ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СЕТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» -
«ОВСЯННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адрес: 626101 Тюменская область, Тобольский район, д. Овсянникова, ул. Мельникова 13
Телефон: 8 (3456) 33-91-88 Адрес электронной почты: ovsyannikovo@mail.ru Сайт: https://ovsyannikovo.ucoz.ru/
УТРЕННИЙ СБОР ДЕТЕЙ
Подготовила:
воспитатель
Соловьева Татьяна Валентиновна
Д. Овсянникова
Год
Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности дошкольника. Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить социально-коммуникативные навыки, является утренний сбор.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Коммуникативная деятельность включает в себя желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т.д.). Эффективно реализовать содержание этой области воспитателям помогает технология утреннего группового сбора детей.
Цель: обобщить опыт работы по использованию технологии «утренний сбор» в ГКП «Малышок»
|
Задачи: 1. Актуализировать необходимость реализации технологии «утренний сбор» в дошкольном образовании.
2. Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.
3. Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.
УТРЕННИЙ СБОР ДЕТЕЙ
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенны. Если посмотреть дополненную программу «От рождения до школы», то увидим, что в нее введен новый элемент режима дня: утренний круг, который обозначен в Программе как новая образовательная технология. Утренний сбор предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.(Приложение 1).
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач - создаёт условия для общения детей и взрослых: познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи, делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику, межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом. Утренний сбор развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в группу, расставание с родителем, игры и т.д.), нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию, работает над развитием навыков культурного общения, обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма (Приложение 2).
|
Этапы группового сбора и приёмы их проведения. Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому я, как педагог, постоянно пополняю свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит: приветствие (1–3 минуты); игра (2–5 минут); обмен новостями (2–10 минут); составление плана дня (5–12 минут).
Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто присутствует в утреннем сборе. Приветствия могут быть вербальными и невербальными. Есть много весёлых, занимательных приветствийпантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки(Приложение 3).
|
Игра. При организации утреннего сбора в ГКП «Малышок» использую любые игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.), игры-фантазии (к примеру, «Оживление предметов» может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя); игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа) (Приложение 4).
Игровые ситуации. Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации. К примеру день можно начать с рисования улыбок и смайликов в центре Творчества, В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку. Примеры других игровых ситуаций представлены в Приложении 6.
Обмен новостями. Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями (Приложение 7).
Составление плана дня. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда («что будем делать, что нового узнаем») если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, экскурсия в библиотеку.Также помогаю детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Этот приём практикует детей в принятии ответственных решений (Приложение 8).
Образовательные результаты утреннего сбора согласно программе «От рождения до школы» представлены в Приложении 9.
ВЫВОДЫ. Подводя итоги, ямогу сказать, чтоутренний сбор - важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идет в детский сад / ГКП. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1.Пазюкова М.А. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Авт-сост. М. А. Пазюкова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011. – 198 с.
2. Свирская Л. «Утро радостных встреч» [метод.пособие] / Л. Свирская: Линка-Пресс; Москва; 2010.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Схема «Назначение утреннего сбора детей»
Приложение 2
Приложение 3
Картотека приветствий для утреннего сбора
«Наша добрая улыбка» Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! (руки в стороны) |
«Мой друг» - Доброе утро! Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. |
«Милый друг» Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
«Живется дружно» Когда живется дружно, Что может лучше быть! И ссориться не нужно, И можно всех любить. Ты в дальнюю дорогу Возьми с собой друзей: Они тебе помогут И с ними веселей. |
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: ««Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Пожелание
Все встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Дети произносят друг другу пожелания. Можно упражнение проводить под музыку.
«Улыбка» (воспитатель ведёт беседу с детьми)
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей.
Приложение 4
Игры малой подвижности для утреннего сбора
«Подарок на всех (Цветик - семицветик)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.