Выяснение количества и характера нарушений военной дисциплины, происшествий, преступлений, которые совершены разными категориями личного состава.




Группировка этих нарушений по видам и выяснение их влияния на боевую и мобилизационную готовность, учебный процесс, службу войск, общее состояние воинской дисциплины, морально психологический климат в подразделении.

По каждому нарушению командир делает выводы для принятия решения.

К ним могут относиться:

 

  • Определение тяжести нарушения (незначительное, грубое, близкое к правонарушению).
  • Установление причин проступка, в том числе, психологических: невнимательность, эмоциональная неустойчивость, социальная несовместимость, и др.
  • Получение ответов на такие вопросы:
    • При каких условиях проступка можно было бы избежать?
    • На ком лежит вина за то, что он не предупредил?
    • Какие недостатки в системе дисциплинарной практики вывил проступок?
    • Какой и с какой целью нужно осуществить на этого воина влияние?
    • Что нужно сделать для ликвидации негативных последствий проступка?

Изучение и анализ дисциплинарных проступковАнализ проступков, характеристика проступка, последствия, реакция военнослужащего. Выводы, социально-психологических условий их совершения, позволяет командирам (начальникам) получить объективную информацию о состоянии военной дисциплины в подразделении, своевременно обнаружить причины негативных тенденций в военных коллективах, подготовить необходимые данные для проведения эффективной профилактической работы в воинской среде.

После проведения этих мероприятий командир делает выводы о:

 

· характере правонарушений в подразделении;

· категории военнослужащих, которые их совершили;

· обстоятельства, при которых совершено нарушение дисциплины или причина, связана с нечетким выполнением требований уставов, приказов вышестоящих командиров;

· причины, которые привели к тому или другому нарушению;

· основных виновников нарушений;

  • конкретных военнослужащих или причинах, которые способствовали данному нарушению.

Установление наиболее характерных тенденций в состоянии военной дисциплины, обстоятельств и причин нарушений.
На основе выводов командир:

 

  • намечает комплекс дополнительных мероприятий по предотвращению подобных случаев и грубых нарушений военной дисциплины;
  • доводит мероприятия до подчиненных командиров, ставит им задачи и совместно с заместителем из воспитательной работы мобилизирует актив подразделения на их выполнение;
  • осуществляет контроль (лично, через своих заместителей) за действенностью запланированных мероприятий.

После осуществления этих мероприятий командир оценивает состояние военной дисциплины..
При этом должностные лица, которые это делают, руководствуются требованиями Министра обороны.
Она оценивается: " удовлетворительно ”, если:

 

  • командование подразделения (части) в полной мере владеет обстановкой в подчиненных подразделениях и критически ее оценивает;
  • нет фактов укрывательства преступлений и происшествий;
  • своевременно принимаются законные меры к лицам, совершившим правонарушение;
  • не было случаев злоупотребления властью, незаконных решений и действий, со стороны командиров;
  • нет преступлений и происшествий, которые влекут за собой гибель личного состава при выполнения служебных обязанностей и являются следствием их личной недисциплинированности;
  • воинское подразделение (часть) управляема, боеготова, успешно выполняет поставленные задачи, владеет достаточным уровнем профессиональной подготовки и слажена;

" неудовлетворительно ”, если:

 

  • состояние воинской дисциплины не позволяет решать задачи, стоящие перед подразделением (частью);
  • морально психологическая обстановка в воинских коллективах не обеспечивает удовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, службы войск, нормальной жизнедеятельности личного состава.
  • имеют место факты укрывательства правонарушений или принятые по ним решения не отвечают законам и другим правовым актам.

Скрытым считается преступление, которое из-за невыполнения своих обязанностей, независимо от целей и мотивов, соответствующими должностными лицами не было отображен в статистическом отчете о преступности.
В частности, преступление считается скрытым в тех случаях, когда соответствующий командир (начальник) об известном ему преступлении не сообщил военному прокурору и не возбудил уголовное дело в сроки, предусмотренные статьей УПК (3-10 дней), или безосновательно отказал в возбуждении уголовного дела или незаконно закрыл его и о принятом решении не сообщил военному прокурору; вскрыты правонарушения во время проверки, которые не были обнаружены командованием подразделения (части);

  • в роте (батареи) не выполнении требования на оценку "удовлетворительно”;
  • в батальоне (дивизионе) в 2-х или больше ротах (батареях) или в штабе (управлении) батальона (дивизиона) состояние военной дисциплины оценивается "неудовлетворительно”.


Заключительный этап анализа состояния военной дисциплины – это выступление командира перед личным составом подраздела.

Например, командир роты, выступая на общих собраниях личного состава, в своем докладе "О состоянии военной дисциплины в роте за прошлую неделю и пути ее укрепления” акцентирует внимание на таких аспектах:

 

  • отмечает, как в целом личным составом выполняются требования Министра обороны, других старших командиров, по вопросам укрепления военной дисциплины и улучшения службы войск;
  • напоминает основные задачи, которые решала рота за прошлую неделю и какое влияние оказала дисциплинированность личного состава на их решение;
  • отмечает военнослужащих, которые отличились при выполнение этих задач, и дает положительную характеристику их действиям;
  • объявляет количество поощрений, которое получено личным составом роты;
  • обращает внимание на их виды, за что и кем были поощрены;
  • анализирует нарушения военной дисциплины (происшествия, преступления и тому подобное), которые допущены личным составом (называет конкретные нарушения и нарушителей, вскрывает причины этих нарушений);
  • отмечает, что дисциплина названных военнослужащих оценивается "неудовлетворительно”;
  • сравнивает количество и характер нарушений с прошлым периодом и делает вывод об улучшении или ухудшении состояния военной дисциплины в роте;
  • показывает, какое влияние оказали нарушения воинской дисциплины на выполнение ротой боевых, учебно-боевых и повседневных задач;
  • анализирует работу по укреплению воинской дисциплины, которая была сделана в роте должностными лицами, и показывает их результаты;
  • определяет лучшие отделения и взвода в роте по состоянию военной дисциплины; особенно указывает те отделения и взвода, в которых состояние дисциплины низкое или не улучшается;
  • определяет места отделений и взводов в роте по состоянию военной дисциплины; формулирует вывод об общем климате в роте и отдельных отделениях и взводах, которые требуют к себе особенного внимания в связи с низким состоянием военной дисциплины;
  • определяет конкретные меры, направленные на укрепление военной дисциплины, улучшения морального климата роты.

В конце подведения итогов стоит поощрить тех военнослужащих, о которых было сказано в докладе, и наложить взыскания на нарушителей.

Аналогично проводятся анализ состояния военной дисциплины с личным составом отделения, взвода (ежесуточно).

Учебный вопрос № 2. - Методика подведения итогов воспитательной работы и работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении (части). - ______ мин.


Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.
Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины:«Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.
Особенностями воинской дисциплины являются:
— большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;
— детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;
— строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;
— включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;
— диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;
— обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.
Содержание воинской дисциплиныможно выразить через ее структуру, которая включает в себя такие компоненты, как дисциплинарные (правовые) нормы, дисциплинарные отношения, возникающие при их соблюдении, а также деятельность по ее укреплению или поддержанию на должном уровне.
К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:
— социально-политическая;
— контрольно-управленческая;
— организаторская;
— нормативная;
— воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);
— информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);
— предупредительно-профилактическая;
— дидактическая (правовое просвещение);
— адаптационная;
— социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).
Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях — проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:
— воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);
— повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
— поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;
— четкой организации боевой подготовки всего личного состава;
— проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:
1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель — ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.
2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.

3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.
4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.
5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:
— занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;
— индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);
— участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;
— подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;
— обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;
— обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
— обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.
6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).
Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.
В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.
Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.
Главным содержанием анализа воинской дисциплины является всестороннее изучение основных ее элементов в целях выработки наиболее эффективных организационных и воспитательных мер воздействия.
Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:
— выявление реального положения дел;
— вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;
— определение мер воздействия на нарушителей;
— выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.

Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.

Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.
Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:
— определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);
— проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);
— изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;
— проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;
— оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.
Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.
^ Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.
Методика анализа воинской дисциплины в подразделении — это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:
— сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;
— выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;
— выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.


Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:

1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.
2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.
3. Завершающий этап (оценка результатов анализа):выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.

 

 


Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:


— результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
— отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;
— личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;
— доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
— доклады лиц суточного наряда;
— индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
— участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;
— изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;
— анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;
— документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;
— результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
— письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.

Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.

При проведении анализа состояния воинскойдисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.

В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.
Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений.

Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:
— корыстные цели;
— отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);
— отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;
— семейные неурядицы;
— физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;
— протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.
В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).
С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей.

Содержание доклада, как правило, включает:
— общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;
— индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;
— факты успешного выполнения задач;
— примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;
— предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;
— информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;
— характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;
— факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;
— перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.
В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).
После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:
— уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;
— случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;
— роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;
— организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
— работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: