от природных опасностей примерно составляет один человек на каждые сто тысяч жителей.

Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения, которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться.

Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.

Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными. Печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить.

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: “Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...”, “Пойдем, покажу тебе на чердаке котят”, “Хочешь, я тебя прокачу” и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Таким образом, можно выделить 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) Предвидение опасности,

2) Уклонение от опасности,

3) Преодоление опасности.

 

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1 год

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Занятия с детьми о правилах поведения в общественном транспорте Консультация «Безопасность наших детей»  
Октябрь   Беседа «Если ты дома один»    
Ноябрь Сюжетно-ролевые игры «Безопасность», «Транспорт»   Беседа «Пожар – это опасно»   Семинар «Что нужно для безопасности ребенка?»
Декабрь Беседа«Горячие предметы на кухне»   Памятка «Если ты потерялся» Консультации в родит.уголке «Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»  
Январь Рисование «От чего бывает пожар».   Беседа «Правила поведения детей на воде»   Обновление уголков безопасности
Февраль Конкурс рисунков «Улицы нашего города»   Сюжетная игра «Служба спасения»   Беседа «Осторожно, сосульки!» Анкетирование по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях»    
Март Подвижные игры «Дорожная азбука»    
Апрель Спортивная эстафета «Автогонки»   Беседа «Как вести себя в жару на участке?» Конкурс семейных проектов «Красный, желтый, зеленый» Памятка «Ребенок и дорога»
Май Дидактические игры «Виды перекрёстков»   Викторина «Узнай и назови»   Обыгрывание ситуации «Как вести себя если…»    

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 2 год

 

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Памятка «Какие правила обязан соблюдать пешеход?» Памятка «О пожарной безопасности»  
Октябрь   Консультация«Электроприборы»   Беседа «Как знакомить детей с ПДД»
Ноябрь Сюжетно-ролевые игры «Постовой»    
Декабрь Подвижные игры «Найди безопасный путь» Консультация «Что читать детям о ПДД»  
Январь Игровое занятие «Мой друг светофор»   Рисование «Служба спасения»   Мастер класс «Собери дорожный знак»
Февраль Сюжетная игра «Мы пожарные»   Беседа «Улица глазами детей»  
Март Подвижные игры «Безопасная дорога»   Папка передвижка «Дорога без опасности»
Апрель Беседа «Спички детям не игрушка!» Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле»  
Май Дидактические игры «Угадай какой знак»   Обыгрывание ситуации «Правила поведения при возгорании» Консультация «Правила поведения при возгорании и задымленности»  

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 3 год

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Иллюстрации «Из за чего происходит пожар?»    
Октябрь   Иллюстрации «Правильно ли поступает ребенок?»   Чтение Б.Житков «Пожар в море» Беседа «Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы?»  
Ноябрь Экстремальная ситуация «Пожар!»   Консультация «Отвести беду»
Декабрь Беседа «Пожарная сигнализация» Дидактические игры «Что нужно пожарному для работы?» Буклет «Шалость детей с огнем – причина пожара!»  
Январь Решение проблемных ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить белье над плитой», «В доме зажгли бенгальский огонь» Памятка «Ваши действия в случае возникновения пожара» Памятка «Дети и огонь»
Февраль Конкурс рисунков «Осторожно, огонь» Сюжетная игра «Ловкие пожарные»   Консультация «Читайте детям о пожаре»  
Март Рисование «Пожарная машина» Беседа «Эта спичка - невеличка»   Презентация «Опасные игрушки»
Апрель Дидактические игры «Пожароопасные предметы», «Горит – не горит»    
Май Проведение опыта «Опасная свеча» Анкетирование «Пожарная безопасность»  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: