Разные (смысл всегда очепиден)




Таблица 1. Некоторые западные знаки

Астрономические, астрологические и метеорологические

 

Математические и электрические

Указатели направления, типографические и предупреждающие

Химические (архаические)

Религиозные и политические

Разные (смысл всегда очепиден)


з*

 

 


Алан Уотс


 


Таблица 2. Использование западных знаков в виде языка

Эта простая история едва ли нуждается в переводе Примеры составных символов
Патриархат Матриархат Половое равенство Однополость
Радость жизни Страх смерти Вечная любовь Крестовый поход
Мирные люди Запутавшиеся Богатые Пилот самолета
  Ясный день; ветер юго-западный Сильный дождь; западный остер; угроза затопления

 

иного алфавитного языка выразить хотя бы одну из этих дета­лей. Что уж и говорить тогда обо всей вселенной! Возьмите, например, одну планету Земля пли то, что происходит и одном маленьком пруду, или же, если на то пошло, структуру одного атома. Теперь самое время от проблем языка перейти к даосской философии, потому что книга “Дао дэ цзпн” начинается утвер­ждением о том, что Дао, о котором можно сказать, не является вечным (или настоящим) Дао. Однако даосская философия нс останавливается на этом; она идет дальше и говорит, что сущес­твует другая возможность понимания и постижения процесса


 


развития природы, помимо выражения его с помощью слов. Ведь в конце концов сам мозг, вместилище разума, нам не удастся описать с помощью лингвистических построений, даже если этим занимаются выдающиеся нейрофизиологи. Вот и получается, что иероглифические языки немного ближе к при­роде, нежели линейные. В каждое мгновение природа является совокупностью одновременно существующих структур, тогда как иероглифический язык — это всегда последовательность структур. Поэтому иероглифический язык тоже линеен, но все же линеен не в такой мере, как язык алфавитный.

Ниже мы еще будем обсуждать эту ключевую идею: что организм наделен способностью разумного понимания, выхо­дящего за пределы слов и сознательного внимания, умением обращаться с любым числом изменяющихся параметров однов­ременно. Сейчас достаточно лишь упомянуть, что организация тысяч происходящих в теле процессов и управление ими с по­мощью нервной системы недоступны сознательному мышле­нию и планированию — не говоря уже об организации связей этих процессов с “внешним” миром.

Итак, как я уже сказал, нужны годы и годы для того, чтобы новый искусственный иероглифический язык стал литератур­ным. Но зачем создавать себе лишние трудности, если у нас уже есть китайский язык?! Его умеют читать по крайней мере 800 000 000 человек, причем как минимум семью способами - по числу основных диалектов, не считая японского, которые отличаются друг от друга сильнее, нежели изысканная речь лондонского интеллектуала отличается от жаргона новоорлеанского джазиста. Более того, основная форма этого языка не изменялась в течение двух с половиной тысяч лет, так что каж­дый, кто говорит в паши дни по-английски, встретит намного больше трудностей с пониманием Чосера2, нежели современ­ный китаец — с пониманием Конфуция. В наши дни на роль


2 Джеффри Чосер (1.40-1400) считается одним из родоначальников английского литературною языка. - П рим. перев.


 


международного языка претендует английский, этот невероят­но сложный язык с развитой фразеологией, тогда как испан­ский, например, намного проще. Может быть, когда-нибудь китайский станет вторым — письменным — мировым языком?

Этот вопрос не так неуместен, как может показаться боль­шинству людей, поскольку бытующее мнение о том, что ки­тайские иероглифы необычайно сложны, — всего лишь неве­жественный предрассудок. Считается, что они так же дико­винны, загадочны и мудрены, как и весь “таинственный Вос­ток”. И хотя словарь Каи-ши, составленный в +1716 году, нас­читывает около 40 тысяч иероглифов, образованному китайцу хватает пяти тысяч — то есть примерно столько же, сколько знает слов своего языка обычный грамотный человек Запада. Узнавать и различать иероглифы, очевидно, не сложнее, чем цветы, растения, бабочки, деревья и диких животных.

Другими словами, китайский намного проще, чем кажется на первый взгляд; читать и писать на нем можно намного быс­трее, чем на английском. Для написания английского слова MAN (человек) требуется десять штрихов, тогда как по-китайски слово жзнь - пишется двумя штрихами. Слово ТRЕЕ (дерево)

состоит из тринадцати штрихов, тогда как му — из четырех. WATER(вода) — из 16, тогда как шуй— из 5.

MOUNTAIN (гора) — из 18, тогда как шань — всего лишь из 3. И даже когда мы доходим до таких сложных понятий, как CONTEMPLATION (созерцание), требующих для написания 28 штрихов, соответствующее ему гуань — оказывается состо­ящим только из 25. По сложности написания основные иеро­глифы соответствуют заглавным латинским буквам, и хотя про­пись несколько ускоряет написание английских слов, все это ничто по сравнению с китайской прописью. Сравните, напри-

мер, написание английского слова и китайс-

 

 


 


 

кого. Чтобы окончательно убедиться в том, что ки­тайский язык очень прост в написании, просто поверните эту страницу на девяносто градусов — и теперь посмотрите на свой родной язык!

Китайский покажется нам еще проще, если мы вспомним, что в нем нет жесткого разделения на части речи. Существитель­ные и глаголы зачастую можно менять местами, и к тому же они нередко выполняют функции прилагательных и наречий. Их использование в качестве существительных не сопряжено с ритуальными неудобствами надежей, которые должны соответ­ствовать падежам прилагательных, тогда как при их использо­вании в качестве глаголов нет никаких спряжений. При необ­ходимости один дополнительный иероглиф указывает, когда имеет место ситуация — в прошлом, в настоящем или в буду­щем. Нет никаких проблем с есть, был, была, было, были и будет, не говоря уже о suis, es, est, sommes, etes, sont, fus, fumes, serais и sois, которые во французском являются формами одного и того же глагола etr е (быть). Если переводить китайский буквально, он звучит, как телеграмма:

Высшая добродетель не добродетель есть ее бытие добродетель.

Это мы должны сформулировать так: “Высшая доброде­тель специально не представляется добродетелью, и поэтому она есть добродетель”, однако китайский звучит непосредствен­нее и “заставляет задуматься”.

После всего сказанного может создаться впечатление, что на китайском трудно выражаться недвусмысленно и проводить четкие различия, как того требует научный анализ. Однако, с другой стороны, китайский обладает замечательным


Таблица 3. Эволюция китайской письменности

В первой колонке даны архаичные изображения иероглифов, во второй иероглифы написаны в стиле “малой печати”, в третьей --классическим современным стилем с помощью кисти.


 


преимуществом: с его помощью можно сказать много всего одновременно, не искажая при этом ни одного смысла, — вот почему существует как минимум семьдесят английских перево­дов Лао-цзы. Для достижения точности в китайском языке используются составные слова. Так, иероглиф,означа­ющий, в частности, “рождаться”, может приобретать более конкретный смысл в сочетаниях (появиться на свет), или (рожденный; второе слово имеет также оттенок “воспитанный”); и кроме того, принято различать (рождение из утробы), (рождение из яйца)


и (рождение в результате преображения, как в случае бабочки).

Важной частью китайской грамматики является порядок слов. Хотя в этом смысле она близка к английской и не предпо­лагает перенесения глагола в конец предложения, как латинская или немецкая, нужно все же быть внимательным, чтобы не путать (обратная сторона руки или рук) и (рука или руки за спиной). Тогда как означает “император”,означает “отец императора” или “покойный импера­тор”. В принципе, все это не так уж сильно отличается от (поверните направо, а затем идите вверх) и (идите вверх, а затем поверните направо).

Я давно выступаю за то, чтобы в начальной школе препо­давали китайский, и делаю это не столько потому, что нам рано или поздно придется учиться общаться с китайцами, сколько потому, что, среди всех высокоразвитых культур, китайская больше всего отличается от нашей в самом образе мышления.


 


Каждая культура основывается на системе предположений, счи­тающихся настолько само собой разумеющимися, что над ними едва ли кто-нибудь задумывается. В то же время знакомство с сильно различающимися культурами и языками помогает нам осознать эти установки. Структура стандартных европейских языков, например, такова, что глагол (событие) в них должен приводиться в движение существительным (объектом) — в результате чего возникает интересная метафизическая пробле­ма, которая, возможно, так же бессмысленна, как проблема взаимосвязи ума и тела. Мы не можем говорить о “знании”, не предполагая тем самым существования того, кто (или что) зна­ет, и не понимая, что имеем дело лишь с грамматической услов­ностью, Представление о том, что знание нуждается в знающем, основывается на лингвистическом, а не экзистенциальном пра­виле. Это становится очевидным, когда мы понимаем, что пред­ложения “Дождит” и “Было облачно” не нуждаются в уточ­нении, кто именно дождит и по чьей воле возникают облака. Так, когда китаец получает формальное приглашение, он часто отвечает “Ясно!”, давая понять, что знает о намечающемся со­бытии и может прийти или не прийти по своему усмотрению.

Обратите внимание также на удивительный эксперимент Розина, Порицки и Соцки из Пенсильванского университета, которые обнаружили, что отстающие дети, которым плохо да­валось чтение, быстро научились читать по-китайски и могли составлять простые предложения на этом языке уже через че­тыре недели после начала занятий. Я не слышал, чтобы пред­принимались попытки обучить китайскому глухих детей, но мне кажется, что этот иероглифический язык является идеальным для письменного общения с ними. Часто можно видеть, как и китайцы и японцы во время разговора чертят пальцами в воз­духе или на столе иероглифы, чтобы помочь собеседнику по­нять, о чем идет речь, или же просто уточнить смысл своих слов.

3 Lin Yutang(I), стр. 164

4 Rozin,Poritski, and Sotsky (I), Стр. 1264- -1267.

 


 


(А как порой бывает интересно наблюдать, как они чертят отра­женные или перевернутые иероглифы для человека, стоящего или сидящего перед ними!)

Иногда говорят, что китайская письменность (и калли­графия) также имеет свой “алфавит”, то есть что все иероглифы построены из небольшого числа стандартных компонент. Го­ворят, что иероглиф юн (вечность) содержит все основные чер­ты, использующиеся в китайской каллиграфии, но мне кажется, что это не совсем верно, поскольку знак юн не содержит основ­ной каллиграфической черты, называемой “кость”, а также таких штрихов, как. Когда ученик позна­комился с основными штрихами и компонентами иероглифов, узнавать и запоминать последние ему очень легко — даже если он не знает их смысла на родном языке. Чтение китайского, но существу, задействует ту функцию ума, которую технарии на­зывают умением “распознавать образы”, — функцию, которую, в силу се нелинейности, труднее всего освоить компьютерам. Ум

мгновенно понимает, что А а А и А а, а также À-— это все одна буква, однако на сегодняшний день (1973 год) компьютерам понять это трудно. Однако нет ничего невозмож­ного в том, чтобы компьютер научился распознавать кай-шу— формальный стиль китайской письменности — и тем самым приблизился к нелинейному методу мышления.

Идея нелинейности многим незнакома, поэтому мне, на­верное, следует объяснить ее более детально. Хороший орга­нист, используя десять пальцев рук и две ноги, может — играя

Помимо основных черт (штрихов кисти на письме), существуют более сложные составные части иероглифов, соответствующие в первом приближении 214 радикалам, с помощью которых их отыскивают по словарю. Мне кажется, ч то но удобству и разумности расположения словарь Arthur Rose-Innes (I) значительно удобнее остальных, хотя в нем и приведены японские произношения. Основные принципы каллиграфии изложены сходным образом в Mai-mai Sze(I) (том 2, раздел “Сад горчичного зерна”), а также в Chiang Yee(I). Китайская каллиграфия.


 


аккордами — проводить двенадцать мелодий одновременно, однако все они должны подчиняться одному ритму, если, ко­нечно, он феноменально не владеет своим телом. Однако он, несомненно, может сыграть шестиголосую футу — четыре го­лоса руками и два ногами, — и с математической точки зрения каждый из этих голосов будет независимой переменной. Работу всех органов человеческого тела также можно представить как независимые переменные, которыми при подобном рассмот­рении окажутся температура окружающей среды, состояние атмосферы, наличие бактерий, всевозможные облучения, гра­витационное поле и многое другое. Однако мы заранее не знаем, сколько переменных нужно ввести для описания данной естес­твенной ситуации. Под переменной здесь понимается процесс (например, мелодия, пульс, вибрация), который можно обо­собить, назвать и измерить с помощью сознательного вни­мания.

При работе с такими переменными возникают трудности двух типов. Во-первых, как мы выделяем и определяем перемен­ную или процесс? Например, можем ли мы считать, что сердце отличается от кровеносных сосудов или что ветви отличаются от дерева? Где конкретно грань, которая отделяет процесс под названием “пчела” от процесса под названием “цветок”? Эти различия всегда в какой-то мере произвольны и условны, даже если мы их описываем с помощью однозначного языка, пос­кольку различия относятся в большей мере к языку, нежели к тому, что он описывает. Во-вторых, нам неизвестно ограни­чение на число независимых переменных, которые нужны для полного описания любого естественного, физического события — скажем, для описания появления цыпленка из яйца. Его скорлупа тверда и ясно очерчена, однако, когда мы начинаем рассуждать о ней, мы не можем не принять во внимание све­дения из молекулярной биологии, метеорологии, ядерной фи­зики, технологии содержания птицефабрик, орнитологической сексологии и так далее и тому подобное до тех пор, пока мы не убедимся, что это “одно событие” должно будет — если только

 

 


мы не откажемся от его анализа — рассматриваться в связи со всей вселенной. Однако сознательное внимание, опирающееся в своих наблюдениях на цифровые и словесные показания при­боров, не может одновременно уследить больше чем за не­сколькими переменными, которые выделены и описаны подоб­ными приборами. С точки зрения линейного описания, в каж­дое мгновение происходит слишком уж много изменений. По­этому мы привыкли убеждать себя в том, что мы наблюдаем за самыми важными параметрами во многом подобно тому, как редактор журнала из бесконечного числа происшествий для каждого выпуска подбирает “новости”, которые, по его мнению, являются самыми интересными.

Ухо не может наблюдать одновременно за таким большим числом переменных, как глаз, потому что колебания звука на­много медленнее, чем колебания света. Алфавитная письмен­ность является представлением звуков, тогда как иероглифическая — представлением образов. Поэтому иероглифы представ­ляют мир непосредственнее — они являются знаками для обоз­начения вещей, а не символами для обозначения звуков, явля­ющихся названиями вещей. Что же касается названий, то слово “птица”, например, не имеет ничего общего с реальной птицей и по какой-то причине нам кажется, что, назови мы ее “твити”, “пови” или “карки”, это будет звучать слишком по-детски.

Помимо всех утилитарных преимуществ использования иероглифов, есть также эстетические. И дело не просто в том, что западному человеку они представляются экзотическими и непонятными. Никто не ценит красоту этого письма больше, чем сами китайцы и японцы, хотя у нас есть все основания предполагать, что их длительное знакомство с восточной пись­менностью должно сделать этих людей равнодушными ко всему в иероглифах, кроме их смысла. В противоположность этому, практика каллиграфии почитается па Дальнем Востоке таким же изящным искусством, как живопись или скульптура. Ви­сящий па стене каллиграфический свиток ни в коем случае не следует путать с напечатанным готическими буквами библей-


 


ским изречением, которое выставлено на видном месте для всеобщего обозрения. Важность цитаты из Библии в ее смысле, тогда как вся прелесть образца каллиграфии в том, что он обла­дает визуальной красотой и выражает характер каллиграфа.

Я занимаюсь китайской каллиграфией много лет и все еще не являюсь мастером этого искусства — которое можно описать как умение танцевать кистью с чернилами по впитывающей бумаге. Поскольку основу чернил составляет вода, китайская каллиграфия — или контроль потока воды с помощью мягкой кисти, мало в чем похожей на шариковую ручку, — требует от каллиграфа умения следовать потоку. Если вы не уверены в себе и задержите кисть в одном месте дольше, чем нужно, или попы­таетесь исправить то, что уже написано, изъяны вашей работы сразу же бросятся в глаза. Но если вы пишете хорошо, вам кажется, что это происходит само по себе, что кисть движется без вас — подобно тому как река делает живописные излучины, следуя пути наименьшего сопротивления. Поэтому красота ки­тайской каллиграф ни — это красота движущейся воды, ее пены, прибоя, омутов и волн, а также облаков, пламени и клубов дыма в солнечном луче. Китайцы называют эту красоту следованием ли. Иероглифом ли вначале обозначали прожилки в нефрите и волокна в дереве. Нидхэм переводит его как “органическая стру­ктура”, хотя обычно ли называют “началом” или “принципом” вещей. Ли — это линия поведения, которой человек невольно начинает следовать, достигнув гармонии с Дао, с путем течения природы. Структура движущегося воздуха имеет тот же харак­тер, и поэтому китайское представление об элегантности выра­жается словом фен-лю, которое означает “течение ветра”.

Итак, это течение вместе с ветром или потоком, в совокуп­ности с разумной структурой человеческого организма, лежит в основе искусства хождения под парусом — удерживания ветра в парусе и в то же время движения в противоположном направ­лении. Бакминистер Фуллер предположил, что мореходы были первыми технологами, которые изучали звездное небо для на­вигации, которые поняли, что Земля круглая, изобрели блоки и


 


такелажные приспособления для поднятия парусов (и таким образом, подъемные краны) и поняли основы метеорологии. Подражая им, Тур Хейердал воссоздал в виде судна “Кон-Тики” первобытный илот с парусом, чтобы посмотреть, куда ветры и течения Тихого океана занесут его, если он отправится в пла­вание от берегов Перу. Неожиданно для себя Хейердал обна­ружил, что природа наградила его за доверие своим содей­ствием. Рассуждая в том же духе, мы можем дать совет нашей технологии: подобно тому как плыть под парусом разумнее, нежели идти на веслах, в качестве источника энергии лучше использовать приливы, реки и солнце и не иметь дела с ископа­емым топливом или капризами ядерного распада.

Так же как китайская письменность на один шаг ближе к природе, так же и древняя философия Дао есть более искусное и разумное следование потоку и волокнам естественных фено­менов; она подразумевает видение человеческой жизни как не­отъемлемой составной части процесса развития мира, а не как чего-то чуждого и противостоящего ему. Обращаясь к этой философии с осознанием нужд и проблем современной циви­лизации, мы вырабатываем новое отношение к миру, которое должно сделать нашу технологию экологичной. Ведь развитие подобной технологии сводится не столько к появлению новых технических решений, сколько к изменению психологии чело­века.

До настоящего времени западная наука подчеркивала важ­ность объективного отношения к миру — отношения холодно­го, расчетливого и отстраненного, при котором естественные феномены, включая и человеческий организм, рассматривают­ся как всего лишь механизмы. Однако, как говорит нам само слово, вселенная обычных объектов (objects) неудобна или не­приемлема (objectionable), и поэтому мы чувствуем себя вправе беспощадно эксплуатировать ее. Однако в настоящее время мы с опозданием замечаем, что надругательство над окружающей средой оборачивается опасностью для нас самих — по той прос­той причине, что субъект и объект не могут быть разделены и


 


что мы и наше окружение суть проявление того единого поля, которое китайцы называют Дао. По большому счету, у нас про­сто не остается альтернатив сотрудничеству с этим процессом — сотрудничеству, основывающемуся на отношениях н мето­дах, которые и техническом отношении столь же эффективны, как дзюдо, илн “мягкое Дао”, оказывается эффективным в спор тивном поединке. Подобно тому как для создания делового сообщества предприниматели должны поставить на карту свое имущество и довериться друг другу, мы должны рискнуть уста­новить наши паруса (sails) по ветру природы. Ведь паши лич­ности (selves) не отделимы от этой вселенной, и нам просто негде больше быть.


ГЛАВА 2

4 6-82



Полярность инь и ян

У истоков китайского образа мышления и чувств лежит принцип полярности, который не следует путать с представлением о противоположности или конфликте. При­бегая к метафорам других культур, это представление можно выразить как войну света и тьмы, жизни и смерти, хорошего и плохого, положительного и отрицательного. Таким образом возник и начал процветать по всему миру идеализм, предписы­вающий содействовать первому и избавляться от второго. С точки зрения традиционного мышления китайцев, этот подход так же немыслим, как электрический ток без положительного и отрицательного полюсов, поскольку принцип полярности со­стоит в том, что “-” и “+”, север и юг являются различными аспектами одной и той же системы и что исчезновение одного из них всегда приводит к исчезновению всей системы.

Это разочаровывает людей, воспитанных в среде с хри­стианскими и иудейскими идеалами, потому что такой подход, как может показаться, отрицает возможность прогресса — представление о котором основано на линейном (а не цикличес­ком) видении времени и истории. Фактически вся западная технология началась с попыток “сделать мир лучшим местом” — получить удовольствие без страдания, богатство без бед­ности, здоровье без болезни. Однако, как становится все очевиднее в настоящее время, наше насильственное стремление достичь этого идеала с помощью таких средств, как ДДТ, пени­циллин, ядерная энергия, передвижение на автомобилях, ком­пьютеры, индустриализация сельского хозяйства, запруживание рек и принуждение всех членов общества казаться “здоро­выми и хорошими” — создает больше проблем, нежели разре­шает. Дело в том, что во всех технологических начинаниях мы вмешиваемся в сложную систему взаимоотношений, которой не понимаем, и чем больше мы изучаем ее, тем больше она ускользает от нас, открывая все новые и новые особенности для дальнейших исследований. Когда мы пытаемся понять и под­чинить себе мир, он убегает от нас прочь.

Даос же, вместо того чтобы все дальше вовлекаться в эту ситуацию, спросит, в чем ее смысл. Что убегает от нас тем быстрее, чем больше мы его преследуем? Ответ: мы сами. Идеа­лист (в моральном смысле слова) считает вселенную отличной и отдельной от самого себя — то есть системой внешних объек­тов, которая нуждается в подчинении. Даос же видит вселенную как то, что неотделимо от него и является им — и поэтому Лао-цзы изрек: “Не покидая своего дома, я знаю всю вселен­ную” [150а]. Отсюда следует, что искусство жизни больше на­поминает навигацию, чем боевые действия, поскольку в данном случае важно понять ветры, приливы, течения, времена года и принципы роста и увядания так, чтобы в своих действиях ис­пользовать их, а не воевать с ними. В этом смысле даосский подход не противопоставляет себя технологии как таковой. В действительности, писания Чжуан-цзы изобилуют ссылками на промыслы и ремесла, совершенство в которых достигается, ког­да “идут вдоль волокон”. Ведь технология разрушительна лишь

“Дао дэ цзин” 47, пер. автора. Номер в скобках указывает страницу, на которой эта цитата записана в каллиграфическом виде. Буква а даст возможность найти эту цитату на указанной странице. Заметка о каллиграфии на странице 178 объясняет порядок следования иероглифов при их каллиграфическом написании, представленном на страницах 95—112,145—150.


в руках людей, которые не понимают, что они неотделимы от процесса развития вселенной. Увлеченность сознательным вни­манием и линейным мышлением привела нас к пренебрежению и неведению в отношении основных принципов и ритмов этого процесса, главный из которых — принцип полярности.

В китайском языке двумя полюсами космической энергии являются ян (положительный) и инь (отрицательный), а их общепринятыми обозначениями — и — — соответственно. Иероглифы ян и инь являются солнечным н тенистым склонами холма (фоу) и ассоциируются с мужским и женским началом, с устойчивостью и податливостью, силой и слабостью, светом и тьмой, подъемом и падением, небом и землей, и их распознают даже в таких повседневных делах, как приготовление пищи, которая, например, может содержать или не содержать специи. Таким образом, искусство жизни рассматривается не как следо­вание ян и отказ от инь, а как поддержание их равновесия, поскольку одно невозможно без другого. Рассматривая ян и инь как мужское и женское начала, мы говорим не столько о мужчине и женщине как индивидах, сколько о характеристиках, преобладающих у представителей одного пола, но присущих не только им. Ясно, что у мужчины имеется выпуклый пенис, тогда как у женщины — вогнутое влагалище; и хотя люди склонны рассматривать мужской орган как наличие, а женский как отсутствие (отсюда фрейдовская “зависть к пенису”), очевидно, что выпуклое теряет смысл в отсутствие вогнутого и что гроз­ный membrum virile никому не нужен, если его некуда поместить, и наоборот.


 


(*) Кроме того, женщина также имеет выпуклый половой орган, клитор, который меньше, чем мужской, но не уступает ему в способ­ности приносить удовольствие(клиторные оргазмы более длительны и непрерывны). У женщины также есть выпуклая грудь, тогда как у мужчины грудь плоская. Но главное, женщина наделена всем, что нужно для рождения детей, — чему могут позавидовать многие мужчины — и ее красота более утонченная, нежели павлинья пыш­ность, бросающаяся в глаза у самцов многих видов. Китайские мужчины всегда знали об этом “равновесии неравновесного”. Возможно, это одна из причин того, что мужчины повсеместно дискрими -нируют женщин.

Звездочка указывает на то, что это добавочное примечание, сделанное Алом Чжун-лян Хуаном, который считает, что эти изменения и дополнения были бы сделаны Аланом, если бы он был жив и продолжал работать над рукописью. Все коммен­тарии подобного рода основываются на разговорах Ала Хуана с Аланом Уотсом во время их сотрудничества при написании книги. Некоторые из примечаний сделаны с помощью друзей, которые читали первый вариант Алановой рукописи и любезно согласились поделиться воспоминаниями о ее обсуждении с Аланом.

Однако мужчина не должен пренебрегать своей женс­кой составляющей, равно как и женщина — мужской. Так, Лао-цзы говорит:

Зная мужское, но следуя женскому — Так становитесь единым потоком. Если вы стали единым потоком, Вы не отделимы от вечной добродетели. [152Б]

Ян и инь — это мужское и женское начала, а не мужчины и женщины, и поэтому между притворно грубым муж­чиной и притворно хрупкой женщиной не могут установиться подлинные отношения.

Ключ ко взаимоотношению ян и инь называется сян-шэн, совместное возникновение или нераздельность. Лао-цзы гово­рит об этом так:

Когда все почитают красоту красивой, появляется уродство;

Когда все согласны в том, что хорошее хорошо, появляется зло;

“Быть” и “не быть” возникают вместе;

Трудное и легкое познаются в сравнении;

Длинное и короткое известны в отношении друг к другу;

Высокое и низкое расположены взаимно... До и после следуют друг за другом, /750с/3

“Дао дз цзин” 28, пер. автора.


 

Таким образом, ян н инь подобны различным, по нераз­делимым сторонам одной монеты, полюсам одного магнита, пульсациям и промежуткам одной вибрации. В конечном итоге ни одна противоположность не может победить другую, пос­кольку они больше похожи на борющихся влюбленных, нежели на сражающихся воинов.4 Однако нам, с нашей логикой, трудно видеть, что бытие и не-бытие возникают одновременно и под­держивают друг друга, поскольку в западном человеке живет великий воображаемый страх того, что вселенная в конце кон­цов погрузится в пустоту. Нам нелегко согласиться с тем, что пустота созидательна и что бытие возникает из не-бытия, как звук из тишины, а свет из пространства.

Тридцать спиц объединяются в ступице колеса, Но только центральная дыра {буквально, “их

не-бытие”] делает их полезными. Вылепи из глины сосуд, Но только пространство внутри него сделает его

пригодным.

Проруби двери и окна в стенах комнаты, Только пустоты делают ее удобной. Посему достоинства возникают из того, что есть;

Полезность же проистекает из того, чего

нет. [150а]5

3 “Дао дэ цзин” 2, пер. автора.

4 Любопытно, что половое сношение в Китае принято называть “поединком цветов” {хуа чжень), хотя, очевидно, ни один из партнеров не желает уничтожить другого.

5 “Дао дэ цзин” 11, пер. Gia-fu Feng (1), стр. не указана, с изм. автора.


 


Я

не знаю, можно ли с помощью нашей логики подвер­гнуть сомнению эту точку зрения, поскольку я обна­руживаю, что не могу вообразить себе физический объект без окружающего его более или менее пустого пространства. Мыупускаем пространство из виду именно потому, что оно одно­родно, как вода для рыб, а воздух для птиц. Нам очень трудно дать разумное описание стихий и измерений, которые постоян­но присутствуют в наших переживаниях, — таких, как сознание, время, движение и электричество. Однако электричество при­сутствует везде; оно обладает измеримыми и контролируемыми свойствами. В 1947 году в энциклопедии “Британника” про­фессор Харольд А. Уплсон написал об электричестве следующее:

Изучение электричества в наши дпи включает в себя широкий крут феноменов, каждый из которых мы сводим к конце концов к фундаментальным представ­лениям об электрическом заряде, а также электричес­ком и магнитном нолях. В настоящее время эти предс­тавления являются окончательными; их нельзя объяснить с немощью других представлений. В прош­лом неоднократно предпринимались попытки объяснить их в терминах электрических флюидов и эфиров, обладающих свойствами материальных тел, известных нам из механики. Однако сегодня мы находим, что электрические феномены нельзя объяснить подобным образом, и наблюдается тен­денция объяснять все другие феномены в терминах электричества, рассматривая его как нечто фундамен­тальное. Поэтому ответить на вопрос “Что такое электричество?”, но существу, невозможно, если под ответом понимать объяснение природы электричества в терминах материальных объектов.6

 

6 Encyclopaedia Britannica (1947),том8,стр. 182. Курсив автора. Эта цитата наводит на мысль о том, что Лао-цзы мог начать свой трактат словами; “Дао, которое можно объяснить, не есть вечное Дао”, а затем написать целую книгу в том же духе. Ведь статья в энциклопедии, начинающаяся процитированным отрывком, представляет собой научное обсуждение свойств и поведения такого же неизвестного “начала”.


 



Э

ти слова ученого звучат как чистая метафизика. Из­мените несколько слов, и это будет св. Фома Аквинский, повествующий о природе Бога-Отца.

И все же я интуитивно чувствую, что “пространство” и “пустота” (кун) в значительной мере присутствуют в нашем восприятии всегда, и у каждого ребенка путаются мысли, когда он пытается вообразить себе пространство, простирающееся беспредельно. Это пространство не есть “полное ничто” в том смысле, в котором мы обычно используем это выражение, пос­кольку я нс могу избавиться от ощущения, что пространство и мое осознание вселенной суть одно и то же. Тут я сразу же вспоминаю слова чаньского (дзэнского) патриарха Хуэй-нэна, который, через одиннадцать столетий после Лао-цзы, сказал:

-Емкость ума велика и широка, как безграничное небо. Не сидите, сосредоточив ум на пустоте. Если вы будете это делать, вы окажетесь в безжизненной пустоте. Подлинная же пустота объемлст солнце, луну, звезды и планеты, великую землю, горы и реки, все де­ревья и травы, плохих людей и хороших, плохие вещи и хорошие, небеса и ад — все это пребывает среди пус­тоты. Такова же пустота человеческой природы.7

7 “Тан-цзин”, пер. Yampolky (I), стр. 146.

 

Таким образом, полярность ян-инь проявляется в том, что нечто и ничто, наличие и отсутствие, объекты и пространство, а также пробуждения и засыпания, чередования существования и ие-сущестпования — необходимы друг другу. Позвольте мне спросить вас, как бы вы знали, что живы, если бы когда-то вы не были мертвы? Как можно говорить о реаль­ном и наличествующем, если при этом не имеет место полярное восприятие пустоты?

 


Ян и инь в некотором смысле соответствуют (более позд­ним) буддистским представлениям о форме (сэ} и пустоте (кун} — о которых “Хридайя-сугра” говорит: “Что есть форма, то воистину пустота; что есть пустота, то воистину форма”. Этот кажущийся парадокс становится понятен, когда мы рассмат­риваем идею о ясности (цин), поскольку ясность мы представ­ляем себе и как прозрачное свободное пространство, и как про­рисованную в деталях форму — некое подобие того, Что фотог­рафы, пользующиеся сильными линзами, называют “высоким разрешением”. Это снова возвращает пас к изречению Лао-цзы о полезности дверей и окон. С помощью совершенного ничто мы видим совершенное нечто. Во многом подобно этому фи­лософы школы Инь-Ян (-III век) видели в положительном —— и отрицательном — — аспекты тай-цзи, или Великого Предела, который изначально представлялся как “пустой круг” (у-цзи), хотя слово цзи вначале, по-видимому, имело значение “конько­вый брус”, на котором держатся две стороны крыши — ян и инъ.

Поэтому полярность инь и ян означает не то, что мы обычно понимаем как дуализм, а скорее явную двойственность, подра­зумевающую неявное единство. Эти два начал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: