Рекомендации по написанию эссе по обществознанию (задание 29).
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Косьмина О.А.
Многие учащиеся считают написание эссе трудным заданием. Анализируя результаты ЕГЭ, мы учителя, видим – ученик пытался выполнить задание, однако получил 0 баллов. Почему? Как успешно справиться с данным заданием?
Задание формулируется следующим образом:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутых автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом
Для грамотного выполнения задания следует ознакомиться с критериями оценивания эссе:
Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы | |
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования | ||
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея не выделена/тезис не сформулирован | ||
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения(Объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) | |
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы | ||
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним | ||
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой) | ||
29.3 | Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов | |
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения | ||
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения | ||
29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | |
Указание по оцениванию: 1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. 2. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры. 3. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. | ||
Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников | ||
Приведён только один факт/пример. ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа | ||
Факты/ примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно несвязан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров не сформулирован развёрнуто | ||
Максимальный балл |
Новое в оценивании задания № 29.
За задание можно получить 6 баллов (ранее было 5 баллов). Шестой балл выставляется за корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Конечно, это учитывалось и в предыдущие годы. Ведь если теоретические положения были ошибочными, то за теоретическое содержание сочинения баллы снижались. Однако если не было таких ошибок, то баллы НЕ прибавлялись. В 2018 году появилась такая возможность у тех учеников, которые верно с точки зрения науки обосновали теоретические положения. Это огромный плюс.
Сложности.
Если смысл высказывания не раскрыт/ раскрыт неправильно, основная идея не определена, то эксперт далее содержание эссе не проверяет.
Пишем мини-сочинение.
Дана тема: “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов”(Л. Питер, американский педагог).
Учащийся: “Автор говорит об ограниченности ресурсов”.
Это не верно.
Правильно: “Автор высказывания говорит об одной из основных проблем экономики “ограниченности ресурсов”. Американский педагог определяет главную задачу экономики как науки “ удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов”. Я поддерживаю идею Л. Питера в том, что сегодня решение данного вопроса является настоящим искусством. Увеличение численности населения, ускорение НТП, углубление культурных связей привели к увеличению количества материальных и духовных потребностей у людей. Напротив, экономические возможности – т. е., реальные ресурсы, которые можно направить на удовлетворение потребностей, ограниченны. Современное общество вынуждено решать это противоречие.
Вы написали вступление. Далее приступаем к основной части:
Потребности(1) – это всё, что необходимо человеку для поддержания жизнедеятельности и развития. Экономика(2) – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем производства, распределения, обмена и потребления необходимых жизненных благ и услуг. Для организации производственного процесса необходимо использовать факторы производства(3) - ресурсы. К ним относятся: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация(4). При их эффективном и рациональном использовании начинается экономический рост(5) – долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на душу населения за год. Так, создавая новый продукт и стимулируя потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения потребностей. Но, экономическая теория утверждает – в каждый исторический момент, при любой экономической системе количество доступных ресурсов ограниченно. Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов(6). Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить(7). Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей(8). Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие - нет.
В современном постиндустриальном обществе по-прежнему остро ощущается ограниченность ресурсов. В СМИ я прочитала о том, что люди в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Северной Америки, Австралии испытывают острый недостаток в пресной воде. Почти 1/3 населения нашей планеты уже сегодня не хватает пресной воды. Причем характерно, что в число этих стран в последние годы входят и такие высокоразвитые в промышленном отношении страны, как США, ФРГ, Нидерланды и другие. В Греции, в районе Афин, нет естественных источников питьевой воды, там вода дорога, как вино.
На уроке географии я узнала, что в связи с нехваткой ресурсов Франция и Италия закупают нефть, газ.
История учит нас, что причиной многих войн, стала борьба за ресурсы: землю, сырьё, золото,…
Вы завершили основную часть. Вы раскрыли 5-7 понятий по теме. Изложили теоретический материал в связной форме. Привели три примера из разных источников, иллюстрирующих ваши аргументы. Теперь необходимо сделать вывод.
Таким образом, перед обществом стоит очень сложная экономическая задача. Необходимо сделать экономический выбор и решить, на удовлетворение каких потребностей направить ограниченные ресурсы.
Задание выполнено. Объём эссе - не более двух страниц А4.
Желаю успехов!