ТЕМА: ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.




Цели:

Воспитательные

а) воспитание умения неагрессивного общения;

б) воспитание чувства альтруизма в профессии;

в) подготовка к социальным отношениям.

 

Образовательные

а) формирование представлений о видах межличностных взаимодействий;

б) формирование индивидуального профессионального имиджа;

в) закрепление теоретического материала по теме.

 

Развивающие

Развитие альтруистических умений в общении и профессиональной деятельности.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Актуализация знаний

2. Организация взаимодействия через ролевые игры «Кораблекрушение»,

«Секрет Джовани»

3. Инструктаж перед проведением тренинга

4. Тренинговое упражнение «Всадник на лошади»

5. Самодиагностика ролевого поведения.

6. Письменная работа.

7. Анализ проведенного занятия. Выставление оценок.

8. Домашняя работа. Самодиагностика

Оснащение:

Дидактический материал:

· Методическая разработка по данной теме.

· Тесты для самодиагностики

· Необходимое оборудование для выполнения тренинга для выполнения тренинговых упражнений

 

Цель для преподавателя: обучение оптимальным правилам взаимодействия в коммуникативном контакте

Задачи:

А) Обучающие:

- закрепление теоретическим знаний на практике.

Б) Развивающие:

- формирование профессиональной коммуникативной компетентности.

В) Воспитательные:

-принятие ответственности за результаты коммуникативного контакта.

План занятия:

1. Опрос студентов

2. Организация взаимодействия через ролевые игры «Кораблекрушение», «Секрет Джовани»

3. Инструктаж перед проведением тренинга

4. Тренинговое упражнение «Всадник на лошади»

5. Самодиагностика ролевого поведения.

6. Письменная работа.

7. Анализ проведенного занятия. Выставление оценок.

8. Домашняя работа. Самодиагностика

Задачи для преподавателя:

· Организация групповой работы.

· Координация действий участников.

· Представление необходимой информации и материала для выполнения работы.

По окончании:

Студент должен иметь навык: работы в команде, навык взятия ответственности за совместную работу группы.

Студент должен уметь: использовать знания, полученные в теории, на практике, использовать свои коммуникативные способности.

Студент должен знать: о групповой динамике, о лидерстве, о руководстве группой, групповом давлении, ролевой и коммуникативной структуре группы.

5. Самодиагностика ролевого поведения.

6. Письменная работа.

7. Анализ проведенного занятия. Выставление оценок.

8. Домашняя работа. Самодиагностика Педагогические технологии: метод мозгового штурма, тренинговая отработка навыков, демонстрация.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.

Задачи:

— практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;

— освоить новые коммуникативные умения и навыки;

— выработать индивидуальный стиль общения.

РАЗДЕЛ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Интерактивный блок общения (межличностное взаимодействие)

Кораблекрушение

В данной деловой игре выявляются лидерские способности участников, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы.

Форма игры: индивидуальная, парная, групповая.

Задание: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не повр-ждены после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять рублевых банкнот.

Ваша задача - классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 15-го, наименее важного для вас.

Ситуация 1. Один в лодке (табл., графа 2): проранжируйте эти пред-меты по степени важности. Напротив самого важного предмета про-ставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время за-полнения - 5-7 минут.

Ситуация 2. Двое в лодке (графа 3). Вы спаслись вдвоем (выберите себе партнера). Проделайте аналогичную работу по ранжированию предметов в лодке. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время для работы - 10 минут.

Ситуация 3. Все в лодке (графа 4). Повезло целой группе - спаслись все. Попробуйте прийти к общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время для обсуждения - 12 минут.

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

1. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры ⌠Потерпевшие кораблекрушение■

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья √ важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с нефтегазовой смесью √ важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой √ необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом √ обеспечит основную пищу.

5. Непрозрачная пленка √ используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробка шоколада √ резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть √ оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации ⌠синица■ в руках лучше ⌠журавля■ в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат √ можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка √ спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул √ назначение очевидно.

11. Ром, крепостью 80 % √ содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник √ имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана √ бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка √ в Тихом океане нет москитов.

15. Сектант √ без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды. Итого

Обработка результатов. Прежде всего мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты-специалисты по спасению людей (графа 5). Затем нужно подсчитать ваши ошибки. Высчитайте разницу (из большего вычесть меньшее):

- между ответами экспертов и вашими собственными (графы 2,5) и за-полните графу 6;

- между ответами экспертов и "двух в лодке" (графы 3,5) и заполните графу 7;

- между ответами экспертов и "всех в лодке" (графы 4, 5) и занесите разницу в графу 8.

Вещи Ответы эксперты ошибки Лидерство
    группа     группа
                 
1. Сектант.                
2. Зеркало для бритья.                
3. Канистра с 25 литрами воды.                
4. Противомоскитная сетка.                
5. Одна коробка с армейским рационом.                
6. Карты Тихого океана.                
7. Надувная плавательная подушка.                
8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.                
9. Маленький транзисторный радиоприемник.                
10.Репеллент, отпугивающий акул.                
11.Два квадратных метра непрозрачной пленки.                
12. Один литр рома крепостью 80%.                
13. 450 метров нейлонового каната.                
14. Две коробки шоколада.                
15. Рыболовная снасть.                
итого                

 

Подведение итогов. Подсчитайте итоговые суммы по графам 6,7,8 (отдельно). Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы...

Для оценки лидерских качеств (графа 9). необходимо высчитать разницу между "ошибками всех" и "ошибками одного" (графы 6,8). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали:

- меньше 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

- 20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Вопросы для обсуждения: Всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как может повернуться ситуация, если таких людей в группе несколько? Как вы утонули: в одиночестве, в паре или вместе со всеми? Можно ли поставить знак равенства между лидерской позицией и знанием?

РАЗДЕЛ ТРЕНИНГ

Оборудование: бумага А4, ножницы. степлер, широкий скотч, трубочки для коктейля.

Общая концепция. Игра с учебным элементом. Группа делится на две команды.

Инструкция игры: из выданных материалов построить фигуру всадника на лошади.

Требования:

1.Использовать только строительный материал, выданный преподавателем.

2.Высота фигуры должна быть не менее 1 метра.

3.Фигура должна быть достаточно устойчивой. Чтобы она могла стоять без посторонней помощи.

4.Фигура должна быть достаточно устойчивой. Чтобы ее можно было перенести из комнаты в комнату.

5.Всадник и лошадь должны быть разного цвета.

Совместное выполнение работы позволяет отработать основные приемы коммуникативной компетентности.

РАЗДЕЛ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: