Психологический и паспортный возраст




Заключительная статья

Г.

Дорогие читатели, вы знаете ответ на такой вопрос: сколько вам лет? Ну, скажете вы, на этот вопрос четко отвечают даже совсем маленькие дети, а уж любой взрослый точно знает свой возраст. В случае чего можно и в паспорт заглянуть, где ясно прописан наш год рождения, число и месяц. От этой даты мы и ведем свой счет.

А не обращали ли вы внимание, дорогие мои, что люди одного паспортного возраста по-разному выглядят, да и ведут себя по-разному? Хотите ли вы поговорить об этом? А я так очень хочу. Газету «Моя семья» читают в основном взрослые люди, точнее, люди, которые полагают, что они взрослые. Но все ли мы за прожитые годы повзрослели? Ну, скажете вы, это уж точно не про меня, это другие инфантильны, но не я. Я взрослый человек! Вы уверены? А кто-то усомнится: а зачем вообще взрослеть, как хорошо быть вечно молодым, даже молоденьким? А ещё лучше – маленьким. Нет, господа, человеку, застрявшему в каком-то школьно-дошкольном, подростково-юношеском возрасте в мире взрослых людей не просто неуютно, а катастрофически провально. Во взрослом мире люди руководствуются совсем другими законами, чем в детском саду, школе и даже институте. Под юбкой у кого-нибудь может и неплохо бы посидеть, да только ведь и лягнуть могут.

Так кому из нас сколько лет? Вы, наверное, не раз слышали, что у человека есть не только паспортный возраст, но и возраст биологический, а ещё, по-моему, так самый важный, определяющий всю жизнь человека – возраст психологический. О нём подробнее и поговорим. Но вначале буквально два слова о возрасте биологическом. Это, конечно же, возраст нашего тела. У некоторых людей он сильно отличается от календарного (паспортного). Вы вероятно заметили, что в молодости расхождение между биологическим и хронологическим возрастом не очень-то и заметно. Поэтому, например, мне не составляет труда довольно точно определить возраст, паспортный, по внешнему виду молодого человека любого пола. Потому что в молодых годах скорости возрастных сдвигов незначительны. Но сейчас я в полных непонятках, мне так трудно угадать, сколько лет незнакомому мне пожилому человеку! Так хочется спросить…

Специалисты считают, что расхождение паспортного и биологического возраста начинается с 30-35 лет. Но в том возрасте я ещё как-то ориентировалась, но с моими ровесниками… Гуляет с собачкой, на мой взгляд, очень пожилая женщина, лет так под восемьдесят, мы, понятное дело, на «почве» собачек разговорились. Оказалось, что хозяйке пекинеса 65 лет. Играю сама с собой в игру: хожу по улицам и стараюсь на глаз определить, сколько кому лет. С молодыми – легко, с моими ровесниками просто тупик. Любопытно ужасно, но не полезешь же с такими вопросами к незнакомым людям! А вы легко по внешнему виду определяете возраст, то есть по биологическому – паспортный? Иногда говорят, что человеку на самом деле столько лет, на сколько он выглядит. Так-то это так, да не совсем. Моложавый человек может быть очень нездоров. Только вот наоборот не знаю, бывает ли, - чтобы человек выглядел старше своего календарного возраста, и при этом был молодцом-огурцом.

Итак, у каждого человека есть паспортный или календарный, хронологический возраст. Определяется он количеством лет жизни человека до настоящего времени. Биологический возраст – степень молодости или старости тела, бывает сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит от генов и от образа жизни, так считают специалисты. Огорчило меня мнение специалистов, с которыми я не могу поспорить, что для жителей стран СНГ более свойственно опережающее паспортный возраст биологическое и психологическое старение. Желание путешествовать в 65 лет наши соотечественники считают странным, а для жителей западной Европы и Америки с выходом на пенсию (как раз-таки в 65 лет) начинается новая жизнь, которая обязательно включает в себя путешествия.

Но как я говорила, есть у каждого из нас ещё и возраст психологический. Иногда его определяют соотношением прошлого и будущего. Если будущее человека скукоживается с каждым днем, как шагреневая кожа, если нет никаких желаний, целей, то наш психологический возраст, скорее всего, опережает и биологический и календарный. Нейрохирург Гардей Кушинг дал нам хороший совет: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить». Я напомню вам историю, о которой я уже может быть писала. Мне её рассказала молодая женщина приблизительно 30 лет. Её с сестрой вырастила бабушка. Мама девочек была настоящей кукушкой, родила детей и исчезла в неизвестном направлении. Девочки выросли, старшая, которая и рассказывала мне эту историю, вышла замуж и переехала в Ленинград к мужу. Младшая жила ещё с бабушкой, но была уже совсем взрослой (по годам) барышней. Бабушка сочла свой долг перед внучками выполненным и собралась умирать. Как все люди того поколения она относилась к своему уходу серьезно. Сшила себе соответствующую одежду, приготовила тапочки. На чердаке её деревенского дома стоял уже заранее купленный гроб. Так делали в то время почти все деревенские жители. И тут вдруг младшая внучка без всякого замужа родила ребенка и, как и её мать, исчезла в неизвестном направлении. Бабушка осталась с правнуком. Пришлось отложить свой уход на тот свет, надо было поднимать мальчика. Мне рассказали эту историю, когда правнуку исполнилось уже 7 лет, и он должен был пойти в школу. Сколько еще прожила эта бабушка, я не знаю, но думаю, что ей придется еще пожить, ребенка ведь не бросишь.

Поэтому дорогие читатели, я уверена, что определяющим в нашей жизни является возраст психологический, а не календарный и не биологический. Как же нам определить этот определяющий возраст? Два способа. Первый, по самоощущению. Например: «1. Ощущаю я себя на ___лет. 2. Мой внешний вид дает мне понять, что мне ___лет. 3. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в ___лет. 4. Мое поведение в обыденной жизни показывает, что мне ___лет». Теперь сложите все числа, а полученную сумму разделите на 4. Но это субъективная оценка своего возраста, объективным показателем может быть определение вашего психологического возраста другими людьми. Причем определяется этот возраст обычно в годах. Ну, например, если взрослый человек закатывает истерики, топочет ножками и объясняет своё поведение тем, «что он первый начал», то у такого человека шаблоны поведения 4-х летнего ребенка.

Объективно психологический возраст определяется многими факторами, но самыми главными являются осознание и принятие на себя ответственности за свою жизнь. Давайте посмотрим на примере, как трудно «ребенку», которому по паспорту уже за сорок жить в мире взрослых. Возьмем для иллюстрации гротескный вариант. Вы смотрели фильм «Покровские ворота», помните там очаровательного Льва Евгеньевича? Давайте вспомним его поступки, его редкостное послушание. Бывшая жена требует, чтобы он присутствовал и принимал активное участие в интеллектуальной беседе с богемными гостями Орловичами, потому как Савва Игнатьевич, её второй муж, мог только спеть под гармошку «Розамунду». Перед вами не вставал вопрос, почему Лев Евгеньевич, которому за сорок, так покорно подчинялся нелепым требованиям? Если бы не Костик, они бы с Людочкой, как двое неразумных детей так и не сумели бы отстоять свое право на свой выбор. Да, наверное, в этом фильме ситуация показана гротескно, преувеличено. Но разве в жизни вы с подобным не встречались?

Лев Евгеньевич и Людочка, это люди, застрявшие в детстве. Как бы мы определили их возраст? Лев Евгеньевич, скорее всего, дошкольник или ученик младших классов. Людочка, с её практическим складом ума, немножко постарше, но тоже пока слушается взрослых и не смеет даже помыслить, что она имеет право на свою жизнь, на любовь и на свободу. Что в первую очередь отличает людей застрявших в детстве? Как и любого ребенка их характеризует зависимость. Незрелый человек зависит от своих «родителей» или тех, кто оказывает им поддержку. Инфантильному человеку обязательно нужны «подпорки».

