Матрица возрастных особенностей




Возраст Познавательная сфера Личностная сфера Коммуникативная сфера Деятельностная сфера Поведенческая сфера Сензитивные периоды
  Активное изучение окружающего мира. Когнитивное и перцептивное развитие. Исследование окружающей среды. Пассивный словарь ребенка опережает активное упо­требление слов. Активное развитие автономии ребенка.   Кризис 1 года характеризуется появлением самостоятельности Игры со взрослыми. Активно исследуют свое ближайшее окружение. Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение. Способность к манипулированию или активному перемещению компонентов среды в пространстве. Развит пинцетный зажим. Чрезвычайная активность. Моторное развитие: стоит без поддержки, первые шаги. Исследование предметов. Еда ложкой, питье из чашки. 1,5 года: многие действия носят подражательный взрослым характер. Развитие речи и Я-концепции. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие двигательных функций кистей рук. Обучение действиям с предметами.
  Интеллектуальное развитие связано с развитием восприятия. Познавательные интересы сконцентрированы на словах и значениях. Складываются представления о предметах и их признаках. Сенсорное развитие: - Подбирает по образу предметы круг, квадрат (вкладыши). - Ориентируется в двух контрастных величинах (большой, маленький) - Подбирает по образу и цвету 3-4 контрастных цвета. - Различает громкие, тихие звуки. Развитие речи: - Понимает простой рассказ по картинке (или из его опыта) - Отвечает на простые вопросы. - Обозначает действия словами, применяет 2-3 словные предложения употребляя прилагательные и местоимения. 2 года 6 месяцев: Сенсорное развитие: Подбирает по образу предметы основных геометрических форм. Подбирает по образу и просьбе предметы трех основных цветов. .Различает быстрый и медленный темп. Различает высокий и низкий звуки. Развитие речи. .Говорит предложениями (более 3-хслов). Появляются вопросы (где? куда?)\ Вербализация познавательных процессов (т. е. опосредование их речью).   Активен, преобладает бодрое настроение. Развивается потребность в самоутверждении. Первые реальные контакты с партнерами по игре. He боится взрослых. Доброжелателен к сверстникам. Сравнительно легко расстается с родителями. Быстро реагирует на эмоциональные игры. 2 года 6 месяцев: Быстро входит в эмоциональный контакт со взрослым. Слушает обращаемую к нему речь. Начинает вступать в кратковременные контакты с сверстниками. Доброжелателен. Легко расстается с родными. Полностью самостоятельно одевается, кроме застегивания и шнуровки. Умеет самостоятельно, аккуратно есть. Воспринимает ласку, поощрения, начинает испытывать стыд.     Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Способность к оперантному обучению Появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки (инсайта).. Воспроизводит действия взрослых с предметами, появляются предметные игры-подражания. - Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) - Выполняет несложные постройки из кубиков (домик, ворота, скамья) - Чертит карандашом. Частично самостоятельно одевается. Сам ест, пьет из кружки. 2 года 6 месяцев: - Отображает в игре разные сюжеты из жизни, в которых есть взаимосвязь и последовательность действий. - Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их (гараж, предметы мебели и др.) - Начинает овладевать карандашом.   Моторное развитие: Поднимается и опускается по наклонной доске (ширина 20-25 см, высота 10-15 см, длина 1,5-2 м) Перешагивает через веревку (12-18 см от пола), канавку. Перелезает через лежащее бревно. Подлезает через веревку (30 см от пола) Влезает на лесенку (1,5 м) и слезает с нее приставным да чередующим шагом. Бросает малый мяч в корзину (ящик) (диаметром = 60 см, расстояние 50-70 см от него) Держит два предмета в одной руке. Переворачивает страницы книги. Откручивает крышки. Ставит друг на друга до 6 кубиков. Ходит по кругу. Ходит по дорожке очерченной на полу. Ходит по наклонной доске (ширина 15-20 см, высота 20-30 см) Перешагивает через препятствия (высота 20-30 см) Подлезает под веревку (высота 30 см) Ходит на четвереньках по доске (3-4 метра) Влезает и слезает по гимнастической стенке. Бросает мяч вдаль от груди, из-за головы. Бросает малый мяч в щит 1-ой рукой (на расстоянии 60-100 см от него). Откручивает и закручивает крышки.     Развитие речи и активизация познавательных интересов на основе изучения качеств и свойств предметов. Расширение активного и пассивного словарного запаса. Развитие тактильного восприятия. Развитие двигательной системы ребенка, пространственного восприятия. Развитие сосредоточенности, умения спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Развитие устойчивости внимания, целеустремленности. Оперантное обучение (пользование различными вариантами одного и того же действия).  
  Сенсорное развитие. - Правильно показывает и называет 3 основных цвета. - Правильно и по назначению использует в игре геометрические фигуры (вкладыши). - Различает: большой, маленький. Различает: один, много. - Различает громкие, тихие звуки. - Складывает картинку из двух частей. Развитие речи. - В речи использует сложные предложения с придаточными. - Начинает использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. - Часто задает вопросы: "почему"?, "где"?, "когда"?, "зачем"? - Начинает пользоваться системой для согласования слов. - Составляет простейший описательный рассказ. - Умеет рассказать об эмоционально значимых событиях используя высказывания из 2-3 простых предложений. - Внимательно слушает сказки, рассказы. - Пересказывает простые сказки, рассказы, выделяя существенное звено. - Правильно пользуется речевым дыханием, говорит на выдохе. - Запоминает и помнит простые стихи.   Кризис 3 лет как утверждение самостоятельности, изъявление своей воли. Представление о своей половой принадлежности. Появление феномена «Я». Ребенок очень чувствителен к оценке взрослым себя и результатов своих действий. Говорит о себе в первом лице ("Я"). Умеет словами выразить свои желания. Различает эмоциональные состояния (смех, слезы), по выражению лица, по картинке. Проявляет устойчивое жизнерадостное настроение. Любознателен. Проявляет доверие к миру: "Я хороший. Меня все любят".   Внеситуативно - познавательная форма общения, в которой взрослый становится эталоном и носителем образцов действий и знаний о мире. Стабилизация привязанности. Проявляет интерес к взрослым и их действиям. Охотно вступает в общение с воспитателем, отвечает на вопросы о себе, членах семьи (как зовут маму, папу и др., о пережевывает пищу, любимых игрушках) Вступает в непродолжительные игровые контакты с детьми (10-40 минут) Активен в играх и других делах группы.     Предметная деятельность. Развитие игры и продуктивных видов деятельности. Развивается представление о результатах своих дей­ствий, гордость за свои достижения. Проявляются элементы "ролевой игры" - дочки - матери, в воспитательницу и др. Усложняются сюжетные постройки, которые используются в игре - домик, гараж. Справляется с программным материалом по рисованию. Справляется с программным материалом по лепке. Справляется с программным материалом по аппликации. Справляется с программным материалом по конструированию.   Знает, что хорошо, что плохо в поведении. Полностью сам одевается и раздевается, с не большой помощью взрослых. Аккуратно складывает снятую одежду. Опрятно ест, держит ложку в правой руке, тщательно. Моторное развитие: Сохраняет равновесие стоя на 1 ноге. Прыгает на 2-х ногах. Сидит на корточках. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или иную ногу. Бросает мяч через голову. Перешагивает препятствие чередующимся шагом. Рисует по образцу крест (+). Рисует черточки, воспроизводит простые формы (круг). Режет ножницами. Открывает крышки.   Ознакомление со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением в пространстве. Развитие речи и мышления. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Познавательное развитие. Развитие мелкой и крупной моторики. Подготовка руки к письму. Обучение счету. Расширение арсенала средств общения родителя с ребенком. Коррекция процессов возбуждения и торможения. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Поощрение самостоятельности.  
  Формирование способности к целеполаганию: представляет результат, сравнивает с образцом, выделяет отличия. Воссоздающее воображение. Смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы. Память непроизвольная, образная. Преобладает узнавание, а не запоминание.   Сенсорное развитие -Знает шесть основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку. -Знает «круг», «квадрат», «треугольник». -Умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте. -Правильно ориентируется в пространстве; знает «около», «рядом», «за». - Узнает на ощупь предметы. - Различает высокий, низкий звуки. -Знает времена года, время суток. - Знает «много», «мало», «один», считает до 5. - Складывает разрезанные картинки.(4 части).   Развитие речи. -Задает вопросы «Что?», «Зачем?», «Почему?». - Речь фразовая, грамматически оформлена. -Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке. - Называет сюжет картин, отвечает на вопросы по картинке. - Умеет группировать по классам: животные, мебель, посуда, птицы и т.д. -Слышит все звуки. - Заучивает сравнительно легко стихи по возрасту, помнит их. - Овладевает произношением трудных звуков – свистящих, шипящих,Л,Р.     Понимание необратимости своей половой принадлежности Внутренний мир ребенка полон противоречиями: стремится к само­стоятельности и не может справиться с задачей без помощи взрослых, он любит близких, они для него значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.   Возможны перепады настроения. Эмоциональное со­стояние зависит от физического ком­форта. Складываются оценочные суждения (хороший, плохой) сначала как подражание оценкам взрослого, а затем, как выражение ребенка к себе и другим.   На настроение влияют взаимоот­ношения со сверстниками и взрослыми. Усвоение правил взаимоотношений в группе сверстников. Осознание своего поведения и интерес к миру взрослых. Внимателен, слушает, что говорят взрослые. Называет взрослых по имени, отчеству. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Любознателен.   Сюжетно-ролевая игра.Активность и неутомимость, постоянная готовность к дея­тельности. Гордость за свои успехи, критически оценивает результаты сво­его труда. Детская деятельность: Появляется сюжетно – ролевая игра с 2-3 детьми (10-40 минут). Появляются любимые игры. Любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием (более 10 минут). Обыгрывает постройку- «гараж», «комната», «домик». Справляется с заданиями по рисованию. Лепит согласно возрастным нормам. Аппликации соответствуют программным требованиям.   Формируется регулирующая функция речи: ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняет его требования. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельности. Начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий. Возникает личностное действие и сознание «Я сам». Формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности. Моторное развитие: 1.Умеет подпрыгивать на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед. 2. Прыгает на одной ноге. 3. Координирует движение рук при ходьбе, не шаркает ногами. 4. Умеет ходить и бегать на носочках взявшись за руки. 5. Без боязни прыгает с высоты. 6. Может ходить по бруску высотой 30 см, шириной 20 см. 7. Активен в подвижных играх. 8. Может отбить мяч от пола и поймать его. 9. Координирует движение пальцев при конструировании. 10. Рисует горизонтальные и вертикальные линии.   Соблюдает элементарные правила поведения. Самостоятельно умывается, вытирается. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, не шнурует. Самостоятельно кушает, правильно пользуется ложкой, вилкой.   Начало формирования трудолюбия. Развитие интеллектуальной сферы дошкольников, творческих способнгостей.
4-5 Наглядно-действенное мышление, на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. расширение кругозора ребенка. Интерес к причи­нам и следствиям возникновения явлений (вопрос «почему?»). Любознательность и любопытство. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным. В нем выделяют произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. развитие способности выстраивать умо­заключения, отрыв мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса. Возможность его произволь­ного переключения. Развитие фантазирова­ния. Постижение смысла абстрактных понятий. Использование развернутых сообщений -монологи, рассказы.. развитие диалогической речи, которая включает в себя указания, оценку, согласование игровых действий. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия, рассуждать о способах решения. Сенсорное развитие: Срисовывает простые формы (круг, квадрат и т.д.). Различает разные по высоте звуки, (различает голоса в игре "Чей голос?") Воспроизводит простой ритм. Определяет и называет новые геометрические фигуры - ромб, овал. Правильно называет 8 основных цветов и оттенки — голубой, розовый, фиолетовый, серый. Расставляет по величине 6-10 предметов (в возрастающем и убывающем порядке). Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника. Развитие речи: Имеет богатый словарный запас. Произносит все звуки. Связно рассказывает небольшие рассказы, сказки. Производит анализ четырехзвуковых слов. Активен в речевом общении. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает сравнительно быстро и прочно. Составляет рассказы по картинке из нескольких предложений, Правильно отвечает на вопросы. Обобщает 3 предмета, методом исключения (игра 4-й лишний) (мебель фрукты, транспорт и т.д.) Способность использовать словесные рассуждения при решении задач в феномене эгоцентрической речи.   Повышение психологической вынос­ливости. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепа­дам настроения. Ведущим становится познавательный мотив. Ребенок задает проблемно- поисковые вопросы.   Значимость сверстников. Стремление к партнерству в играх. Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения. В играх – имитация ролевых отношений между людьми. Социально-эмоциональное развитие: -Внимателен, собран. -Согласует свою деятельность с другими. -Уважительно относится к взрослым. -Преобладает хорошее, бодрое настроение. -Осознано выполняет правила поведения и требует этого от других. -Самостоятельно одевается, умывается, ест.   Возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость и чувствительность к оценкам старших.   Ведущая деятельность – игровая. Проявляет устойчивый интерес к игре. Есть любимые игры и роли. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила. Темы игр различны, преобладают семейные, сказочные или профессиональные. Свободно рисует карандашом и красками. Конструирует по образу и замыслу. Успешно располагает детали и формы, наклеивает их при аппликации.   Физическая выносливость. Моторное развитие: 1. Увлеченно прыгает, бегает, движения приобретают ловкость. 2. Размахивается при метании предмета. 3. Может ходить боком по скамейке. 4. Умеет прыгать на месте чередуя ноги, прыгая на одной ноге продвигаться вперед. 5. Стоит на одной ноге с закрытыми глазами (до 15 сек). 6. Бегает, легко огибая препятствия. 7. Отбивает мяч одной рукой о землю несколько раз подряд. 8. Хорошо владеет ножницами. 9. Аккуратно раскрашивает картинку, не выходя за края.     Нравствен­ное и познавательное развитие. Развитие восприятия. Развитие памяти. Развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей. Подготовка к школьному обучению. Развитие эмоционально-личностной сферы, навыков межличностного общения.
5-6 Творческое освоение языковой действительности. Переход к контекстной речи: пересказ рассказа, описание картины, передача впечатлений об увиденном. Сохраняется ситуативная речь. Тенденция к обобщению, установлению связей. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание -эпизодическое. Трудный для запоминания материал воспроизводят играя. Сенсорное развитие: Копирует простой узор (срисовывает) Различает и воспроизводит звуки (медленный - быстрый, тихий - громкий, глухой - звонкий). Развита тактильная чувственность (узнает предметы с закрытыми глазами). Знает все основные цвета и их оттенки. Знает простые и более сложные геометрические фигуры. Указывает основные различия. Расставляет по величине 10 и более предметов. Быстро находит место предмета в ряду. Классифицирует: величине, цвету, размеру. 12. Обобщает, группирует (овощи, фрукты, мебель, транспорт и др.). Определяет свое местонахождение среди объектов окружения, понимает понятия: "спереди - сзади", "слева - справа", "верх-низ", "над - под", "за", "рядом" и др. Имеет временные представления: различает время суток, года, знает дни недели, понимает значение слов "вчера", "сегодня", "завтра". Развитие речи: Правильно произносит все звуки, замечает ошибки. Грамотно использует все части речи, сложные предложения. Умеет составить рассказ по картинке с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего, будущего. Осуществляет звуковой анализ слов, слоговой. Понимает скрытый смысл коротких рассказов, пословиц. Понимает причинно-следственные связи (трава деревья мокрые, значит недавно был дождь и т.д.) Быстро и надолго запоминает стихи. Владеет речевой интонацией (ритм, темп, пауза). Стойкий интерес к знаниям. Преобладает хорошее, бодрое настроение. Контролирует свое поведение: плаксивость, раздражительность, лишние движения, страх нового, прививок и др. Формирование познавательных и соревновательных мотивов.   Растет потребность в общении, в расширении социального пространства. Явный интерес к заключению дружеских отношений. Принятие ценностных норм семьи. Продолжает развиваться общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, и рассказать обо все на свете. • умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти гра­ницы); • стремятся быть хорошими, первыми, очень огор­чаются при неудаче; • тонко реагируют на изменение отношения, на­строения взрослых. Внимателен, собран. Согласует свою деятельность с другими. Уважительно относится к взрослым. Осознано выполняет правила поведения и требует этого от других. Понимает и выполняет инструкции взрослого. Умеет сотрудничать с детьми, имеет друзей. Просит помощи, когда это необходимо. Стремление соответствовать требованиям взрослых, быть ими признанным.   Ведущая деятельность - игровая, со сверстниками. Сюжетно-ролевые игры усложняются, набор ролей возрастает. В играх можно заметить отношения лидерства, развитие организаторских способностей. - Принимает роль в игре, действует в соответствии с ролевыми правилами. - Видит перспективу игры. - Справляется с заданиями по рисованию. - Справляется с заданиями по аппликации. - Справляется с заданиями по конструированию. - Вырезает ножницами любые формы. Игра развивает память, мышление, речь. В игре развивается рефлексия как способность анализировать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, поступками и мотивами других людей.     Освоение пространства за пределами семьи. Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать. Поведение в основном определяется непосредственными мотивами. Проявляет настойчивость в достижении цели. Опрятен, следит за своим внешним видом. Быстро одевается и раздевается, сам застегивает пуговицы и зашнуровывает обувь. Проявляет навыки культурного поведения.     Освоение социального пространства, накопление опыта в общении, «примерка» разных моделей поведения. Развитие тонкокоординированных движений. Развитие наглядно-образного Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие памяти. Развитие школьно-значимых функций (подготовка к школе). Развитие межличностного общения. Занятия изобразительным творчеством, музыкой.
6-7 Конкретность мышления, опора на наглядные образы. Наглядно-действенное мышление. Зачатки логического и наглядно-образного мышления. Начало развития произвольности психических процессов, Формирование произвольного восприятия- наблюдения.Развитие воображения. Хорошее развитие непроизвольной памяти. Расширение умственного кругозора. Речевое развитие: • способны правильно произносить все звуки род­ного языка; • способны к простейшему звуковому анализу слов; • обладают хорошим словарным запасом (3,5—7 тысяч слов); • грамматически правильно строят предложения; • умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; • свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль); • способны передавать интонацией различные чув­ства, речь богата интонационно; • способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. Интеллектуальное развитие: • способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; • проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблю­дательны, задают много вопросов; • с удовольствием воспринимают любую новую ин­формацию; • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. Развитие внимания: • способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных осо­бенностей ребенка. Развитие памяти и объема внимания: • количество одновременно воспринимаемых объ­ектов невелико (1—2); • преобладает непроизвольная память, продуктив­ность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; • способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словес­ного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения); • способны овладеть приемами логического запо­минания (смысловое соотнесение и смысловая группировка); • не способны быстро и часто переключать внима­ние с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой. Развитие мышления: • наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление; • доступна логическая форма мышления. Зрительно-пространственное восприятие: • способны различать пространственное располо­жение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, свер­ху — внизу, справа — слева и т. п.); • способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур; • способны к классификации фигур по форме, ве­личине; • способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; • способны мысленно находить часть от целой фи­гуры, достраивать фигуры по схеме, конструиро­вать фигуры (конструкции) из деталей. Зрительно-моторные координации: • способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Слухо - моторные координации: • способны различать и воспроизводить неслож­ный ритмический рисунок; • способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения. Формирование внутренней позиции школьника. Утрата «непосредственности». Развитие трудолюбия и самостоятельности. Формирование социальных мотивов учения Половая идентификация. Личностное развитие, самосознание и самооценка: • способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; • стремятся соответствовать требованиям взрос­лых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; • самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; • не способны к адекватной самооценке, она в зна­чительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей). Мотивы поведения: • интерес к новым видам деятельности; • интерес к миру взрослых, стремление быть похо­жими на них; • познавательные интересы; • установление и сохранение положительных вза­имоотношений со взрослыми и сверстниками; • мотивы личных достижений, признания, самоут­верждения.   Усвоение социальных норм, активное овладение навыками общения Авторитет взрослого. Проводник требований взрослых. Склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали. Для них несомненна значительность всего, что происходило с ними.     Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. • способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; • могут планировать свою деятельность, а не дей­ствовать хаотично, методом проб и ошибок, одна­ ко алгоритм сложного последовательного дейст­вия самостоятельно выработать еще не способны; • способны сосредоточенно, без отвлечений рабо­тать по инструкции 10—15 минут; • способны оценить в общем качество своей рабо­ты, дифференцированную оценку качества по оп­ределенным критериям дать затрудняются; • способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задач. Развитие регулятивной функции поведения. Утрата детской непосредственности в поведении. Произвольность: • способны к волевой регуляции поведения (на ос­нове внутренних побуждений и установленных правил); • способны проявить настойчивость, преодолевать трудности. Развитие движений: • уверенно владеют элементами техники всех бы­товых движений; • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей; • способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лы­жах, катании на коньках, велосипеде и т. п.; • способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения; • способны к координированным движениям паль­цев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.; • способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных ли­ний, овалов, кругов и т. п.); • способны овладеть игрой на различных музы­кальных инструментах.   Приобщение к трудовой жизни, развитие трудолюбия. Рост словарного запаса речи. Развитие сложной координации движений. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления. Развитие навыков коммуникации.
7-8 Формирование способности действовать произвольно. Развитие различных свойств внимания: увеличение объема, повышение устойчивости, развитие навыков переключения и распределения внимания. Развитие произвольной памяти, наглядно-образного и словесно- логического мышления. Язык становится средством общения и мышления детей, а также предметом изучения. Развивается грамматический строй речи. Усвоение закономерностей морфологического (строения слова) и синтаксического (построения фразы) порядка. Формирование сложной системы мотивации (учебно–познавательных мотивов, социальных мотивов, узколичностных мотивов). Завышенная самооценка. Высокая эмоциональная отзывчивость.   Усвоение социальных норм, активное овладение навыками общения Авторитет взрослого. Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Овладение учебной деятельностью: освоение учебных действий, умения выделять учебную задачу, овладение действием контроля. Возрастает способность ориентироваться на качество результатов своей работы. Интенсивный процесс развития двигательных функций (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации). Развитие способности к произвольному поведению. Появление способности планировать и выполнять свои действия во внутреннем плане (про себя). Развитие рефлексии.   Развитие и качественное преобразование познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Становление высших форм произвольного запоминания. Становление самооценки. Развитие интеллектуальных возможностей, логического мышления, освоение культурного опыта.
8-9 Формирование способности действовать произвольно Развитие различных свойств внимания: увеличивается его объем, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения внимания. Развитие произвольной памяти, словесно- логического мышления Повышенная любознательность, восприимчивость, впечатлительность. Развитие самостоятельности. Становление стереотипа полоролевого поведения. Неуверенность,снижение самооценки. Повышение критичности к себе. Повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. активное овладение навыками общения, возникновение взаимной симпатии и дружбы. Авторитет взрослого ослабевает. Возрастает интерес к успехам и достижениям одноклассников. Осознанное отношение к учению, проявление активного интереса к познанию. Стремление овладеть различными умениями. Развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться».   Развитие способности к произвольному поведению. Развитие и качественное преобразование познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Становление самооценки. Время формирования моральных идей и правил.
9-10 Формирование способности действовать произвольно Развитие различных свойств внимания: увеличивается его объем, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения внимания. Развитие произвольной памяти, словесно- логического мышления. Активное усвоение и формирование мыслительных операций, интенсивное развитие вербального мышления. Возникновение позиции учащегося. Становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и окружающим, развитие рефлексии. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей. Нравственное развитие. Саморегуляция эмоциональных состояний. Становление стереотипа полоролевого поведения. Развитие самостоятельности. Ориентация на группу сверстников. Развитие интереса к психологическим переживаниям других людей. Начало альтруистических проявлений. Впечатления от произведений, исполненных в выразительной художественной форме, могут быть глубокими и стойкими. Развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов Ориентация на группу сверстников Важны цели и сама деятельность. Ребенок может подавить свои собственные интересы и требования, чтобы удовлетворить группу. Старается соблюдать правила (стандарты) группы и критиковать тех, кто их не выполняет. Начало обожания старшего ребенка или взрослого. Начинается оценка, а не только обсуждение других. Овладение учебной деятельностью. Развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований; формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.   Произвольность движений и естественной двигательной активности. Развитие волевых свойств личности. Развитие и качественное преобразование познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Становление самооценки. Развитие самостоятельности. Развитие волевых качеств личности. Развитие интереса к психологическим переживаниям других людей. Усвоение моральных норм, формирование положительных нравственных качеств. Формирование чувства полноценности и умелости. Овладение навыками конструктивного общения со сверстниками.  

 

 

Возраст Познавательная сфера Личностная сфера Коммуникативная сфера Деятельностная сфера Ценностная сфера Поведенческая сфера Сензитивный период (задачи развития)
10 - 12 Интеллектуальное развитие опережает личностное. Неравномерное развитие психики. Переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Мышлению шестиклассников свойственны самостоятельность, активность, творчество, но пока они слабо ориентированы на сам процесс мышления. Им еще требуется внешняя занимательность задач   Самостоятельность, независимость, личностная автономия, интерес к своему внутреннему миру Открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности Потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Развивается способность к познанию самого себя (рефлексия), способность к самоконтролю и саморегуляция. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Стремление к общению со сверстниками, отчуждение от взрослых, Инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевыв


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: