Основные документы по организации общественно-государственной подготовки, разрабатываемые в полку и подразделении




В полку (на корабле).

1. Приказ об организации ОГП на период обучения. В приказе определяются:

- задачи ОГП на период обучения (с учетом указаний начальника ГУВР ВС РФ по организации ОГП на очередной учебный год и задач, стоящих перед воинской частью);

- состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;

- время и место проведения занятий по ОГП;

- состав внештатной лекторской группы для проведения лекций в масштабе подразделения, части по наиболее сложным темам;

- дни и время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ОГП, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;

- порядок выделения руководителям учебных групп ОГП служебного времени для подготовки к занятиям;

- офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по ОГП.

К приказу прилагаются календарные учебные планы ОГП для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка (корабля).

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП.

3. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП полка (корабля).

4. График контроля и участия руководящего состава полка (корабля) в проведении занятий по ОГП в подразделениях (разрабатывается ежемесячно).

5. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП личного состава, издаваемые в течение учебного года (периода обучения).

В подразделении.

1. Выписка из приказа командира полка (корабля) об организации ОГП на период обучения и календарные учебные планы занятий по ОГП со всеми категориями личного состава подразделения.

2. Расписание занятий на неделю, составленное командиром роты и утвержденное командиром части.

3. Раздел ОГП в журнале боевой подготовки.

4. График проведения открытых уроков (взаимных посещений занятий) руководителями групп.

5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.

Учебный вопрос № 5. Подбор, назначение и обучение руководителей учебных групп общественно-государственной подготовки.

 

Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организуется заместителем командира по воспитательной работе (офицером по ОГП и информированию) и осуществляется в период планирования боевой подготовки части на период обучения. Формирование учебных групп предусматривает: - определение состава и численности учебных групп, а также мест проведения занятий; - подбор руководителей групп и определение их заместителей; - подбор помощников руководителей учебных групп. Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой полка (корабля), в основном в составе подразделений. При этом не допускается создание малочисленных групп (менее 10 человек) и групп с числом слушателей более 25-30 человек. Как показывает практика, группы солдат (матросов) при наличии полного штата личного состава создаются, как правило, по взводам и им равным подразделениям. В танковых ротах и подразделениях сокращенного состава - поротно. Группы сержантов (старшин) - по ротам или батальонам (им равным). Группы прапорщиков (мичманов) и офицеров - по батальонам (им равным) или в масштабе части. При этом в управлении соединения, полка (корабля) создаются отдельные группы старших и младших офицеров. Если учебные группы формируются из нескольких мелких структурных подразделений и служб, то в приказе командира части их состав определяется персонально. Для проведения занятий отводятся лучшие помещения в части, подразделении: музеи и комнаты боевой славы, читальные залы библиотек, методические кабинеты, клубные помещения, комнаты досуга, учебные классы и т.д. При подборе и назначении руководителей групп целесообразно руководствоваться принципом: начальник обучает и воспитывает своих подчиненных. Руководителями учебных групп ОГП назначаются командиры (начальники), их заместители, начальники служб и другие, наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношенииофицеры (прапорщики), склонные к информационно-воспитательной работе. В группах солдат - командиры взводов, заместители командиров рот по воспитательной работе. В группах сержантов – командиры рот, офицеры управления батальона. В группах прапорщиков - заместители командиров батальонов по воспитательной работе, в объединенных группах прапорщиков при управлении частей и соединений - офицеры по ОГП и информированию, психологи полков, другие офи-церы полкового звена. В группах офицеров - командиры частей, их заместители по воспитательной работе, командиры линейных батальонов. Особое внимание уделяется подбору руководителей смешанныхучебных групп, укомплектованных военнослужащими несколькихподразделений. Одновременно с руководителем группы для выполнения его обязанностей в случае убытия в командировку, отпуск и т.п. осуществляется подбор заместителя руководителя учебной группы, который также назначается приказом по части. Обычно заместителем определяется один из офицеров данного подразделения (или управления части), в основное время занимающийся в составе слушателей другой группы. Помощники руководителей учебных групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями. С каждым из них предварительно беседуют заместители по воспитательной работе, разъясняя задачи и обязанности. Требования к руководителю группы общественно-государственной подготовки и его функциональные обязанности Формирование у личного состава в ходе ОГП высоких морально волевых и нравственных качеств в решающей степени зависит от личности руководителя группы ОГП. Он выступает как педагог, воспитатель и организатор учебно-воспитательной работы. Руководитель группы ОГП должен отвечать следующим требованиям: знать: - требования руководящих документов по организации ОГП в войсках (силах); - структуру, содержание и методику проведения занятий в основных формах общественно-государственной подготовки; - текущие события в стране, за рубежом, в Вооруженных Силах, регионе дислокации, положение дел в части (подразделении); - индивидуальный уровень интеллектуального развития, способности и особенности жизненного опыта личного состава учебной группы; - состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении. уметь: - самостоятельно приобретать и аккумулировать военно-исторические, психолого-педагогические и правовые знания, совершенствовать методические навыки их применения в интересах реализации обучающих и воспитательных задач каждой темы ОГП; - обосновывать и аргументировано отстаивать позиции и интересы Российского государства и его Вооруженных Сил; - устанавливать контакт и осуществлять правильное взаимодействие с аудиторией, создавать на занятиях обстановку деловитости, творчества, ответственного отношения к выполнению поставленных задач; обладать: - высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентностью; - коммуникабельностью, умением уважать и способностью убеждать людей словом и личным примером, принципиальностью, выдержкой и тактом; - деловым и моральным авторитетом, опытом и склонностью к работе с личным составом. Руководитель группы несет персональную ответственность за организацию, качество, эффективность проведения занятий и их результаты. Он обязан: - проводить занятия на высоком теоретическом и организационно-методическом уровне; - подбирать себе помощника и повседневно, в ходе подготовки и проведения занятий, обучать его основным формам и методам работы с группой; - знать индивидуальные особенности, уровень образования, социальный опыт и ценностные ориентации личного состава, использовать их в целях сплочения коллектива и учитывать при построении плана занятий; - информировать командование подразделения и части о настроениях в учебной группе и поднимаемых в ходе занятий вопросах, требующих разрешения; - эффективно использовать выделяемое еженедельно служебное время для тщательной подготовки к очередному занятию, заранее подбирать необходимую по теме литературу, другой информационно-методический материал, своевременно представлять на утверждение командиру (начальнику) план-конспект предстоящего занятия; - настойчиво совершенствовать формы и методы проведения занятий по ОГП, овладевать новыми методиками, активно участвовать в учебных сборах и инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучать и использовать в работе с группой передовой опыт проведения занятий лучшими методистами части; - знать и уметь применять на занятиях имеющиеся в части (подразделении) технические средства обучения и воспитания, разрабатывать и использовать наглядные пособия, обеспечивать группу необходимым количеством учебной литературы; - осуществлять постоянный контроль за работой слушателей на занятиях, вести учет их посещаемости и успеваемости, оказывать методическую помощь, готовящимся к фиксированному выступлению наочередном занятии, ежемесячно проверять степень усвоения пройденных тем каждым слушателем группы; - представлять группу проверяющему старшему начальнику в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок, лично проводить контрольные занятия по изученным темам учебного плана.

Учебный вопрос № 6. Информационное обеспечение организации общественно-государственной подготовки личного состава в подразделении (части). Порядок обеспечения военнослужащих периодическими изданиями.

 

От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих. Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. Его целью является доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью. Решение основных задач информирования предполагают: - доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки; - усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах); - предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти; - формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; - использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих; - доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части. Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию). При этом тематика информирования офицерского состава и гражданского персонала определяется на месяц, а других категорий военнослужащих – на неделю. Информирование различных категорий военнослужащих и гражданского персонала предусматривает: - разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам; - разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей; - доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации; - разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее тенденций ее изменения и особенностей развития; - доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделениях; - разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий. Основными видами информирования военнослужащих являются: единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях. Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил. Правовое информирование предусматривает: - доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала; - разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих; - анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части; - разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов. Содержание военно-технического информирования предполагает: - доведение до военнослужащих основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота; - информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения; - доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе. Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, в морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает: - доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения; - доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач; - доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации. Технология организации и проведения информирования личногосостава предусматривает решение ряда методических задач в рамкахдвух этапов – подготовительного и непосредственного. Подготовка к информированию включает в себя: 1. Составление предварительного плана выступления по информационной теме, который позволяет определить направление для подбора необходимого материала, исходя из заданной темы. 2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службыличного состава, увязать информирование с жизнью воинской части и конкретного подразделения. При этом следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов. 3. Составление окончательного плана выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводов и задач. 5. Подбор и проверка исправности используемых технических средств. Проведение информирования Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделения, оно может проходить методом беседы. В этом случае не только излагается материал, но и применяется обращение к присутствующим с вопросами, выслушивается их мнение. Большое значение имеет начало информирования. Его цель – привлечь внимание военнослужащих к теме. Поэтому его целесообразно построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты. При изложении материала важно стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем пригласить присутствующих высказать свое мнение.Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее. Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить. Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок. Не следует подменять информирование простым чтением газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием. Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания. Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер. В интересах информирования личного состава, пропаганды передового опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделениях также активно используются возможности средств массовой информации (радио и телевидения), а также стенной печати (стенгазет, боевых листков, листков-молний). Организация целевого прослушивания и просмотр радио и телепередач Время прослушивания и просмотра радио и телепередач предусматривается распорядком дня подразделения. Однако командир и его заместитель по воспитательной работе при их организации предварительно должны: 1. Проанализировать программы теле- радиопередач, выбрать те из них, которые наиболее соответствуют по своему содержанию решаемым подразделением задачам, служат целям обучения и воспитания личного состава. 2. Согласовать готовящееся мероприятие с командованием, при необходимости дополнительно включить его в расписание занятий подразделения на предстоящую неделю, довести до соответствующих командиров и личного состава время, место и порядок его проведения. 3. Составить краткий план прослушивания (просмотра). При этом:продумать, что из передачи и как прокомментировать, связать с жизнью и деятельностью подразделения; подготовиться к ответам на возможные вопросы; предусмотреть свои постановочные вопросы с целью выяснить, как подчиненные усвоили для себя основные положения передачи. 4. Заблаговременно убедиться в исправности радиоточки или телеприемного устройства. При необходимости надо обеспечить аудио или видео запись передачи для ее дальнейшего использования в работе с личным составом.Вариант записи передачи может быть также применен в тех случаях, когда личный состав по тем или иным причинам не может присутствовать в назначенное время на данном мероприятии (с последующей его организацией в другое время в изложенном выше порядке). Информирование средствами стенной печати Редколлегия осуществляет выпуск стенных, сатирических и фотогазет. Она избирается на собрании личного состава в количестве, как правило, 5-7 человек. Члены редколлегии избирают редактора и его заместителя, а также распределяют обязанности между собой (один отвечает за освещение хода боевой учебы, другой – за организацию и подготовку материалов о спортивной жизни подразделения и досуга воинов, третий – за художественное оформление газеты). Руководят работой органов стенной печати командиры и их заместители по воспитательной работе. Они ставят конкретные задачи, подбирают темы очередного номера, рекомендуют отдельным воинам поделиться в газете, боевом листке своим опытом выполнения служебных обязанностей, помогают делать газету интересной, содержательной и привлекательной. По рекомендации командира, с учетом пожеланий личного состава, редколлегия составляет план выпуска стенной газеты. В нем указываются: названия материалов, которые необходимо подготовить, ответственные за их предоставление и сроки исполнения. Стенгазета выпускается не менее одного раза в месяц. Ее номера посвящаются основным вопросам жизни подразделения, боевой учебе, воинской дисциплине, караульной службе. Отдельные номера посвящаются юбилейным датам или историческим событиям. Главное внимание при выпуске следует уделять содержанию газеты. Важно, чтобы заметки освещали жизнь подразделения, поучительно раскрывали опыт отличников, классных специалистов, спортсменов-разрядников. Заметки должны быть короткие, хорошо отредактированные, сообщаемые факты точными и достоверными. В газете не-обходимо давать не только положительные примеры, но и отмечать недостатки, нарушителей воинской дисциплины. Критика должна быть деловой, без унижения достоинства человека. Редакторы боевых листков и листков-молний назначаются, преимущественно, во взводах. Они также отдельно назначаются при выполнении задач боевого дежурства, несения караульной службы, на полевых занятиях, учениях. В боевых листках, выпускаемых, как правило, еженедельно, помещается по 2-3 заметки для оперативного информирования личного состава о делах подразделения, положительных моментах или недостатках поведения отдельных воинов. Листки-молнии выпускаются по мере необходимости и имеют цель оперативно информировать личный состав об отдельных событиях, фактах или примерах из жизни подразделения. Достижение целей общественно-государственной подготовки обеспечивается решением целого комплекса разнообразных воспитательных задач. Одна из его групп представлена систематическим информированием личного состава подразделения. Оно имеет различные формы и реализуется специфическими методами, отличными от общественно-государственной подготовки. Однако, являясь самостоятельным видом информационно-воспитательной работы, информирование личного состава призвано решать аналогичные воспитательные задачи. Условием успешного решения всей совокупности целей и задач общественно-государственной подготовки и информирования личного состава является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация функционирования всех звеньев воспитательной системы подразделения. При этом важно, чтобы полученные учебных занятий и информирования знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества. А это во многом зависит от знания офицером методики организации и проведения этихважных воспитательных мероприятий. Учебный вопрос № 7. Использование наглядности в проведении занятий по общественно-государственной подготовке. Основными техническими средствами обучения (ТСО), используемыми при проведении занятий в составе учебных групп и подразделений, являются видеомагнитофоны (в комплекте с телевизором) и диапроекторы и другие современные технические средства. На занятиях, проводимых в масштабе части, могут быть задействованы технические возможности гарнизонных Домов офицеров или солдатских клубов. Подготовка к занятиям с применением ТСО носит плановый характер и осуществляется под руководством заместителя командира части по воспитательной работе и офицера по ОГП и информированию. Разработка и изготовление проектов используемых пособий (слайдов, кодопозитивов, видеоряда и др.), отбор диафильмов, аудио- и видеозаписей, а также подготовка предложений по их использованию возлагается на руководителей групп ОГП, которые определены выступающими с инструктивно-методическими лекциями по очередным темам учебного плана. Образцы подготовленных пособий и методика их применения обсуждаются и утверждаются в ходе ежемесячных инструктивно-методических занятий со всеми руководителями учебных групп. Выбор методики применения технических средств обучения и воспитания зависит от особенностей занятия (целей, содержания и формы проведения), уровня подготовки руководителя группы и подготовленности слушателей. Управляет техническими средствами, как правило, помощник руководителя группы, или специально подготовленный военнослужащий. Как показывает опыт, наибольший эффект дает комплексное применение технических средств обучения совместно с традиционными средствами наглядности - доской и мелом, картами, плакатами и схемами. Руководитель использует мультемедийный проектор, видеомагнитофон для демонстрации фрагментов из учебных видеофильмов, раскрывающих отдельные положения, кодопроектор - для показа набора слайдов и диапо-зитивов, диапроектор - фрагментов из диафильмов, кассетный магнитофон - для воспроизведения аудиозаписей и др. При принятии решения о способе демонстрации на занятии учебного видеофильма следует обращать внимание на полноту охвата темы в фильме, степень раскрытия основных учебных вопросов, качество звукового и видеоряда, информативность дикторского текста, сильные и слабые в эмоциональном и содержательном плане видеоэпизоды, их педагогическую (учебную и воспитательную) ценность. Ведущим способом, часто применяемым на практике, является фрагментарный (по частям, эпизодам) метод демонстрации, который позволяет наряду с видеоматериалом использовать другие средства и способы представления наглядности (диапозитивы, плакаты, репродукции и т.д.). При условии соответствия содержания фильма изучаемой теме и высокого технического качества видеокопии учебный видеофильм может демонстрироваться полностью (как правило, после лекции в часы для проведения воспитательной работы или в ходе плановых занятий, если на тему выделено не менее 4-х часов учебного времени).

Учебный вопрос № 8. Просмотр видео и фотоматериалов по теме занятия.

Организация общественно-государственной подготовки в соединениях и частях Западного военного округа (по материалам пресс-службы округа).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Напомнить обучаемым тему, цели учебного занятия, отметить степень их достижения.

2. Ответить на вопросы обучаемых.

3. Провести краткий разбор учебного занятия.

4. Дать задание на самоподготовку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: