О ЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ




Логическая перспектива — это донесение основной мысли при чтении

вслух предложения, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по

мысли и композиционно, отрывка, рассказа, статьи, монолога и пр.

Логическая перспектива (перспектива передаваемой мысли) находится в

зависимости от того, что важно для данной пьесы, рассказа, статьи, для

данного литературного отрывка. В полной зависимости от этого должны

быть установлены главные ударные слова отрывка и может быть решено,

что именно в данном случае является второстепенным, т. е. логическая

перспектива, ее «построение» зависит от идеи данного произведения и от за-

дач исполнителя.

Станиславский называл перспективой «расчетливое гармоническое

соотношение и распределение частей при охвате всего целого»

Об особенностях логической перспективы он говорил так:

«В п е р с п е к т и в е п е р е д а в а е м о й м ы с л и (л о г и ч е с к о й

п е р с п е к т и в е) важную роль играют л о г и к а и

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь при развитии мысли и при создании

соотношения частей на протяжении всего целого. Такая п е р с п е к т и в а в

развертывающейся мысли создается с помощью длинного ряда выделенных

ударениями слов, которые придают смысл фразе. Подобно тому, как в слове

мы выделяем тот или другой слог, а во фразе то или иное слово, следует в

большой мысли выделить наиболее важные фразы, а в целом длинном

рассказе, диалоге, монологе — их наиболее важные составные части, точно

так, как в целой большой сцене, акте и прочее — их наиболее важные

эпизоды. Получается вереница ударных моментов, которые отличаются друг

от друга силой и выпуклостью».

Умение выделить главное, не пропустив и не скомкав

второстепенное и третьестепенное, умение привести слушателей «к цели» —

к финалу предложения, отрывка, рассказа — есть умение донести логиче-

скую перспективу.

Донесение логической перспективы требует координирования

различных по силе и качеству ударений. Это подобно разным планам в

живописи — по сравнению, употребляемому Станиславским. В живописи

наиболее важное выдвинуто на передний план; менее важное находится на

втором, на третьем плане; наконец, наименее важное почти незаметно,

затушевано.

«У нас в речи существуют такие же планы, которые дают перспективу

фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый

первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более

глубоких планов»2,— пишет Станиславский. «Только когда мы изучим читаемое в целом и

изведаем перспективу всего произведения, можно правильно расположить планы, красиво распределить составные части в гармонических

соотношениях и выпукло вылепить их в словесной форме.

Лишь после того, как актер продумает, проанализирует, переживет всю

роль в целом и перед ним откроется далекая, красивая, манящая к себе

перспектива, то его речь становится, так сказать, дальнозоркой, а не

близорукой, как раньше. Тогда он сможет играть не отдельные задачи,

говорить не отдельные фразы, слова, а целые мысли и периоды»

ЛОГИЧЕСКИЙ Р А З Б О Р

(Ф.М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».)

«1.Еще с утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало

даже и очень нехорошо; начиналось что-то вроде лихорадки. 2.К тому же я

целый день был на ногах и устал.

3.К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту.

4.Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. 5.Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. 6.Все дома как будто вдруг засверкают.

7.Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют всю свою угрюмость; как будто на душе проясняет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. 8. Новый взгляд, новые мысли...

9.Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

 

О чем говорится в этом отрывке? О том, что луч солнца приносит

надежду, радость даже человеку, замученному жизнью города; о том, что

герой как бы изменяется душой, когда вечернее солнце ранней весны

освещает ему дорогу.

Значит, скорее всего наиболее важными для главной мысли отрывка

будут такие слова: «на душе проясняет», «новый взгляд, новые мысли» и,

наконец, заключительная фраза, являющаяся главным выводом автора.

Первые два предложения представляют собой небольшое вступление,

экспозицию. Третье предложение, тоже в какой-то мере экспозиция,

подводит нас к наиболее важному сообщению — о солнечном ясном закате.

Пятое, шестое и седьмое предложения содержат похвалу героя городскому

пейзажу, измененному и украшенному лучами солнца. Вторая половина

седьмого предложения — после точки с запятой — уже содержит в себе

авторскую оценку, вывод. Наконец, два последних предложения— самые

важные для всего отрывка — говорят о радостной перемене в настроении

героя, принесенной ему лучами петербургского заката.

Таким образом, схема ударений будет, вероятно, такой: «Еще с утра I я

чувствовал себя нездоровым, I а к закату солнца I мне стало даже и о ч е н ь

н е х о р о ш о;1 начиналось что- то вроде лихорадки. I К тому же я целый

день был на ногах I и у с т а л. II К вечеру, I перед самыми сумерками, I

проходил я по Вознесенскому п р о с п е к т у. II Я люблю мартовское

с о л н ц е в П е т е р б у р г е, I особенно закат, I (разумеется (,) в ясный,

морозный вечер). I Вся улица I вдруг б л е с н е т, I облитая ярким светом. I

Все дома как будто вдруг засверкают. I Серые, I желтые I и грязно-зеленые

цвета их I потеряют всю свою угрюмость, II как будто на душе

п р о я с н я е т, I как будто в з д р о г н е ш ь I или кто-то подтолкнет тебя

л о к т е м. II Н о в ы й взгляд, \ нов ы е мысли... II Удивительно, I что

может сделать один луч СОЛНЦА с душой человека!»

 

следующий отрывок:!» (М. Шолохов. «Тихий Дон».)

«Степь родимая!

Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов.

На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца.

Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым

следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую

казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю,

донская, казачьей не ржавеющей кровью политая степь».

 

Ради чего рассказано все это автором? Куда должна вести нас логическая

перспектива? — Автор, глубоко любящий родные места, ведет нас к

главному для него предложению: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую

твою... землю...» Первое восклицательное предложение — «Степь родимая!»

— выделяется поэтому фразовым ударением II. Она сразу собирает наше

внимание на главном, о чем пойдет речь,— на степи.

Ударение падает на слово «степь», ибо именно о ней будет идти

речь. В середине отрывка с этим первым предложением перекликается

второе восклицательное предложение: «Родимая степь под низким донским

небом!» Оно тоже выделяется фразовым ударением II. Находящаяся между

этими двумя «опорными» восклицательными предложениями цепь

предложений говорит о дорогих автору приметах степной жизни. Эти

предложения оканчиваются многоточием, которое показывает конец

описательного куска. Наконец, стоящее после многоточия последнее

предложение несет фразовое ударение II и является главным в отрывке.

Схема ударений может быть примерно такой: «Степь родимая! I

Горький ветер, I оседающий на гривах косячных маток I и жеребцов. I На

сухом конском храпе I от ветра I солоно, I и конь, (вдыхая горько-соленый запах), I жует шелковистыми губами I и ржет, I чувствуя на них привкус ветра I и солнца. II Родимая степь I под низким донским небом! II

Вилюжины балок, I суходолов, I красноглинистых яров, I ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, I курганы I в мудром молчании, I берегущие зарытую казачью славу... II Низко к л а н я ю с ь I и по-сыновьи ц е л у ю твою пресную землю, I д о н с к а я, казачьей не ржавеющей к р о в ь ю политая СТЕПЬ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: