РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ




Доклад на тему: «Одарённый ребёнок и современная школа»

«Способности – объяснение вашего успеха»

Г.Томпсон

 

Одна из приоритетных задач современного российского образования - выявление. поддержка, развитие и социализация одарённых детей.

Многие годы наша школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, которые проявляют не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Само понятие «одаренность» тесно связано с такими понятиями как способность, талант, гениальность. На мой взгляд, это ребёнок, который выделяется яркими достижениями. На протяжении многих лет работы в школе, я замечаю, что в каждом классе есть «яркий ребёнок», который отличается своей любознательностью.

Существуют несколько видов одарённости:

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии.

Творческая одаренность. Эта одаренность способна продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Социальная одаренность. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Существуют признаки одарённости: одарённый ребёнок

- это творческая личность; его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников.

- эти дети обычно рано начинают читать; интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он.

- одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми предметами, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

Существуют этапы выявления одаренных детей:

На первом этапе учитываются сведения о высоких успехах в какой либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится нам педагогам, задача которых – сформировать, развить и углубить их способности.

Существует много видов работ с одарёнными детьми:


• олимпиады по предметам;
• научно-практические конференции;
• выступления и доклады;
• активная внеклассная работа;
• предметные недели;
• вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
• ролевые игры;
• классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• научные кружки, общества;
• дискуссии;
• интеллектуальные марафоны;
• различные конкурсы и викторины;
• проекты по различной тематике.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ


1. Изучить индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
2. Мы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
3.Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.
5. На уроках и вне активно использовать проблемно – исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
10.Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
11 Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Как правило, работа с одарёнными детьми организуется по трём направлениям:

-учебная деятельность;

- внеучебная деятельность;

-дополнительное образование;

На сегодняшний день мы можем делиться опытом работы по созданию образовательной среды для выявления и проявления одаренности. Но необходимо помнить, если понятие «одаренный ребенок» в большей степени относится к педагогике. Поэтому к педагогам, работающим с одаренными детьми, предъявляются и особые требования. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества; - вместе с тем, с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу; - работа по развитию одаренности детей не должна вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; - как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

В заключении, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога – привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика и родителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: