Армянский след в истории России




 

Армянский народ – один из древнейших среди современных культурных народов. Он пришел в наш мир из за такой отдаленной древности, когда не только не существовали еще современные европейские народы, французы, итальянцы, англичане, русские...но едва выступили на историческую арену народы древности античной – римляне и эллины. (В. Брюсов)

 

ГЕОРГИИ ПОБЕДОНОСЕЦ

 

Святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, в Москве можно увидеть практически везде: это и понятно, ведь святой Георгий - символ Москвы, ее герб и бесстрашный заступник.

В городе издревле были храмы, названные его именем, переулки и заповедные места, скульптуры, запечатлевшие в бронзе великого воина, поражающего копьем змея...

Изжития святого Георгия известно, что он выходец из Каппадокии, так называлась местность на востоке Малой Азии, входившей когда-то в состав Армении. Для своего времени Георгий был очень образованным человеком, проповедником христианства. Его судьба таинственна: он погиб совсем молодым, почти юношей, а память о нем живет до сих пор, хотя прошло более полутора тысяч лет.

Профессор А.И. Кирпичников еще в прошлом веке в своей знаменитой работе «Св. Георгий и Егорий Храбрый» проанализировал практически все существующие версии жизнеописания святого Георгия. В результате он пришел к твердому выводу, что следы Георгия надо искать в Малой Азии, обращая особое внимание на Кавказ. Там же, по его мнению, следовало искать и гонителя Георгия, и место казни святого.

На основе записок ФавстаБузанда московскому ученому Агджи удалось найти могилу святого Георгия. Она расположена в Дагестане высоко в горах близ Дербента в селении Джалган, у берега Каспийского моря. Могила хорошо сохранилась: столько веков люди старательно ухаживали за ней, приходили сюда молиться. Ему же удалось выяснить мирское имя святого воина - Григорис. Агджи доказал, что он был внуком Просветителя армян, которого тоже звали Григорий.

 

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

 

Иоанн Златоуст (Хризостом), патриарх Константинопольский (347-404). Автор текста литургии (литургия Иоанна Златоуста), сочинений в защиту монашества, экзегетических произведений на книги св. Писания, послания апостола Павла, бесед. С 438 года мощи в церкви свв. Апостолов в Константинополе. Память отмечается 27 и 30 января, 13 ноября.

Святитель Иоанн Златоуст— один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии, в семье армянского военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына; мать не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии— епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и ДиодораТарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры.

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианомво пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. А в

 

 

марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать святого Иоанна в Армению.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (Ток. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

 

СМБАТ, КУАР, ШЕК, ХОРЕАН и АСКОЛД

 

 

Во время своего северного похода армянский князь СмбатБагратуни в 585 г. основал крепость Смбатас, ее расширили братья Куар, Шеки, Хореан, при которых город назывался Куар (Киев), а их потомки Рустем и Дир были убиты варягами, захватившими Киев. Армянские историки Себеос и ЗенобГлак (VII в до VIII вв.) упоминают об армянах, основавших Киев (Смбат, Куар, Шек, Хоре-ан), а русский историк Никон (ХІ— ХІІ вв.) указывает на имя Осколда Рустема и его брата Дира. О родственной связи («по прямой линии») между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром — с другой, свидетельствует польский историк Ян Длугош (ум. 1480 г.) и ряд исследователей: А.А.Шахматов, М.Н.Тихомиров и др.

Все они армяне с армянскими именами. Все три имени легко этимологизируются на армянской основе: Куар — это Куарег, или Кюрег — Кирилл; Шек означает «русоволосый»; Хореан — «глубокий». В уникальной по своей значимости Никоновской летописи значится: «О князи Рустем Осколде». Оказывается, имя Асколда (по Ладожанину) или Осколда (по Никону) было Рустем, то есть чисто армянское имя, подобное Куару, Шеку и Хореану. Имя Дир по-армянски означает «посаженный», «возведенный».

 

ЦАРЕВНА АННА

 

Великий князь Киева Владимир Святославович отправляется со своим многочисленным войском на Византию и берет приступом город Корсунь и через послов объявляет императору Византии Василию II с Болгаробойца, что желает жениться на его сестре и в случае отказа возьмет Царьград. По настоянию брата юная Анна отправилась в Корсунь, в сопровождении духовенства и приближенных. Анна поставила условием брака Владимира и крещение Руси. Условие было принято — она согласна выйти замуж за Владимира, во крещении Василия. Заметим, «Василий» — это имя царствующего брата Анны.

Примечательно, что Анну называют в русских летописях «греческой царевной», и это соответствует ее византийству, но, подчеркиваем, сама она армянка, как и ее брат, поэтому ее сопровождают в Корсунь священнослужители-армяне, которые и про-1 водят в 988 году Крещение Руси. Справедливость требует признать, что образ византийской царевны, а затем русской великой княгини Анны незаслуженно остается в тени, в то время как Ольга и Владимир в связи с крещением Руси причислены к лику Святых.

Ведь именно Анна уговаривала поторопиться с крещением Владимира, который страдал глазами и почти ослеп (после крещения он выздоровел). Образ царственной юной армянки из Константинополя, уехавшей на чужбину ради выполнения христианского долга — крещения языческой страны, где ее ожидали опасности, непонимание, вражда, равнодушие к христианским святыням, может быть, потому, что ее) подвиг совершался скромно и в обычной повседневности, не только не оценен по достоинству, но и предан забвению...

А великая княгиня Ольга, бабка Владимира, так и не сумевшая склонить своего внука принять христианство, была погребена в Десятинной церкви, при раскопках которой впоследствии был найден ее саркофаг, выполненный из волынского шифера армянскими мастерами и украшенный армянскими орнаментами.

 

БОРИС и ГЛЕБ

 

От брака великого князя Киева Владимира Святославовича и византийской царевны Анны родились Борис и Глеб, которые впоследствии были вероломно умерщвлены. Князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, прославленными Церковью. Празднование памяти Бориса и Глеба 24 июля началось вскоре после сооружения в 1021 г. в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба.

 

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

 

Владимир Мономах родился в 1053 году. Мать Владимира, жена Всеволода Мария (Мариам) была дочерью византийского императора из Македонской (армянской) династии Константина ІХ Мономаха (1042-1054), от которого Владимир и унаследовал прозвище «Мономах». Мариам была замужем за

Всеволодом, сыном Ярослава-Мудрого - великого князя Киевской Руси: Всеволод был образованным человеком, знал пять языков, среди которых был и армянский — язык его жены Марии. На это намекает сам Владимир Мономах, который пишет, что его отец Всеволод, «дома седя, изумеяше 5 язык», то есть «дома сидя, знал 5 языков». А «дома» вместе с ним «сидела» жена-армянка, которая, конечно, помимо греческого, владела армянским языком и знала музыку, литературу и историю Армении, как любой представитель армянской знати.

По традиции суровую зиму принято было проводить в Константинополе, куда Мария ездила с детьми, навещая отца и всю византийскую родню.

Помнить деда со стороны матери Константина, который скончался в 1054 л., Владимир, конечно, не мог. Зато бабка, императрица Феодора (1054— 1056), наверняка брала внука на руки, а дядя — брат матери — МикаелСтратиотик (Михаил VI в. император с 1056 по 1057 г.) наверняка отмечал в нем сходство с дедом Константином Мономахом, от которого Владимир получил прозвище Мономах и знаменитую царскую регалию, восходящую к царьградским императорам — «Шапку Мономаха».

Владимир получил блестящее образование на уровне высшей константинопольской знати: он прекрасно владел не только рыцарским мечом, но и превосходно знал литературу, обладал незаурядным писательским талантом — качества, показывающие влияние матери и константинопольской просвещенной среды, влияние близкого к императорскому двору университета Магнав-ра.

Несмотря на смену византийских династий, когда в 1057 г. Македонская династия уступила родственной ветви — тоже армянской династии Каминакан (Комнин), Владимир воспринимал память царственного деда Мономаха как заповедь жизненного порядка и с гордостью носил прозвище Мономах как символ потомственной преемственности.

 

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ

 

ГеворгЕркайнабазук. Основатель Юрьева-Польского, Москвы, Ярославля, Дмитрова, Коснятина, Кидекши, Звенигорода, Переяславля, Владимира, Ростова.

Юрий Владимирович Долгорукий (1090 (?) - 1157) был сыном Владимира Мономаха от второй жены, которую лично присмотрела мать Владимира Мариам среди царевен-армянок византийского императорского дома. Вторая жена Владимира Мономаха была армянкой из царского рода Багратуни-Долгоруких. Подобно тому как прозвище Мономах перешло от деда к внуку — от Константина ІХ Мономаха к Владимиру Мономаху с II, точно также прозвище Долгорукий перешло от деда Багратуни-Долгорукого к внуку Юрию Долгорукому, поскольку его мать, вторая жена Владимира, происходила из рода Багратуни-Долгоруких.

Еще ребенком Юрий был отправлен с братом Мстиславом княжить в Ростов. С 1117г. стал княжить единолично. С начала 30-х годов его стало неудержимо тянуть на юг, поближе к престижному киевскому: столу. Уже в 1132 г я он захватывает Переяславль Русский, но: смог усидеть там:: лишь 8 дней, не удалась его попытка задержаться в Переяславле и в 1135 году. С 1147 г. Юрий постоянно вмешивается вмежду княжеские распри, пытаясь отнять у племянника своего Изяслава Мстиславича Киев. Это удается ему лишь в 1155 г. Но два года спустя Юрий неожиданно умирает; он заболел после пира у киевского боярина Петрилы и через пять дней скончался. После смерти киевляне разграбили его усадьбу, выразив тем самым враждебное отношение к бывшему владыке.

Юрий был женат по крайней мере дважды. Первой женой его была дочь половецкого хана Аепы, второй - дочь византийского императора МануилаКомнина, занимавшего византийский престол с 1143 по 1180 г. Вероятно, от византийской армянки Юрий имел по крайней мере трех сыновей - Василия, Михаила и Всеволода. Юрия называют основателем Москвы: именно по распоряжению Юрия Долгорукого, в 1147 году, на никому тогда неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, для охраны границ, был основан город и поныне называющийся Москва. При Юрии Долгоруком в летописи впервые (под 4 апреля 1147 года) упоминается Москва, где он принимал своего союзника Святослава Ольговича. В 1155 году Юрий Долгорукий вторично овладел Киевом. Но уже в следующем году он, по-видимому, был отравлен киевскими боярами.

Похоронен Юрий Долгорукий в храме Спаса на Берестове — в великокняжеской резиденции под Киевом (ныне входит в комплекс музея Киево-Печерской лавры).

 

ЦАРИЦА ТАМАРА

 

В конце IX в в. ГургенБагратуни женился на абхазской царевне и стал царем Абхазии. Его сын Геворг — Георгий я Багратуни, унаследовав абхазский трон, стал также царем Вирка в 1001 г. после того, как армянский князь Давид Кура-палат ему завещал, будучи бездетным, свои владения в северной Армении.

Историки ведут основание Грузинского царства именно с 1001 г., когда в Вирке и Абхазии стал царствовать армянин Геворг — Георгий я Багратуни-Багратион, сын армянина — царя Абхазии ГургенаБагратуни.

По армянской царской традиции, он взял в жены армянку; официальным языком царства был армянский. Армянские БагратуниВирка ничем не отличались от других царств Армении; наследники получали армянские имена, такие, как Георг — Георгий, Баграт, Давид, Тамар.

Что касается армянского происхождения имени Тамар, то здесь присутствует суффикс «ар», который присущ армянским женским именам (Пайцар, Гоар, Назар и пр.), и корень «там», что означает «томная». Остров Ахтамар в озере Ван топонимически зафиксировал это армянское имя («Ах+тамар»).

Если ГургенБагратуни был армянином, я Георгий Багратуни — его сын — армянин, их потомки Георгий т. II, Давид Строитель, Георгий III в — армяне и по отцу, и по матери, то и дочь Георгия III и Багратуни тоже армянка. Она и есть царица Тамар (Тамара).

 

 

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ

 

Согласно изысканиям ученых Кирилл и Мефодий были сыновьями крупнейшего математика и астронома IV в в. Левона Карахана, приходившегося племянником создателю университета МагнавраОванесаКарахана.

Кирилл (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе, вместе с малолетним императором Михаилом III в (855-867); у знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки в университете Магнавра, а когда, наконец вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учите ля философии. Мефодий, после домашнего воспитания, поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одно слвяно-греческой области, а потом оставил свет, и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и еврейские книги для прения в вере.

По возвращении в Константинополь из этой миссии, святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку.

Они создали алфавит из 36 букв, как в армянском алфавите Месропа Маштоца, а не из 24 букв, как в греческом алфавите.

 

https://www.kanch.ru/content/view/80/29/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: