Кластерный подход при формировании стратегии социально-экономического развития региона




Аннотация. В статье показано, что ключевым вопросом, связанным с перспективами социально-экономического развития региона, повышением эффективности использования его ресурсного потенциала является решение проблем межотраслевого взаимодействия, устранение диспропорций межотраслевого обмена и институциональных ограничений развития конкурентной среды региональных рынков. На примере территорий опережающего развития исследуется эффективность целевой модели кластерной интеграции.

Ключевые слова. Территориальный кластер, межотраслевое взаимодействие, интегрированные структуры, инновационный потенциал.

Abstract. The article shows that the key issue related to the prospects of socio-economic development of the region, improving the efficiency of its resource potential is to solve the problems of inter-sectoral interaction, the elimination of imbalances of inter-sectoral exchange and institutional constraints of the competitive environment of regional markets. The efficiency of the target model of cluster integration is studied on the example of territories of advanced development.

Keywords. Territorial cluster, interdisciplinary collaboration, integrated structure, innovative potential.


Существующая модель межотраслевого взаимодействия предприятий, для которой зачастую характерно как отсутствие системности в управлении данным процессом, так и устойчивых источников инновационного роста, вкупе с дефицитом инвестиционных ресурсов в значительной мере ограничивает возможности социально-экономического развития региона, эффективного использования его ресурсного потенциала и препятствует инновационной модернизации. Структурный дисбаланс региона может проявляться в диспропорции уровней развития звеньев производственно-стоимостной цепи, неэквивалентности межотраслевого обмена, неразвитости инфраструктуры и в институциональных ограничениях развития конкурентной среды локальных рынков. В итоге происходит несоответствие структурных параметров развития региона целевым ориентирам экономической политики на федеральном уровне. Учитывая, что современное развитие российской экономики нуждается в новой карте функциональных макрозон внутри регионов, требуется структурная модернизация целого ряда отраслей, предполагающая создание кластеров, объединяющих наиболее крупных поставщиков и потребителей для решения ключевых задач социально-экономического развития региона [1]. Кластерная модель предусматривает выработку механизма, позволяющего проектировать, строить, эксплуатировать и финансировать масштабные проекты, оптимизируя взаимодействие поставщиков, инвесторов, банков, меняя транспортный каркас за счет встраивания в кластер комплекса логистических и транспортных услуг, минимизируя финансовые риски участников процесса.

Государственное регулирование со стороны федеральной власти заключается преимущественно в создании и функционировании механизмов инвестиционной поддержки создаваемых кластеров, предполагающих прямое государственное софинансирование реализации программ и проектов развития территориальных кластеров. До сих пор со стороны государства мало внимания уделяется созданию специализированных координационных и консультативных органов для организационной, экспертной и аналитической поддержки развития территориальных кластеров.

Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации. Правительство России сформировало перечень инновационных территориальных кластеров, которым будет предоставлена государственная поддержка. Инновационные территориальные кластеры увеличивают темпы социально-экономического развития региона, реализуют возможности встраивания в кооперационные цепочки производство инновационной продукции, что отвечает экономическим интересам нашей страны.

Целям стимулирования создания кластеров и государственной поддержки в регионах предпринимательской деятельности отвечает Федеральный закон № 473-ФЗ от 29 декабря 2014г. «О территориях опережающего социально-экономического развития», вступивший в силу 30 марта 2015 года. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) образуются в целях развития отраслей экономики, решения социальных задач и привлечения инвестиций, а также в соответствии с концепцией инновационного развития экономики, предусматривающей создание в Российской Федерации сети территориально-производственных высокотехнологичных кластеров, реализующих конкурентный потенциал региона.

К началу 2018г. на Дальнем Востоке России создано 17 ТОР и подписано постановление Правительства РФ о создании восемнадцатого ТОР, а также - 5 свободных портов. Добавим, что расширение выхода России на Дальнем Востоке в новое экономическое пространство было бы возможно и на старой структурной (сырьевой) основе, однако лишь при масштабном строительстве магистральных инфраструктурных коридоров (дорожного, трубопроводного, электросетевого) для экспорта. Формирование магистральной экспортно- проводящей инфраструктуры на территории Дальнего Востока для включения его в интенсивно развивающийся рынок АТР и наращивания экстенсивных внешних связей было признано национально важной задачей. Однако пока что, при отсутствии широкомасштабной кооперации на рынках факторов производства и общей институциональной платформы, можно отметить только формирование территориально-производственных кластеров крупных транспортно-логистических и производственных узлов, таких как международные транспортные коридоры МТК «Транссиб», МТК «Приморье-1», «Приморье-2»; увеличение грузовой базы ряда дальневосточных портов за счет создания транспортно-логистических кластеров в ТОР «Хабаровск» и ТОР «Надеждинская» [2].

Структуру ТОР можно представить состоящей из специализированных производств, а также предприятий, обслуживающих потребности производства и населения. При этом каждый из регионов в силу весьма существенных природно-климатических, социально-экономических и территориальных различий характеризуются еще и свойственными только им особенностями формирования и развития инфраструктуры. Поэтому кластеризация в ТОР представляет собой процесс преобразования структур, форм и способов производственной деятельности, происходящий в течение относительно длительного периода времени под воздействием территориальной совокупности экономических факторов.

Можно выделить два варианта кластеризации в ТОР. Первый вариант –кластеризация вызывает усиление анклавизации экономики. Такое последствие неизбежно, если развитие ТОР будет ориентировано само на себя, вне связи с окружающим их пространством исключительно за счет развития уже имеющихся промышленных узлов, в которых сосредоточение разрозненных производств не станет гарантией возникновения технологических импульсов, способных распространяться за пределы особых территорий. Соответственно, эти производства будут пользоваться предоставляемыми в ТОР льготами, получая преимущество перед аналогичными предприятиями других районов, не входящих в ТОР, но при этом будут отсутствовать стимулы к дальнейшему технологическому развитию производства.

Второй вариант – в результате оптимального отбора потенциальных площадок для формирования кластера и определения их приоритетной специализации в перспективе возможно получение агломерационных эффектов, внутренней и внешней экономии от масштаба, которые являются факторами формирования подлинных полюсов роста экономики региона. В плане потенциальной специализации ТОР могут стать опорным каркасом процесса новой индустриализации, которая предполагает формирование кластерной модели социально-экономического развития региона на базе использования его научно- образовательного, инновационного потенциала, а также на основе адаптированных технологических решений. Данный процесс предполагает создание кластерной структуры, ориентированной на кооперационные взаимодействия с внутренними и внешними агентами и отражающейся как на эксплуатации сырьевых ресурсов, так и на новых, в том числе наукоемких видах деятельности и продуктах. Последний аспект подразумевает опору на существующие в регионе высокотехнологичные виды деятельности, занявшие определенную нишу на глобальных рынках, но пока еще остающиеся «анклавными» по отношению к экономике территории своего расположения.

Крупные высокотехнологичные предприятия являются движущей силой создания новых кластеров. На их основе и в рамках производственной кооперации с ними могут создаваться предприятия, реализующие научно-исследовательский потенциал. Структура будущих новых производств, с одной стороны, диктуется специализацией головного производителя, с другой – возможностями, открываемыми теми отраслями, которые являются совершенно новыми для региона, но в то же время в глобальном масштабе находятся в фазе динамичных технологических изменений. Группа потенциальных производств рассматривается как движущая сила технологического развития и охватывает отрасли, находящиеся в фазе быстрого роста. Возникновение кластеров, полностью отвечая задаче социально-экономического развития региона, способно привести к формированию и выходу технологических связей за пределы территории непосредственной локализации предприятий, придавая импульс развитию всей остальной территории региона.

 

Библиографический список

1. Шленов, Ю.В. Финансовые, институциональные и региональные аспекты инновационного развития экономики России /Ю.В. Шленов, Ю.А. Левин, А.О. Павлов // «Инновации и инвестиции», № 1. 2016г. С.2-6.

2. Джурка Н.Г. Траектории развития Дальнего Востока: оценка на основе динамической модели экономических взаимодействий // Проблемы прогнозирования. 2018г. №2. С. 49-59.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: