ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия
Кафедра клинической фармакологии
Методические рекомендации для студентов фармацевтического факультета
Клиническая фармакология средств, влияющих на функции ЦНС: седативные, транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты
Цель занятия: сформировать умение выбора рациональной фармакотерапии неврозов, депрессий, психосоматических расстройств и ее анализа у конкретного больного на основе знаний основных клинических симптомов, клинико-фармакологических свойств основных групп психотропных средств
Студент должен знать:
- основные клинические симптомы, этиологию неврозов, депрессий, психосоматческих расстройств;
-механизм действия, классификацию психотропных средств (нейролептики, транквилизаторы, седативные, антидепрессанты), фармакокинетику, побочные эффекты препаратов;
- результаты ККИ по изучению эффективности указанных групп препаратов.
Студент должен уметь:
-обосновать назначение, выбор и длительность применения лекарственных средств;
-своевременно оценить эффективность и безопасность препаратов;
-обосновать рациональные комбинации лекарственных средств,
-работать с информационным материалом (аннотациями, справочной и периодической литературой по фармакотерапии)
-выписать и предложить замену следующих препаратов:
1.Аминазин 5.Нитразепам
2.Амитриптилин 6.Оксазепам
3.Диазепам 7.Феназепам
4.Левомепразин 8. Дифенгидрамин (димедрол)
Студент должен иметь представление:
о роли и месте изучаемых препаратов в стандартах лечения и лекарственных формулярах ЛПУ.
План изучения темы:
1. Организационная часть (5 мин.)
|
2. Оценка исходного уровня знаний (6-8 письменных вопросов по теме) (10 мин.)
2.Выборочный опрос и обсуждение этиопатогенеза, клинических проявлений
заболевания и клинико-фармакологических свойств препаратов изучаемых
групп (45 мин.)
3. Работа с аннотациями на лекарственные препараты, их анализ (20 мин.)
4. Клинико-фармакологический разбор учебных историй болезни по теме занятия
(50 мин.)
5. Обсуждение результатов занятия (5 мин.)
Итого 135 мин
Перерыв: дважды по 5 минут, через 45 минут работы.
Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.
1.Основные функции ЦНС, их регуляция - норма и патология (физиология, патология)
2.Основные клинические проявления, этиология неврозов, психосоматических расстройств, пограничных состояний, депрессий (фармакология)
3.Базисная фармакология психотропных средств (фармакология)
Выход темы
Полученные знания будут использованы при обучении на кафедре организации и экономики фармации, на итоговой производственной практике и в практической деятельности для обеспечения (совместно с врачом) эффективной и безопасной фармакотерапии.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ.
Ïðèíöèïèàëüíî ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ÖÍÑ ìîæíî èçìåíèòü ëèáî âìåøèâàÿñü â ìåäèàòîðíûé îáìåí ëèáî èçìåíÿÿ êðîâîîáðàùåíèå, à â ñâÿçè ñ ýòèì - ìåòàáîëèçì, òðîôèêó ìîçãîâîé òêàíè. Íåêîòîðûå ïðåïàðàòû âëèÿþò íà ÖÍÑ îáîèìè ñïîñîáàìè.
|
Большинство препаратов всё же влияют на медиаторы (или рецепторы к ним), причем как на медиаторы релейных (или проекционных) нейронов, передающих информацию на большие расстояния - это обычно глутамат, так и вставочных, чаще тормозных нейронов - это глицин, ГАМК.
Традиционно пñèõîòðîïíûå ñðåäñòâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïðåïàðàòû ñ ïðåèìóùåñòâåííî äåïðèìèðóþùèì è ïðåèìóùåñòâåííî ñòèìóëèðóþùèì õàðàêòåðîì âëèÿíèÿ íà ÖÍÑ (òàáë 1)
Ïðåïàðàòû ñ äåïðèìèðóþùèì ýôôåêòîì
Ñåäàòèâíûå Òðàíêâèëèçàòîðû Íåéðîëåïòèêè
Ðàñòèòåëüíûå Áåíçäèàçåïèíû Ôåíîòèàçèíû
|
Áðîìèäû Äðóãèå ãðóïïû Áóòèðîôåíîíû
Äðóãèå ãðóïïû Òèîêñàíòåíû
Ïðåïàðàòû ñî ñòèìóëèðóþùèì ýôôåêòîì
Ïñèõîñòèìóëÿòîðû Àíàëåïòèêè*
Ïóðèíû Êîðäèàìèí
Ôåíèëàëêèëàìèíû Ñóëüôоêàìôîêàèí
*Другие препараты группы аналептиков практическое значение утратили
Вместе с тем антидепрессанты и ноотропы включают препараты как с седативными так и со стимулирующими свойствами.
.
Ñåäàòèâíûå ñðåäñòâà: Áðîìèäû â íàñòîÿùåå âðåìÿ èñïîëüçóþòñÿ îãðàíè÷åííî.
Èç ëåêàðñòâ äðóãèõ ãðóïï äëÿ ïîëó÷åíèÿ ñåäàòèâíîãî ýôôåêòà íåðåäêî èñïîëüçîâàëè àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, ìàëûå äîçû ñíîòâîðíûõ ñðåäñòâ (ôåíîáàðáèòàë).
Øèðå, îñîáåííî â íàøåé ñòðàíå, èñïîëüçóþòñÿ âûòÿæêè èç ðàñòåíèé, îáëàäàþùèõ ñåäàòèâíûìè ñâîéñòâàìè. Äåéñòâóþùåå íà÷àëî, ìåõàíèçì èõ äåéñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, îñòàåòñÿ íåâûÿñíåííûì. Ïîëåçíî ïîìíèòü î äîïîëíèòåëüíûõ ñâîéñòâàõ íàèáîëåå âàæíûõ èç ýòèõ ðàñòåíèé, ÷òî ïîìîãàåò â èõ âûáîðå â ñîîòâåòñòâóþùåé êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè:
Òðàíêâèëèçàòîðû çíà÷èòåëüíî áîëåå ýôôåêòèâíû â ñðàâíåíèè ñ ñåäàòèâíûìè ïðåïàðàòàìè.Îíè óìåíüøàþò íåãàòèâíûå ýìîöèè, óìåíüøàþò âîçáóæäåíèå (àíêñèîëèòèêè). Ãëàâíûé îáúåêò âîçäåéñòâèÿ - íåéðîíû ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû, ãäå ðàñïîëàãàþòñÿ ýìîöèîíàëüíûå öåíòðû (õîòÿ âëèÿþò è íà äðóãèå îáëàñòè ìîçãà).
Ñ÷èòàþòñÿ îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè ôàðìàêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ïðè òàê íàçûâàåìûõ "ïîãðàíè÷íûõ ñîñòîÿíèÿõ" (íåâðîçàõ). Âèäû íåâðîçîâ, êëèíèêà.
Èìååòñÿ íåñêîëüêî ãðóïï òðàíêâèëèçàòîðîâ, íî îñíîâíàÿ ãðóïïà - áåíçäèàçåïèíû (Á). Связываясь с рецептором ГАМК в хлорном канале (одной из важнейших систем, реагирующих на многие лекарственные препараты), îáëåã÷àþò òîðìîçíîé ýôôåêò ÃÀÌÊ,
 îñíîâå äèôôåðåíöèðîâàííîãî êëèíè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ Á, ïîìèìî èíäèâèäóàëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, лежит ó÷åò ôармакоêèíåòè÷åñêèõ è ôàðìàêîäèíàìè÷åñêèõ ñâîéñòâ êàæäîãî ïðåïàðàòà: äëèòåëüíîñòü, ìîùíîñòü äåéñòâèÿ,,áûñòðîòà íàñòóïëåíèÿ îñíîâíîãî ýôôåêòà, õàðàêòåð ìåòàáîëèçìà, îñîáåííîñòè ïñèõîòðîïíîãî ýôôåêòà (â ÷àñòíîñòè, â çàâèñимости îò äîçû), äîïîëíèòåëüíûå ýôôåêòû.
Ïî äëèòåëüíîñòè ñðåäè òðàíêâèëèçàòîðîâ - Á âûäåëÿþò ïðåïàðàòû:
Äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (Ò 1/2 20 ÷àñîâ è áîëåå) - äèàçåïàì, õëîðäèàçåïîêñèä (ýëåíèóì), õëîðàçåïàò (òðàíêñåí), íèòðàçåïàì
Ñðåäíåé ïðîäîëæèòåëüíîñòè (Ò 1/2 îêîëî 10-15 ÷àñîâ) - ëîðàçåïàì, áðîìàçåïàì, àëïðаçîëàì (êñàíàêñ), îêñàçåïàì, ôåíàçåïàì, òåìàçåïàì.
Êîðîòêîãî äåéñòâèÿ: (Ò 1/2 - 4-6 ÷àñîâ) - òðèàçîëàì,, ìåäàçåïàì
Ýòàëîííûì ïðåïàðàòîì Á ñ÷èòàåòñÿ äèàçåïàì (ñåäóêñåí, ðåëàíèóì è ò.ä.). Äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (Ò 1/2 - 20-90 ÷, îòñþäà - èíäèâèäуальный ïîäáîð äîçû, ðèòìà ââåäåíèÿ).
Фармакоêèíåòèêà äèàçåïàìà ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ àëüáóìèíà â êðîâè, ò.ê. ñòåïåíü åãî ñâÿçè ñ áåëêîì î÷åíü âûñîêà è äàæå íåáîëüøàÿ ãèïîàëüáóìèíåìèÿ ñóùåñòâåííî повышает äîëþ ñâîáîäíîé ôðàêöèè ïðåïàðàòà, ëåãêî ïðîíèêàþùåé â òêàíè è îêàçûâàþùåé ìîùíûé ýôôåêò.
Îñîáåííîñòè ïñèõîòðîïíîãî ýôôåêòà: âíå çàâèñèìîñòè îò äîçû, îí - àíêñèîëèòèê.
 ìàëûõ äîçàõ (2-6 ìã ó âçðîñëûõ) ýòîò ýôôåêò ñî÷åòается ñ áîäðÿùèì, ñòèìóëèðующим äåéñòâèåì (ìîæíî èñïîëüçîâàòü óòðîì è äíåì). Íà ýòèõ äîçàõ ïûòàþòñÿ âåñòè áîëüøèíñòâî áîëüíûõ. Ïðè повышении äîçû (10 ìã è более - îáû÷íî äî 30 ìã â ñóòêè) àíêñèîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå ñîïðîâîæäается óãíåòàþùèì, ñíîòâîðíûì ýôôåêòîì (такая доза âûãîäíåå - íà íî÷ü).
Êóðñ ëå÷åíèÿ Ä - îò íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü (îáû÷íî) äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ (î÷åíü ðåäêî è íåæåëàòåëüíî). Ïðè íåïðåðûâíîì èñïîëüçîâàíèè ñî второго ìåñÿöà äîçó ïðèõîäèòñÿ ïîâûøàòü ïðèìåðíî â 2 ðàçà, ò.ê. ýôôåêò îñëàáåâàåò.
Ê наиболее âàæíûì äîïîëíèòåëüíûì ýôôåêòàì Ä îòíîñÿòñÿ: ãèïîòåíçèâíûé - это ïðåïàðàò âûáîðà ïðè êðèçàõ 1 òèïà (ñимпатоàäðåíàëîâûõ, ñ áûñòðûì повышением систолического ÀÄ, ñâÿçàííûõ, âèäèìî, ñ èçáûòêîì àäðåíàëèíà ïðè ñòðåññàõ);
ïротивоñóäîðîæíûé - это - îäèí èç наиболее íàäåæíûõ ïðåïàðàòîâ, â ÷àñòíости, â äåòñêîé ïðàêòèêå (â/â 0,15 -0,2 ìã/êã). Ââîäÿò â âåíó ñî ñêîðîñòüþ 5 ìã/ìèí.
Íåæåëàòåëüíûå ÿâëåíèÿ ó Ä â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ìåðå ñâîéñòâåííû âñåì Á.
Îêàçûâàåò âûðàæåííîå ìèîðåëàêñирующее äåéñòâèå (ñ êîòîðûì, âèäèìî, ñâÿçàí è ïðîòèâîñóäîðожный ýôôåêò); ìîæåò âûçâàòü àòîíèþ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ñôèíêòåðà çàäíåãî ïðîõîäà (ñ äåôåêàöèåé), îñîáåííî ó ïîæèëûõ, òÿæåëîáîëüíûõ.
Ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ïàìÿòè, çàòðóäíåíèÿ â óñâîåíèè íîâîãî ìàòåðèàëà и событий, происшедших после приема препарата (àíòåðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ). Ïîâûøàåò àïïåòèò, ÷òî ÷àùå íåæåëàòåëüíî.
Ìîæåò âûçâàòü ëåéêîïåíèþ, ó ïîæèëûõ - äåëèðèîçíûé ñèíäðîì, ó ìîëîäûõ (íå÷àñòî) - ñåêñóàëüíûå è ìåíñòðóàëüíûå íàðóøåíèÿ.
Êàê ïñèõîòðîïíûé ïðåïàðàò Ä è äðóãèå ÁÄ áåç êðàéíåé íåîáõîäèìîñòè äåòÿì íå íàçíà÷àþò!
Ïðè íàçíà÷åíèè â êîíöå áåðåìåííîñòè Ä ìîæåò âûçâàòü ó íîâîðîæäåííîãî 2 òèïà îñëîæíåíèé: ñèíäðîì "âÿëîãî ìëàäåíöà " ñ íèçêèìè ïîêàçàòåëÿìè ïî øêàëå Àïãàð è ñèíäðîì "îòìåíû " - áåñïîêîéñòâî, çàìåäëåííîå ðàçâèòèå, èíîãäà - ñóäîðîãè..
Ó âçðîñëûõ ïðåïàðàò òàêæå âûçûâàåò ïñèõè÷åñêóþ è â ìåíüøåé ìåðå ôèçè÷åñêóþ çàâèñèìîñò.
Äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòìåíû ìîæíî íàçíà÷èòü êàðáàìàçåïèí (ôèíëåïñèí) ëèáî Â-áëîêàòîðû. Ïîñëåäíèå ñàìè îêàçûâàþò óñïîêàèâàþùåå äействиå, ñíèìàþò óïîìÿíóòûé ñèíäðîì ñòðàõà.
Ä ïðîòèâîïîêàçàí ïðè ìèàñòåíèè, ãëàóêîìå, òÿæåëûõ ïîðàæåíèÿõ ïî÷åê è ïå÷åíè. Íà ôîíå åãî ïðèåìà ìîæåò âîçðàñòàòü òîêñè÷íîñòü ñåðäå÷íûõ ãëèêîçèäîâ.
Хлордиазепоксид (эëåíèóì, õëîçåïèä) - òàêæå препарат äëèòельного äействиÿ, íî эффект ñóùåñòâåííî êîðî÷å, ÷åì у Ä, ïî ìîùíîñòè он òàêæå ñëàáåå
Õëîðàçåïàò (òðàíêñåí): äëèòåëüíîå ìÿãêîå àíêñèîëèòическое äåéñòâèå áåç ñåäàòèâíîãî ýôôåêòà.
Ïðåïàðàòû ñðåäíåãî è êîðîòêîãî äåéñòâèÿ íå îáðàçóþò, êàê ïðàâèëî, äëèòåëüíî äåéñòâóþùèõ ìåòàáîëèòîâ.
Îêñàçåïàì - один из наименее òîêñичных ïðåïàðàòов (поэтому øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ).  ñóòêè вводят 30-90 ìã (îáû÷íî â 3 ïðèåìà).
Ëîðàçåïàì (òàâîð, àòèâàí) - ìîùíåå Ä, õîòÿ ýôôåêò íàñòóïàåò ìåäëåííåå
Ôåíàçåïàì - îòå÷åñòâенный ïðåïàðàò, øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ. Àíêñèîëèòическое è ñåäàòивное äействиå êîðî÷å, íî ìîùíåå, ÷åì ó Ä. Íåñêîëüêî áîëåå òîêñè÷åí.
Îáû÷íûå äîçû - 1-1,5 ìã, ïðè íåýôôåêòèâíîñòè (ðåäêî) - äî 5 ìã.
Ê " äíåâíûì " ÁÄ îòíîñÿò ìåçàïàì (ðóäîòåëü) è òîôèçåïàì (ãðàíäàêñèí).
Îòíîñèòåëüíî íîâûé ïðåïàðàò ñ ìîùíûì äåéñòâèåì - àëüïðàçîëàì (êñàíàêñ): его ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïðè ñî÷åòàíèè âîçáóæäåíèÿ ñ äåïðåññèåé
Îáû÷íàÿ äëèòåëüíîñòü íàçíà÷åíèÿ áîëüøèíñòâà ÁÄ - äî 4 íåäåëü. Íà÷èíàþò ëå÷åíèå ñ íåâûñîêèõ äîç (ýêâèâàëåíòíûõ 5 ìã äèàçåïàìà), äîçó ïðè íåîáõîäèìîñòè íàðàùèâàþò ïîñëå äîñòèæåíèÿ ñòàöèîíàðíîé êîíöåíòðàöèè (÷åðåç 4-5 ïåðèîäîâ ïîëóâûâåäåíèÿ).
Препараты других групп: áóñïèðîí - ÷àñòè÷íûé àãîíèñò ÑÒ1à ðåöåïòîðîâ, âìåøèâающийся â ñåðîòîíèíîâûé îáìåí ìîçãà. ßâëÿåòñÿ ïî÷òè ÷èñòûì àíêñèîëèòèêîì áåç ñåäàòивного, ñíîòâîðíîãî ýôôåêòà, íå íàðóøàåò ïàìÿòü, âíèìàíèå, íåò çàâèñèìîñòè, ñèíäðîìà îòìåíû, äåïðåñîãåííîãî ýôôåêòà - â îáû÷íûõ äîçàõ. Íåñêîëüêî ñëàáåå ÁÄ, íà÷àëüíûå äîçû 5-10 ìã, çàòåì их можно повышать (íå áîëåå 40 ìã â ñóòêè).
 îáùåêëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå ïðèìåðíî ñ òîé æå öåëüþ, ÷òî è òðàíêâèëèçàòîðû, иногда ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ íåéðîëåïòèêè (ÍË).
Наиболее ìîùíûå èç íèõ (àìèíàçèí, òðèôòàçèí, ãàëîïåðèäîë è äð.) ÷àùå èñïîëüçуют â ïñèõèàòðèè, à "ìÿãêèå" ïðåïàðàòû, èíîãäà íàçûâàåìûå "ìàëûìè ÍË" - более широко (но в любом случае - лишь при неэффективности транквилизаторов)..
Чàñòî ïåðåíîñÿòñÿ õóæå, ò.ê. íå äàþò ÷óâñòâà ñóáúåêòèâíîãî êîìôîðòà.
Îáû÷íî èñïîëüçóþò ïðîèçâîäíûå ôåíîòèàçèíà. Ïîïóëÿðåí ïðåïàðàò òèîðèäàçèí (ìåëëåðèë, ñîíàïàêñ). Èñïîëüçóþò ïðè íåâðîçàõ, äåïðåññèè, òðåâîãå, ðåçèñòåíòíûõ ê òðàíêâилизаторам, â òîì ÷èñëå â ïåäèàòðèè è ãåðèàòðèè.
 öåëîì òèîðèäàçèí ìàëîòîêñè÷åí, íî ïðè äëèòåëüíîì ïðèåìå áîëüøèõ äîç (1500 ìã/ñóòêè) ìîæåò âûçâàòü ðåòèíîïàòèþ. Аритмогенен.
Àëèìåìàçèí (òåðàëåí) ñõîäåí ñ ñîíàïàêñîì. Øèðîê äèàïàçîí äîç - îò 10 äî 400 ìã â ñóòêè (â ñðåäíåì - 40-60 ìã). "Ìÿãêèé" ïî äåéñòâèþ ïðåïàðàò; ìàëîòîêñè÷åñí, íî èíîãäà äàåò ëåéêîïåíèþ - ñëåäèòü çà êðîâüþ.
Ôðåíîëîí (îñíîâíîå íàçâàíèå ìåòîôåíàçàò используют реже) - ìîùíåå ïðåäûäóùèõ ïðåïàðàòîâ. Áîëåå òîêñè÷åí, - ïîðàæåíèå ïå÷åíè (õîëåñòàç), õîëèíîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå è ýêñòðàïèðàìèäíûå ðàññòðîéñòâà, õàðàêòåðíûå äëÿ "áîëüøèõ" íåéðîëåïòèêîâ.
Äîñòàòî÷íî ÷àñòî âðà÷ øèðîêîãî ïðîôèëÿ ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ àíòèäåïðåññàíòàìè (ÀÄ). Èìåþòñÿ äàííûå, ÷òî äåïðåññèåé ñòðàäàåò 6 % âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ è 10-15 % áольныõ îáùåòåðàïåâòè÷åñêîé ñåòè.
Ïðàâäà, èìååòñÿ è òåíäåíöèÿ ê èçáûòочному ïðèìåíåíèþ ÀÄ, íå ÿâëÿþùèõñÿ áåçîïàñíûìè ïðåïàðàòàìè. Ïîýòîìó ïðè ïîäîçðåíèè íà äåïðåññèþ êàê ïðè÷èíó íàáëþäàåìîé êëèíèêè íóæíî ïðåæäå âñåãî óäàëèòü âîçìîæíûå "äåïðåññîãåííûå" âëèÿíèÿ. Èç ëåêàðñòâ òàêèìè ìîãóò îêàçàòüñÿ ñåðäечные ãëèêîçèäû (îñîáенно ó ïîæèëûõ), ëåâîäîïà, ÍÏÂÑ (èíäîìåòàöèí), ÃÊÑ, íåéðîëåïòèêè-ôåíîòèàçèíû, ÁÄ, êëîôåëèí, äîïåãèò, ðåçåðèí, îðàëüíûå контраöåïòèâû, àíòèõолинýñòåðàçíûå, öèìåòèäèí, âèíêðèñòèí.
Ïðè âûáîðå ñîáñòâåííî ÀÄ (при “ эндогенной ” (большой, витальной) депрессии - генетически обусловленной неспособности справляться с обычным стрессом - около 25% всех депрессий) î÷åíü âàæåí ôàðìакологический àíàìíåç.
Îáû÷íî ýôôåêò ÀÄ ïðîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç 3-4 íåäåëè ïîñëå íà÷àëà ëå÷åíèÿ (äðóãèå ýôôåêòû, íàïðèìåð, ñåäàòèâíûé, àíêñèîëèòè÷åñêèé, ïðîÿâëÿþòñÿ ãîðàçäî áûñòðåå).. Îáùàÿ äëèòельность èõ ïðèìåíåíèÿ - 8-18 íåäåëü.
Âëèÿíèå ÀÄ ñâÿçàíî â îñíîâíîì ñ 2 ìåäèàòîðàìè: ÍÀ è ñåðîòîíèíîì. Большинство èñïîëüçуемых ïðåïàðàòîâ повышает èõ (à òàêæå äîôàìèíà) êîëè÷åñòâî è äëèòåëüíîñòü íàõîæäåíèÿ â ñèíàïòè÷åñêîé ùåëè: ëèáî çà ñ÷åò áëîêàäû ÌÀÎ (íèàëàìèä, фенелзин) ëèáî çà ñ÷åò òîðìîæåíèÿ ìåõанизìîâ обратного захвата (re-uptake) - òðèöèêëè÷åñêèå АÄ (ТАД). "Ñåðîòîíèíîâûå" ÀÄ, ïîìèìî âëèÿíèÿ íà ìåòàáîëèçì ñåðîòîíèíà, повышают ÷óâñòâительность к нему ñïåöèôè÷åñêèõ ðåöåïòîðîâ (ÑÒ -1 @).
Ñ êëèíè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ ÀÄ êëàññèôицируют ïî ìîùíîñòè ýôôåêòà.
Ñëàáûå ÀÄ: - àçàôåí. Ýòî ÒÀÄ ñ ìÿãêèì ÀÄ äействиåì, êîòîðîå ñî÷åòàåòñÿ ñ ñåäàòèâíûì, òèìîàíàëåïòè÷åñêèì..