Вертикальная скорость самолета при установившемся наборе высоты определяется как:
- избыток тяги по сравнению с тягой, необходимой для горизонтального установившегося полета.
- средняя масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- скорость по траектории, км/ч.
Задаемся рядом значений V. Диапазон скоростей нужно задавать в пределах . В нашем случае:
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Определяем значения при :
Результаты расчёта сводятся в таблицу 2:
Таблица 2
34.44 | 33.71 | 32.93 | 31.54 | 30.58 | 29.75 | 29.36 | 28.84 | |||
12.49 | 11.58 | 11.4 | 14.19 | 15.98 | 18.1 | 23.37 | 26.42 | 30.26 | ||
21.95 | 22.13 | 21.53 | 17.35 | 15.02 | 12.48 | 6.38 | 2.94 | -1.42 | ||
14.52 | 16.47 | 17.8 | 17.21 | 16.15 | 14.45 | 8.44 | 4.13 | - | ||
30.33 | 29.72 | 29.03 | 27.97 | 27.55 | 27.16 | 26.55 | 26.31 | 26.18 | ||
- | - | 11.17 | 12.76 | 13.95 | 15.6 | 19.68 | 22.08 | 24.43 | ||
- | - | 17.86 | 15.21 | 13.6 | 11.56 | 6.87 | 4.23 | 1.75 | ||
- | - | 14.77 | 15.09 | 14.62 | 13.38 | 9.09 | 5.95 | 2.6 | ||
26.84 | 26.46 | 25.81 | 25.04 | 24.73 | 24.52 | 23.93 | 23.66 | 23.47 | ||
- | - | 10.97 | 11.43 | 12.54 | 13.66 | 16.44 | 18.42 | 20.46 | ||
- | - | 14.84 | 13.61 | 12.19 | 10.86 | 7.49 | 5.24 | 3.01 | ||
- | - | 12.27 | 13.5 | 13.1 | 12.57 | 9.91 | 7.37 | 4.48 | ||
23.58 | 23.32 | 22.86 | 22.06 | 21.69 | 21.42 | 21.16 | 20.91 | 20.72 | ||
- | - | - | 11.52 | 11.6 | 12.42 | 14.25 | 15.77 | 17.24 | ||
- | - | - | 10.54 | 10.09 | 6.91 | 5.14 | 3.48 | |||
- | - | - | 10.46 | 10.85 | 10.42 | 9.14 | 7.23 | 5.18 | ||
20.63 | 20.37 | 19.85 | 19.28 | 19.09 | 18.94 | 18.64 | 18.5 | 18.43 | ||
- | - | - | 11.45 | 11.36 | 11.58 | 12.85 | 13.9 | 14.94 | ||
- | - | - | 7.83 | 7.73 | 7.36 | 5.79 | 4.6 | 3.49 | ||
- | - | - | 7.77 | 8.31 | 8.52 | 7.66 | 6.47 | 5.19 | ||
17.52 | 17.19 | 16.92 | 16.52 | 16.41 | 16.22 | 16.02 | 16.04 | 16.17 | ||
- | - | - | - | 12.55 | 12.07 | 12.22 | 12.88 | 13.92 | ||
- | - | - | - | 3.86 | 4.15 | 3.8 | 3.16 | 2.25 | ||
- | - | - | - | 4.15 | 4.8 | 5.03 | 4.44 | 3.35 | ||
13.97 | 13.76 | 13.77 | 13.57 | 13.39 | 13.21 | 13.04 | 13.11 | 13.42 | ||
- | - | - | - | - | - | 12.27 | 12.74 | 14.21 | ||
- | - | - | - | - | - | 0.77 | 0.37 | -0.79 | ||
- | - | - | - | - | - | 1.02 | 0.52 | - |
|
А на основании этой таблицы строим зависимости (рис. 3). Проведя касательные к кривым , определяют наибольшие значения на каждой высоте и соответствующие им наивыгоднейшие скорости набора высоты (на рис. 3 отмечены как пунктирная линия).
По значениям строим график (рис. 4), на основании которого определяется теоретический и практический потолок самолета.
Точка пересечения кривой с осью ординат определяет теоретический потолок самолета . Практический потолок - высота полета, на которой максимальная вертикальная скорость не менее заданной: . Для современных самолетов с реактивными двигателями принимают .
Рис. 3
Рис. 4
Расчёт времени набора высоты. Барограмма подъёма.
Элементарное время подъёма с высоты до высоты определяется:
Общее время набора высоты определяется как:
- число интервалов при интегрировании.
Расчёты при : Расчёты при :
Расчёты при : Расчёты при :
Расчёты при : Расчёты при :
Расчёты при :
Результаты расчёта t приведены в таблице 3:
17,86 | 15,15 | 13,51 | 10,85 | 8,52 | 5,11 | 1,02 | |
0,056 | 0,066 | 0,074 | 0,092 | 0,117 | 0,1957 | 0,98 | |
312,7 | 1175,7 | ||||||
2,03 | 2,33 | 2,76 | 3,48 | 5,2 | 19,595 | ||
2,03 | 4,36 | 7,12 | 10,6 | 15,8 | 35,395 |
|
Графическое изображение результатов расчёта t дано на рис. 5:
Рис. 5
Расчёт параметров разбега самолета.
Скорость отрыва определяется:
- взлетная масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- плотность воздуха, кг/м3.
- площадь крыла, м2.
- коэффициент подъемной силы при .
- тяга двигателя на взлетном режиме при V=0.
- угол атаки при отрыве самолета от ВПП.
- угол установки двигателя в вертикальной плоскости.
Определяем , на графике взлетной конфигурации:
Значения времени и длины разбега можно подсчитать по формулам:
Если учесть, что , то определяется:
- коэффициент трения.
- стояночный угол атаки.
Расчёт воздушного участка при взлете.
Длина воздушного участка определяется:
- взлетная масса самолета, кг.
- ускорение свободного падения, м/с2.
- среднее значение разности между располагаемой и потребной тяги.
- скорость в конце набора (безопасная скорость).
- скорость отрыва.
- высота в конце набора.
Скорость в конце набора должна быть:
Из трех выражений за принимается наибольшее значение . Значит выбираем .
Среднее значение разности между располагаемой и потребной тяги определяется:
Полная длина взлетной дистанции равна:
Потребное значение дистанции взлета (с учетом отклонений техники пилотирования):