Занятии 3.
Тема занятия: Физиология вегетативной нервной системы (ВНС).
МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ВНС является составной частью и жизненно важным отделом нервной системы. Изучение её функции необходимо для понимания общих принци-пов регуляции деятельности внутренних органов, желез, сосудов, трофических влияний на скелетную мускулатуру. ВНС участвует в интеграции функций при формировании поведен-ческих актов. Анализ вегетативных компонентов поведения помогает врачу исследовать приспособительные механизмы, адаптационные возможности организма, найти пути повы-шения его устойчивости, компенсации нарушения функции. Знание особенностей вегетатив-ной иннервации органов и тканей позволяет правильно и своевременно использовать для профилактики и лечения большую группу фармакологических препаратов, влияющих на адрено- и холинореактивные системы организма
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить особенности организации вегетативной нервной системы не примере некоторых вегетативных рефлексов.
Знать | Уметь |
1) Принципы организации и функ-ционирования ВНС у человека; 2) роль различных отделов ВНС (па-расимпатического и симпатического) в регуляции висцеральных функций; 3) особенности рефлекторных дуг, регули-рующих работу внутренних органов; 4) особенности медиаторных систем ВНС и их взаимодействия с рецепторным аппаратом вегетативных ганглиев и исполнительных органов. | Использовать знания о: 1) индивиду-альных особенностях организации и рефле-кторной деятельности автономной нервной системы, её участии в формировании целостных форм поведения; 2) механизмах регуляции вегетивных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функцио-нального состояния организма; Анализировать вегетативный статус по ря-ду показателей состояния внутренней сре-ды и проявлению вегетативных рефлексов. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
|
1. Микроскопическая функциональная морфология центральных структур ВНС и вегетативных ганглиев, закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития.
2. Анатомическое строение, функции и топографическое расположение структур ВНС в головном и спинном мозге.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Структурно-функциональныеособенности ВНС.
2. Характеристику нервных центров парасимпатической системы. Их локализацию и функции.
3. Характеристику нервных центров парасимпатической системы. Их локализацию и функции.
4. Особенности вегетативных ганглиев как периферических нервных центров регуляции вегетативных функций. Механизмы передачи возбуждения в них. Роль ганглиоблока-торов.
5. Характеристику влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС на работу внутренних органов. Синергизм и относительный антагонизм их действия.
6. Механизм передачи возбуждения с постганглионарных волокон на рабочие органы. Характеристика андренэргических и холинэргических структур.
7. Физиологические особенности метасимпатического отдела автономной нервной системы.
8. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
9. Методы определения исходного вегетативного статуса.
|
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Нарисовать рефлекторные дуги симпатической нервной системы с указанием расположения центров, механизмов взаимодействия медиаторов с хеморецепторами.
2. Нарисовать рефлекторные дуги парасимпатической нервной системы с указанием расположения центров, механизмов взаимодействия медиаторов с хеморецепторами.
3. Провести сравнительную характеристику влияний симпатической и парасимпатической нервной системы на основные эффекторы.
4. Схематически изобразить укороченную рефлекторную дугу с замыканием на уровне вегетативного ганглия.
Учебная литература основная:
1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, - М.: Медицина, 2003
2. Нормальная физиология. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. М.: Центр Академия, 2006.
3. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова- М.: ООО «МИА», 2008.
4. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007.
5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
6. Нормальная физиология: Под ред. К.В Судакова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
7. Физиология человека: Атлас динамических схем– К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Тематика рефератов:
1. Лимбическая система мозга и ее функциональное значение.
2. Характеристика основных ядерных групп гипоталамуса. Особенности нейрорецепции, нейросекреции, кровоснабжения нейронов. Участие гипоталамуса в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов.
|
3. Методы определения дисфункций ВНС. Типы реагирования на эмоциональную нагрузку по показателям её состояния.
Информационный блок.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТИЧЕСКОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | |||
Вегетативная - висцеральная | Соматическая - анимальная | ||
ФУНКЦИИ: | |||
Принимает участие в обеспечении гомео-стаза, регулирует метаболизм, работу внутренних органов. | Регулирует двигательную активность (фазные и тонические рефлексы), оказы-вает трофическое действие. | ||
Автономная регуляция, не зависит от сознания. | Регуляция произвольная с участием сознания. | ||
ЭФФЕКТОРЫ: | |||
Гладкомышечные волокна, железистые клетки, метаболические процессы. | Поперечно-полосатые мышечные воло-кна. | ||
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ: | |||
Высшие центры: КБП (палеокортекс) лимбический отдел, гипоталамус, мозжечок, РФ среднего и продолговатого мозга, боковые рога грудных, поясничных, сакральных сегментов спинного мозга. Низшие центры: вегетативные ганглии. | Высшие центры: КБП (прецентральная извилина), стриа-паллидарная система, черная субстанция, красное ядро, моз-жечок, РФ ствола мозга, вестибулярное ядро. Низшие центры: передние рога всех сегментов спинного мозга. | ||
СТРОЕНИЕ РЕФЛЕКТОРНЫХ ДУГ: | |||
Афферентный отдел: интерорецепторы, воз-можно, экстерорецепторы. Чувствительная клетка может находиться в спинальном ган-глии. Эфферентный отдел: включает 2 нейрона. Тело 1-го нейрона в боковых рогах спинного мозга или ядрах вегетативных черепномоз-говых нервов. Его аксон - преганглионарное волокно типа «В» со скоростью проведения возбуждения 5-14 м/с. Тело 2-го нейрона в вегетативном ганглии. Его аксон – постган-глионарное волокно типа «С» со скоростью проведения возбуждения 0,5-3 м/с. В центральной рефлекторной дуге минима-льное количество нервных клеток - 3. Низкая лабильность. Частота импульсации нейрона вегетативного ганглия 10-15 имп/с. Длитель-ное время рефлекса. | Афферентный отдел: экстеро- и проп-риорецепторы. Чувствительная клетка в спинальном ганглии. Эфферентный отдел: мотонейрон в передних рогах спинного мозга или двигательных ядрах черепномозговых нервов. Его аксон - волокно типа «А». Минимальное количество нерв-ых клеток в рефлекторной дуге – 2. Высокая лабильность, короткое время рефлекса, четкая локализация ответной реакции в иннервируемом метамере тела. | ||
МЕДИАТОРНЫЕ СИСТЕМЫ: | |||
Норадреналин и ацетилхолин – основные, гис-тамин в сосудах кожи, АТФ, вещество Р, прос-тагландин I Е и серотонин. | Ацетилхолин, взаимодействующий на мембране скелетного миоцита с Н-хо-линорецепторами, которые блокируют-ся миорелаксантами. | ||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМПАТИЧЕСКОЙ И
ПАРАСИМПАТИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Симпатическая (тораколюмбальная) нервная система. | Парасимпатическая (краниосакральная) нервная система. |
ФУНКЦИИ: | |
Система адаптации организма к напря-женной ситуации (стрессу), оказывает эрго-тропное (активное) влияние. Иннервирует все органы и ткани. | Оказывает трофотропное влияние. Обеспечи-вает накопление энергетических ресурсов. Количество иннервируемых органов ограничено. |
ЭФФЕКТОРЫ: | |
Гладкомышечные элементы сосудов всех органов, потовых, слюнных, пищеваритель-ных желез, клетки подкожножировой ткани, печени. | Гладкомышечные элементы и железы пище-варительного тракта, выделительные, поло-вые органы, легкие, сердце, сосуды органов малого таза. |
ЦЕНТРЫ: | |
Высшие центры: лимбические структуры, гипоталамус, РФ среднего и продолговатого мозга, боковые рога тораколюмбального отдела спинного мозга. Низшие центры: экстрамуральные вегетатив-ные ганглии. | Высшие центры: лимбический отдел, гипоталамус, РФ среднего и продолговатого мозга, ядра 3, 7, 9, 10 пары черепномозговых нервов, боковые рога сакрального отдела спинного мозга. Низшие центры: интрамуральные вегетатив-ные ганглии. |
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ: | |
Более длинные постганглионарные волокна типа «С». Ответная реакция более генерали-зованная, длительно сохраняется из-за мед-ленного разрушения медиатора норадрена-лина. В виде исключения в симпатических нервных окончаниях на потовых железах и вазодилататорах выделяется ацетилхолин. Время рефлекса длительное. | Более длинные преганглионарные волокна типа «В». Ответные реакции более локализо-ваны, но неустойчивые, т.к. медиатор – аце-тилхолин быстро разрушается. Время рефлекса также продолжительное. |
МЕХАНИЗМЫПЕРЕДАЧИ ВОЗБУЖДЕНИЯ В СИНАПСАХ: | |
Передача возбуждения с преганглионарных нейронов на постганглионарные в вегетативных ганглиях обеих систем осуществляется с помощью ацетилхолина, который взаимодействует на постстнаптической мембране с Н-холинорецепторами (чувствительны к никотину, блокируются ганглиоблокаторами). | |
На эффекторах адренэргических синапсов имеются специализированные участки постсинаптической мембраны-адренорецеп-торы. Их выделяют нескольких типов: альфа- и бета - по особенностям взаимодействия с катехоламинами, дофамино- и адреноми-метиками. | На эффекторах ацетилхолин взаимодей-ствует с М-холинорецепторами, которые чувствительны к мускарину и блокируются атропином. |
Регуляция выделения норадреналина на уровне пресинаптической мембраны: 1) при недостаточном количестве медиатора вклю-чается «+» обр. связь – взаимодействие НА с её β- адренорецепторами - усиление освобо-ждения медиатора. 2) Если НА много, то «-» обр.связь – взаимодействие с α 2 – адренорецепторамипресинаптической мембраны– подавление выделения. 3) АХ от соседних синапсов взаимодейст-ствует сМ-ХР пресинаптической мембраны и подавляет выделение НА. 4) Выделения эффекторами простагланди-новподавляет высвобождение медиатора. | Регуляция выделения ацетилхолина на уров-не пресинаптической мембраны: 1) При недо-статочном количестве медиатора включается «+» обр.связь – взаимодействие с её Н-холи-норецепторами- усиление освобождения медиатора. 2) Если АХ много, то «-» обр.связь – взаимодействие с её М-холинорецепторами– подавление выделения. 3) Поступление НА из соседних синапсов тормозит выделение ацетилхолина. 4) Выделения эффекторами в щель АТФ подавляет высвобождение медиатора. |
Саморегуляция выделения медиатора вегетативными нервами.
Практические работы:
РАБОТА 1. Исследование глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера.
Методика: У испытуемого рассчитать по пульсу число сердечных сокращений за 1 минуту: 1) в состоянии покоя; 2) при умеренном надавливании большим и указательным пальцем на глазные яблоки в течение 15-20 секунд (до появления чувства давления); 3) через 5 минут после прекращения надавливания. Результаты записать в таблицу:
Условия опыта | Число сердечных сокращений в 1 минуту | ||
Испытуемые | в покое | при надавливании на глазные яблоки | через 5 минут после прекращения надавливания |
Сравнить полученные результаты у нескольких испытуемых. В норме замедление пульса должно быть в пределах 4-8 ударов в 1 мин., при преобладании парасимпатического тонуса – замедление более 8 - 12, а при преобладании симпатического тонуса либо замедление числа сердечных сокращений отсутствует, либо наблюдается извращение реакции – учаще-ние пульса по сравнению с исходным.
Нарисовать рефлекторную дугу данного рефлекса (афферентный путь от глазницы по тройничному нерву, эфферентный путь по блуждающему нерву). При обсуждении результатов объяснить механизм изменения частоты сердечных сокращений с учётом полученных данных и особенностей действия медиаторов вегетативной системы. В выводах указать медицинское значение исследуемого рефлекса.
РАБОТА 2. Анализ реакции зрачка на болевое раздражение.
Ход работы: Отметить величину зрачков у испытуемого, стоящего спиной к источнику света. Пронаблюдать изменение величины зрачков при нанесении болевого раздражения (укол, сильное рукопожатие). В результатах отметить характер изменения зрачков. Нари-совать рефлекторную дугу этого рефлекса: афферентный путь от рецепторов боли по восходящему спино-таламическому тракту к центрам вегетативной иннервации мышц, регулирующих величину зрачка. Сфинктер зрачка иннервируется парасимпатическими волокнами в составе глазодвигательного нерва, дилататор - симпатическими волокнами через верхний шейный ганглий. Объяснить механизм реакции зрачков на болевое раздраже-нии с анализом действия медиаторных систем. В выводах указать клиническое значение этой реакции.
РАБОТА 3. Роль химических факторов в передаче возбуждения на примере зрачково-
го рефлекса.
Ход работы: Нарисовать схему зрачкового рефлекса (системы иннервации диафрагмы глаза): рецепторы сетчатки - афферентные волокна II нерва, верхнее двухолмие – парасимпатичес-кие ядра III нерва (средний мозг) - парасимпатические волокна III нерва, ресничный ганглий - круговая мышца радужной оболочки, сужение зрачка. Объяснить характер и причину изменения диаметра зрачка под действием таких химических веществ, как атропин и пилокарпин. Указать места их влияния на передачу возбуждения в рефлекторной дуге с участием холинэргических структур. (Атропин блокирует передачу возбуждения с постганглионарных парасимпатических волокон глазодвигательного нерва. Пилокарпин возбуждает постганглионарные парасимпатические нервные окончания).
В выводах объяснить роль зрачкового рефлекса в физиологии зрительной системы и клинической практике.
Ситуационные задачи.
1. Объясните механизм расширения зрачков у человека при сильной головной боли или гипоксии?
2. Каким фармакологическим способом можно выключить влияния как СНС, так и ПСНС на все органы в организме?
3. Назовите основные внутрицентральные связи гипоталамуса эфферентного направления, посредством которых он может влиять на функции различных внутренних органов.
4. Во время наркоза у пациента зрачки перестали реагировать на свет. Немедленно была уменьшена доза наркотического вещества. Объясните причину такого действия анестезиолога.
5. Длительным раздражением соматического нерва мышца доведена до утомления. Что произойдет с ней, если начать раздражение симпатического нерва, идущего к ней. Наблюдается ли подобный эффект в целостном организме?
6. Человек жалуется врачу на тахикардию, которая подтверждается объективно. Опытный врач, посмотрев больному в глаза, заподозрил симуляцию. При помещении на следующий день в стационар тахикардия не была обнаружена. Почему у врача возникло подозрение?