Психологи называют такие «подпорки» агентами зависимости. Это – алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры. Агентами зависимости для «больших детей» могут быть и люди. Любовь для «инфантильных ангелов» тоже агент зависимости: я без тебя жить не могу. Вообще «детки», как и положено деткам без устали ищут любви. Или дружбы. Ну, в общем, кого-то кто взял бы ответственность за их настроение, состояние, даже жизнь на себя. Давайте вспомним Гешу из «Бриллиантовой руки». Он постарше (я имею в виду психологический возраст) чем Лев Евгеньевич. Геша по психологическому возрасту явно подросток. Он уже претендует на какую-то взрослость и как положено подростку копирует модели поведения взрослого человека, истинного аристократа в его понимании: «я должен принять ванну, выпить чашечку кофэ». Принять ванну самостоятельно он может, но принять самостоятельно решение никак. Легко впадает в панику и тут же бежит к Лёлику за инструкциями: «Лёлик, все пропало, завтра снимают гипс». И наказывают его, как и положено наказывать ребенка: надирают уши. Геша, конечно, подросток. И, скорее всего, с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Почему у меня возникло такое мнение?

Если вы были за границей, в Америке, или в Англии, то может быть, как и я, научились выделять из толпы мужчин, которые любят мужчин. Не только по одежде и особой ухоженности, но и по какому-то особому - юношескому выражению лица. У меня создалось впечатление (не претендую на истину в последней инстанции), что гомосексуалы застряли в пубертате. Вы, наверное, знаете, что в пубертатный период, в период неконтролируемых гормонов, мальчишки могут вступать в одноразовые гомосексуальные контакты. Дорогие родители, ничего в этом страшного нет, и никаких последствий не будет! Пройдет как с белых яблонь дым. Но только у тех, кто в своем развитии двинется дальше. Я за гетеросексуальные связи, и вовсе не из моральных, идеологических, или теологических соображений. Только ради собственного развития человеку следовало бы испытывать влечение к противоположному полу, такому непонятному и даже пугающему. Девочкам захочется нравиться мальчикам, мальчишки будут завоевывать красоток, а потому юным Ромео и Джульельтам придется учиться понимать представителей другого пола. И человек вынужден будет встать на путь развития: от детского эгоцентризма, когда я в центре мира, и «вкопан» в свою точку зрения, к взрослому децентризму, к умению встать на точку зрения другого человека, понять его претензии, удовлетворить его потребности. Как вы понимаете, у людей с гомосексуальной ориентации такого опыта не будет. А, следовательно, календарный возраст будет намного больше, чем психологический. Что я могу подтвердить общением с гомосексуалами. Они по сути своей подростки.

Но «деточка» любой сексуальной ориентации во взрослой жизни в любви счастья не обретет. Я уже говорила, и буду повторять это: выросший и даже потолстевший, но не поврослевший человек никогда не сможет адаптироваться к законам жизни взрослого общества. Всё время будет «промахиваться», «проваливаться», в общем, как говорят сегодня молодые люди – «тупить». Почему? Потому что, например, для них: «любовь неверная страна, где каждый человек предатель». А что, спросите вы, для зрелого человека это не так?

Не так, господа. Потому что зрелого человека отличает от незрелого принятие неопределенности. Умудрившийся стать взрослым догадывается, что жизнь предлагает нам мало гарантий. И мы с вами, «созревшие», спокойно принимаем тот факт, что живем мы в мире вероятностей. Может, будет так, а может и совсем иначе. «Ребенок» сорока и пятидесяти лет сердится, если поведение его спутника жизни вдруг отклоняется от «заданной траектории». Для многих женщин измена мужа – это как снег на голову. Барышни и даже дамы в возрасте элегантности, не стесняясь своей инфантильной наивности, жаловались мне: я так ему доверяла. Детский сад какой-то. А одна моя клиентка пятидесяти лет прямо-таки возмущалась бесстыдным поведением мужа: он же обещал меня любить! У меня даже возникло желание написать и раздавать «фефочкам» разного возраста памятки: пять признаков того, что ваш муж вам изменяет.

Но вернемся к нашим самым лучшим фильмам, в которых примеров такой детской непосредственности и непоследовательности можно откопать немерено. Вроде бы Остап Бендер предстает перед нами зрелым человеком, усыновляет Кису Воробьянинова, разрабатывает успешные стратегические планы отъема денег у Корейко. Но даже успешное завершение операции (деньги, наконец, у него) не приводит к хэппи энду. Графа Монте-Кристо из него не вышло. Почему? Давайте вспомним, какие планы были у Остапа Бендера. Разве это планы? Это мечты, фантазии. Жить в Рио-де-Жанейро где «полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах».

Но легче всего вычислить инфантила по эмоциональным проявлениям. Они капризны, как дети, обидчивы, склонны к истерикам, к вспыльчивости. Не они владеют эмоциями, а эмоции владеют ими. В общем, капризные детки во взрослом теле. Конечно, детей не надо выпускать во взрослый мир, надо бы подождать пока они повзрослеют, обретут зрелость. Но дело в том, что зрелось можно развивать только самостоятельно. Человек должен захотеть стать взрослым. Но, как сказал один мудрый человек, мы можем узнать, как сделать что угодно, кроме того, как повзрослеть. Сейчас появилась даже новая наука акмеология. Предмет акмеологии – феномен зрелости человека. Наука появилась, но определение основного предмета у новой науки нет. Ученые спорят до сих пор, что же понимается под зрелостью? Но мы как-то интуитивно чувствуем зрелого человека. Герой Сергея Бодрова в «Брате» и «Брате-2» человек очень молодой, но явно зрелый.

Я только разогналась писать на эту тему, а уже надо заканчивать. Поэтому я всё-таки обозначу, что же в нашем теле, душе, разуме должно произойти, чтобы мы стали самодостаточными и самостоятельными? Могли «стоять» в этой жизни без подпорок и выстоять даже под напором тяжелых проблем.

Итак, в первую очередь мы, хоть и не помидоры, но должны созреть физически. Затем, так как мы не помидоры, должны «войти в разум». Я уже говорила, если кто забыл, что ребенок может быть умненьким, а взрослый, который зрелый, должен быть разумным. А потому учимся рассуждать, не очень-то доверять словам и авторитетам, а всё проверять на практике. А самое главное – учимся понимать. Стыд и позор, прожив 30, 40, 50 лет, говорить: «Ах, я не понимаю, как так можно жить, как можно так думать, поступать и т.д. и т.п.». Уж если вы зря жили, так хоть не признавайтесь в этом вслух. Учитесь понимать мотивы других людей. И, конечно, учитесь понимать себя. Вот в этой области у нас полный провал.

Ну, и конечно, без всяких тестов и других специальных приспособлений мы определяем зрелость по выражению человеком эмоций. Конечно, только зрелый человек умеет справляться со своими эмоциональными состояниями, настроением, так, чтобы не досаждать другим, и себя настраивать на радость, на позитив.

Подчеркну самое главное: человек может повзрослеть только сам. Поэтому я не могу вам дать никаких рекомендаций, моя задача проще – замотивировать вас. Ребенок во взрослом теле не сможет быть счастлив, реализовать себя, потому что он:

- слишком зависим от мнения окружающих. Он не посмеет даже себе признаться в своих истинных желаниях и потребностях. Завальный вопрос для инфантила, а чего ты сам хочешь?;

- как всякий ребенок инфантил эгоцентричен, поэтому требователен и все ему должны. Речь инфантила насыщена глаголом должен;

- катастрофа для застрявшего в детстве и большое обременение для окружающих эмоциональная распущенность «дитяти». Характерна для такого «ребеночка» фраза: «Подумаешь, я сказала и забыла».

- 40, 50, 60-летние «подростки» всю жизнь работают на свой комплекс, все время самоутверждаются и склонны к гиперкомпенсации: «у кого машина дороже, зарплата больше, жена моложе». Психологи дают такое определение: инфантил = (равняется) вещизм, потому что самоутверждаются и дети, и подростки за счет внешней атрибутики.

Я бы много еще могла сказать, но вынуждена заканчивать. В сотый раз повторю: вам и только вам решать взрослеть или проживу и так. Проживете. Но свою ли жизнь вы проживете, вот в чем вопрос.

С уважением ко всем читателям МС, в каком бы возрасте вы не находились, ГБ.

 





Читайте также:
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.052 с.