МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине "Воспитательная работа"
Тема № 4. Воспитательная работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
Занятие № 5. Состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделении (части).
Методическая разработка
одобрена на заседании
предметно–методической
комиссии кафедры
Протокол № ___
от "___" _________ 201_ г.
г. Санкт-Петербург
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Усвоить цели и задачи учебной дисциплины "Воспитательная работа".
2. Ознакомить студентов с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими основные задачи и направления воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
3. Должны знать содержание, организацию воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
ВРЕМЯ: ________.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
На изучение данной темы отводится _______.
Вид учебного занятия – _________.
При подготовке к учебным занятиям необходимо:
- изучить приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”.
- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;
- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.
|
Занятие проводится методом лекции.
В ходе проведения лекции необходимо изложить основные систематизированные понятия по учебной дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и проблемных вопросах и указывать направления дальнейшего их изучения. Главной задачей лекции считать организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления, формирование умения самостоятельно решать возникающие задачи.
Лекционное занятие проводить в информативно-проблемной форме. Информативная часть лекции имеет цель – изложение обучаемым учебного материала ознакомительного, обзорного и констатирующего характера. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
Информативно-проблемную форму изложения лекционного материала использовать при рассмотрении вопросов, тесно связанных с ранее изученным материалом в данной и обеспечивающих дисциплинах.
Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ п/п | Содержание занятия | Время (минут) |
1. | Вводная часть | |
2. | Основная часть: - 1 учебный вопрос - 2 учебный вопрос | |
3. | Заключительная часть |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.
|
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Учебный вопрос № 1. Анализ состояния воинской дисциплины. Учебный вопрос № 2. - Методика подведения итогов воспитательной работы и работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении (части). |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебный вопрос № 1. - Анализ состояния воинской дисциплины.- ______ мин.
Анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводится: - в отделениях, взводах (расчетах) - ежедневно - в ротах, батареях - за неделю - в частях,батальонах, дивизионах - за месяц Исходя из конкретных условий, каждый командир, заместитель по воспитательной работе по-своему подходит к анализу дисциплины. Вместе с тем процесс анализа имеет общие черты, определенную последовательность. В общем виде можно выделить следующие этапы анализа воинской дисциплины: 1. Сбор, обобщение и всесторонний учет сведений о количестве и характере проступков, систематизации полученных данных по видам нарушений, категориям личного состава, служебному положению. При этом основными данных являются: - проверки, в том числе и личные, в подразделениях выполнения планов боевой подготовки, правопорядка в жизни части, соблюдения общевоинских уставов всеми категориями военнослужащих, выполнения приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, мер безопасности, несения службы суточным нарядом, состояние внутреннего порядка, материально-бытовых условий, обеспечение всеми видами довольствия военнослужащих. - проверка выполнения плана мероприятий по укреплению воинской дисциплины, организации проведения выходных и праздничных дней. - доклады командиров подразделений и должностных лиц суточного наряда о состоянии воинской дисциплины и уставного порядка в подчиненных подразделениях. - результаты социологических исследований процессов, происходящих в воинских коллективах, анонимных опросов по различным направлениям жизнедеятельности подразделений, работы телефона доверия, прямого провода и т.д., - изучение служебных карточек, характеристик, аттестаций подчиненных, актов проверок, материалов расследований происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, получения травм военнослужащими, - письма, жалобы, заявления личного состава 2. Установление наиболее характерных положительных тенденций в состоянии воинской дисциплины. - количество поощрений, за что объявлены, виды поощрений, какой процент составляют они от всего личного состава подразделения. - сравнить общее количество поощрений, объявленных в анализируемый период с предыдущим. - кто поощрен по служебному положению (офицеры, прапорщики, военнослужащие контрактной службы, военнослужащие, проходящие службу по призыву). - кто более ревностно относится к исполнению служебных обязанностей. Таким же образом обобщаются сведения характеризующие негативные тенденции, состояний воинской дисциплины, обстоятельства участники и причины совершения правонарушений. А также в какие дни совершены дисциплинарные проступки (рабочие, выходные, праздничные), вкакое время (утром, во время занятий, вличное время), где совершены (внаряде, в увольнении, при выполнении хозяйственных работ, в командировке и т.д.). 3. Изучение мер, принятых должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, определений степени их участия в дисциплинарной практике. При этом целесообразно проанализировать: - знание руководящим составом подразделения положения дел, морально-психологического климата в коллективе. - систему ежедневной личной работы подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины. - соответствие жизни и деятельности военнослужащих требованиям уставов, система контроля за ней. - состояние правового воспитания военнослужащих различных категорий. - проведение мероприятий по созданию безопасных условий военной службы. - организация и качество проведения воспитательных мероприятий, степень участия в ней офицеров и прапорщиков. - организация индивидуальной работы с подчиненными. После сбора данных о состоянии воинской дисциплины необходимо все дисциплинарные проступки сгруппировать по видам, оказывающим непосредственное влияние на состояние боевой готовности, службы войск, общее состояние воинской дисциплины и определить причины их совершения. Вскрыть зависимость совершенных проступков от индивидуальных особенностей военнослужащих их совершивших. Выявить основные мотивы, побудившие военнослужащих к совершению проступков (корыстные цели, отрицательные черты характера -грубость, эгоизм, малодушие, невыдержанность, отрицательные традиции, последствия неблагополучного воспитания в семье, коллективе, физические недостатки, болезненное состояние, переутомление, нарушение психики и т.д. 4. Формирование выводов о состоянии дисциплины и определение мероприятий по ее дальнейшему укреплению. ВНИМАНИЕ! ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ: - конкретные мероприятия с указанием исполнителей, места и сроков проведения, - предложения командиру по улучшению работы в интересах укрепления воинской дисциплины, - предложения по устранению причин, способствующих совершению дисциплинарных проступков (улучшение материально-бытовых условий, питания, отдыха, повышения контроля со стороны должностных лиц и т. д.). |
Для каждой стороны жизнедеятельности роты есть своя методика подведения итогов.
|
Вот методика для воинской дисциплины.
Подведение итогов состояния военной дисциплины проводится:
командирами отделений с подчиненными – по каждому солдату (анализируются задачи, которые выполнялись в течение дня, отмечается персональный вклад каждого в выполнение задач отделения, выставляется персональная оценки за служебную деятельность и дисциплинированность каждому подчиненному);
командирами взводов – с личным составом взвода и отдельно с сержантами:
с личным составом уделяется внимание таким вопросам:
- задачи, которые выполнялись в течение дня;
- персональный вклад каждого солдата в выполнение задач взвода,
- выставление персональной оценки за служебную деятельность и дисциплинированность;
- нарушения воинской дисциплины, их причины;
- примеры образцового выполнения служебных обязанностей;
- определяется место каждого отделению;
- ставятся личному составу задачи на следующие сутки;
с сержантами анализируется выполнение ими функциональных обязанностей, ставятся задачи на следующий день;
с командирами рот – с личным составом роты на общих собраниях и отдельно с командирами взводов с определением мест отделений и взводов:
с личным составом:
- уточняются задачи, которые выполнялись в течение недели;
- приводятся примеры дисциплинированного поведения: сознательное выполнение требований уставов, распорядка дня, соблюдение формы одежды, образцовость в исполнении служебных обязанностей;
- анализируются нарушения воинской дисциплины и их причины,
- качество несения службы в наряде,
- содержание техники и вооружения;
- определяются места между отделениями и взводами;
- ставятся задачи на следующую неделю;
с сержантами:
- анализируется выполнение ими служебных обязанностей,
- их личная дисциплинированность и взаимоотношения с подчиненными,
- применение ими дисциплинарной практики,
- участие в обучении и воспитании подчиненных;
- выясняется состояние дел в отделениях (расчетах),
- определяются задачи на следующую неделю;
с командирами взводов анализируется:
- состояние воспитательной работы и участие в ней командиров взводов,
- определяется их личная дисциплинированность;
- характер правонарушений, эффективность дисциплинарной практики,
- состояние службы войск и внутреннего порядка в каждом взводе;
- определяются задачи на следующую неделю;
Командиры (начальники) анализируют и подводят итоги состояния военной дисциплины в такие сроки:
командир подразделения (батальон, дивизион, рота, батарея) – еженедельно;
командир взвода, отделения, – ежедневно.
Последовательность анализа состояния военной дисциплины командиром:
Сбор данных о состоянии воинской дисциплины.
Основные источники информации:
- результаты личных проверок выполнения требований уставов, распорядка дня, разных видов обеспечения личного состава;
- результаты проверок выполнения мероприятий по укреплению военной дисциплины;
- доклады и донесения соответствующих должностных лиц о состоянии военной дисциплины;
- материалы, которые поступают из органов юстиции, военных комендантов и медицинских учреждений;
- информация общественности;
- изучение служебных карточек, характеристик, материалов аттестации подчиненных, протоколов собраний, актов проверок;
- материалы расследований травматизма, случаев грубых нарушений военной дисциплины, преступлений;
- письма, жалобы и заявления личного состава, и тому подобное).
Классификация и систематизация нарушений военной дисциплины, событий, преступлений.
Исходными данными явлюется: