Совместное участие в проектировании взрослых и детей




Технология подготовки и реализации социальных проектов

 

Методические рекомендации для студентов

 

Эти методические рекомендации – практическое руководство, которое будет полезно для студентов психологических и педагогических специальностей, а также всем тем, кто начинает заниматься социальным проектированием. Данный методический материал направлен на формирование тех знаний и умений, которые являются основными при подготовке и реализации социальных проектов: выявление социальной проблемы, выделение цели и задач проекта, построение плана действий, направленного на решение конкретной задачи, распределение обязанностей в проекте, разработка системы его оценок. Здесь даются также рекомендации о том, как найти партнеров и вести с ними переговоры.

 


Содержание

 

1. Введение ……………………………………………………………………….. 3

2. Совместное участие в проектировании взрослых и детей…………….……. 3

3. Этапы и принципы проектирования………………………………………...... 5

4. Разработка и написание проекта …………………………………………....... 7

5. Реализация проекта…………………………………………………………… 12

6. Литература …………………………………………………………………… 14

7. Приложения ………………………………………………………………….. 15

 


Введение

 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, т.к. предполагает преобразование реальности в динамически меняющихся нестандартных ситуациях, использует технологии и методы конструирования, проектирования и программирования объектов. По их наличию проектирование может быть инженерным (проекты зданий, сооружений), социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); социально-культурным (социально-культурная среда, культурная акция, система мероприятий); педагогическим (создание моделей формирования поведения, качеств и способностей человека, а также самопроектирование личностью своего развития).

Следовательно, данная технология имеет широкую область применения для всех профессий психологической, педагогической и социотехнической направленности. Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что владение логикой и технологией социального проектирования способствует формированию личности будущего специалиста, развивает умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач. Во-вторых, позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в профессиональной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект, представить его, найти возможности его финансирования – это реальная возможность создать себе рабочее место.

Девизом социальной проектной работы могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!» Социальные проекты являются естественным продолжением обучения, способом реализации полученных знаний в реальной практике служения обществу. Участники проекта имеют возможность реально повлиять на улучшение социальной обстановки в России. В приложении даются рекомендации, как сформировать дружную команду, как эффективно управлять ею, как принимать решения, как эффективно общаться, выступая перед различными аудиториями, адреса организаций-партнеров, примеры успешных социальных проектов, психологический тест, который поможет выявить внутренний настрой участников команды и возможные внутренние проблемы.

 

 

Совместное участие в проектировании взрослых и детей

 

Проектирование, по мнению О.С. Газмана [4], это комплексная деятельность, в которой, во-первых, как бы автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов происходит освоение участниками проектирования новых понятий, новых представлений о различных сферах жизни, о производственных, личных, социальных отношениях между людьми. Во-вторых, участники проектирования становятся в позицию «хозяина жизни», творца, создающего новые условия жизни. И ребенок, и взрослый проявляют не исполнительские, а творческие функции, изменяя обстоятельства, при этом без внешнего принуждения происходит преобразование человеком самого себя. В-третьих, проектирование требует от каждого участника новых индивидуальных оригинальных решений, и в то же время это процесс коллективного творчества, и здесь без навыков социального взаимодействия не обойтись. За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое и др.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам, как свидетельствует Н.О. Яковлева [14], можно отнести в первую очередь умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, и еще очень важна способность – ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. В процессе коллективной деятельности дети и подростки свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Появление совместного продукта, даже неудачно выполненного, имеет большое положительное психологическое и педагогическое значение. На этапах рефлексии и оценки руководители проекта, педагоги и тренеры самым подробным образом анализируют объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п.

Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме. При выполнении проекта его участники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. При этом важно иметь в виду следующее:

1) процесс работы не менее важен, чем ее результаты;

2) опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

3) допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности участников;

4) проектная деятельность активно влияет на мотивационную сферу проектировщика. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта.

Каждая новая потребность вызывает интерес участника, поддерживая общий мотивационный фон работы на достаточно высоком уровне. Проектная деятельность может быть эффективно использована для формирования у подростков мотивации достижения успеха, что доказано Е.А. Булатовой в психологическом формирующем эксперименте [2, 3].

Второй вариант предполагает самоопределение каждого в ситуации выбора. Задача педагога – помочь воспитаннику самостоятельно сделать этот выбор. Это возможно только в том случае, когда педагог помогает ребёнку осознать, или сформулировать, уточнить свои цели, желания, потребности, проблемы, трудности. В этом случае исключается позиция взрослого, владеющего истиной. Педагог организует взаимодействие ребенка, подростка с миром, людьми, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего. При разных целях возникает необходимость определенных договорных отношений, регулирующих активность каждого участника, включая взрослых.

Проектирование может быть тем самым процессом, в котором создаются условия для рефлексивно-инновационной среды, обеспечивающей возможность свободного творческого поиска уникального разрешения проблем в деятельности, где присутствуют установки на кооперирование, а не на конкуренцию, о чем писали Л.А. Найденова, М.И. Найденов [6]; в общении – отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя, что описывала Л.А. Петровская [8]. Тем самым проектная деятельность предполагает и развитие педагога, развитие его восприимчивости к обратной связи.

В.С. Бедерханова [1] выделяет некоторые признаки совместного проектирования взрослых и детей: это сотворческая позиция субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе, что выражается в критичности относительно своего и чужого опыта и в том, что в процессе совместного поиска каждый, занимающий сотворческую позицию, выступает для другого гарантом развития.

В процессе проектирования очень важно менять позиции участников, о чем писал И.Н Семенов: «Узловой момент такой практики состоит в том, что педагог в ходе сотворчества с учеником вовлекается в процесс самосовершенствования путем переосмысления своего профессионального опыта... Главный парадокс педагогического существования состоит в том, что педагог может состояться как учитель (т.е. создатель творческой личности) только тогда, когда в каждый момент своего профессионального бытия преодолевает собственную педагогичность. Иначе говоря, при выборе пути педагогу приходится постоянно сталкиваться, бороться и преодолевать все довлеющие над его сознанием стереотипы, которые накапливались веками и закреплялись в профессиональном опыте в виде норм поведения, общения, мышления и деятельности» [10, с 98].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: