Проводы казака в последний путь
Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть.
Для казака считалась достойная смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь, за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли его близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Приближение смерти казака связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть: открывали двери, или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься.
Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины – мужчин, женщины – женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.
Поминали в день похорон, на 9-ый, 40-ой и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие – из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью – рис с медом или изюмом. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными.
Свадебные обряды
Среди многочисленных, ярких и красочных обрядов донских казаков особое место занимает свадьба. В начале своего существования донские казаки почти всю свою жизнь проводили в сражениях с многочисленными врагами, постоянно подвергаясь опасностям. Поэтому заботам о сохранении рода, созданию семьи, брака они предавали особое значение.
Вначале это был упрощенный обряд. Происходило это следующим образом: жених и невеста, желающие вступить в брак, приходили вместе с родственниками на майдан - площадь, где собирался круг. Осенив себя крестным знамением, они кланялись во все стороны. Затем жених, назвав невесту по имени, говорил ей: «Ты будь мне жена». Невеста, поклонившись жениху, в знак подчинения в ноги, говорила ему: «А ты будь мне мужем». После этого они целовали друг друга и атаман, старшины и все собрание поздравляли молодых словами: «В добрый час!». На этом весь обряд и заканчивался.
Подобная простота заключалась на тот момент в малом количестве церквей и священников на Дону. Также в начале становления казачества основным было показать невесту и сообщить о замужествепривселюдно!
Все казачье сообщество узнавало на кругу, чьей супругой стала конкретная женщина, насколько достоин заключенный союз. Ведь вначале казаки женились на новопришлых, либо на полонянках, привезенных из-за моря. И только у следующих поколений на Дону девочки рождались «природными» казачками. Женщина могла рассчитывать на помощь круга в житейских неурядицах: от повторного выхода замуж, в случае гибели мужа, - до материальной помощи детям. Брак давал новый статус и казаку. Он становился семейным и должен был воспитать достойную смену себе и братьям по оружию.
С появлением на Дону первых часовен (церквей), при них постепенно стали совершать обряд бракосочетания по церковному уставу, и к середине 18в. он стал повсеместным. Историки утверждают, что наряду с этим обрядом, сохранялся и старинный обычай бракосочетания на кругу. Причем обряды не мешали, а дополняли друг друга
В дальнейшем, свадебный обряд приобретал все новые детали. Наиболее полным он стал в 40-70-ых гг. 19в., затем уже наблюдалось сокращение старинных обрядов, и бракосочетание велось только по церковному уставу.
Казачья свадьба впитала в себяэлементы русских и украинских обрядов, но особенности казачьей жизни внесли много нового и своеобразного в донскую свадьбу.
Картина казачьей свадьбы в станице Луганской и ее окрестностях
(из воспоминаний Богдановой Евдокии Трофимовны, ее сестры Демидовой Александры Трофимовны, жительниц станицы Луганской и Черепахиной Анны Павловны из с.Чугинка)
Смотрины
В дом будущей невесты приходили родители жениха со сватом или свашкой и самим женихом. Инициативу брал в руки сват. Сначала говорили о здоровье, о погоде, о видах на урожай, о службе и так далее. Затем сват переходил к делу:
- Вот, Петро Михайлович, приехали мына вашу дочку поглядеть, и жениха с собой взяли, может понравятся один одному, тогда и дело будем гутарить.
Во время этого разговора невеста находилась в соседней комнате. Если родители были не против показать «купцам» «товар», ее звали к сватам. Невеста входила, кланялась гостям. Жениха ставили рядом с ней и спрашивали:
- Нравится тебе жених? (часто бывало, что молодые до этого не были знакомы, так что на размышления у них было мало времени). Невеста отвечала:
- Из воли вашей, папенька и маменька, не выхожу.
Затем спрашивали жениха, нравится ли тебе невеста.
- Нравится, - отвечал жених.
После этого молодых отправляли в комнату, чтобы они могли ближе познакомиться.Если родители невесты давали свое согласие на свадьбу, то сват вынимал и ставил на стол бутылку и калачсо словами:
- Примите нашу хлеб-соль!
Мать невесты приносила свой хлеб и отдавала его на рушнике сватам.
Обменявшись хлебом, сваты выпивали за успех дела и приглашали родителей невестына «оглядины», то есть посмотреть подворье и хозяйство жениха, где суждено будет жить их дочери. С этого момента родители жениха и невесты считались сватами. На оглядинах обычно и договаривались о дне свадьбы.
За неделю до свадьбы подруги невесты и друзья жениха собирались в доме невесты на «благословен вечер». Молодежь ужинала, танцевала, пела песни. Играла в различные игры. Парни при этом могли выпить, а девушкам не разрешалось.
Затем со вторника у невесты начинались «вечерушки». Для этого она обходила своих подруг, приглашала их к себе, обращаясь к их родителям:
- Дяденька и тетенька, пустите подружку Анфису на «вечерушки»
Родители спрашивали:
- Что делать будете?
Невеста отвечала примерно так:
- Перья драть, - Родители разрешали. На вечерушках девушки вышивали, пели песни. Парней на «вечерушки» не пускали, и они ходили под окнами, ожидая окончания посиделок. Провожая подруг с посиделок, невеста плакала и приговаривала:
- Спасибо мои подруженьки, что вы ко мне ходили и со мной дружили…
За несколько дней до венчания представители жениха приезжают в дом невесты «покупать постель» (за приданым). Малолетнего сестру или братика сажают на подушку, и он требует выкуп. Выторговаву малолетнего «купца» постель, увозят приданое в дом жениха. Все это действо сопровождается веселыми песнями…
Венчание
В день венчания, обычно это – воскресение, рано утром две ближайшие подруги убирали невесту к венцу: надевали ей на голову фату, веночек из восковых цветов, обряжали в светлое платье, белые туфли, на грудь прикладывали свадебную восковую «кветку» (цветок). Сопровождалось это обычно песней «Шелковая ниточка». Затем невеста подходит родным и благодарит отца, мать и старших братьев, обращаясь к каждому по очереди:
- Простите меня, батюшка, маменька, братики… Благодарю вас за то, что меня вспоили, вскормили и в люди отдаете.
Невесту провожалик столу, усаживали за него. На столе стояли всякие угощения, калачи. Подруги садились рядом, и в ожидании сватов со стороны жениха, пели песни.
В это время у жениха готовят экипажи для свадебного поезда: обычно это тачанки, линейки или сани, в зависимости от сезона, запряженные парой, реже тройкой лошадей. На прежний, женихов, экипаж, выбирали самых резвых коней. Их украшали цветами, лентами, колокольчиками.
Наконец, поезд готов. Все садятся обедать. Отец и мать благословляют сына. Поезд с песнями и музыкой отправляется за невестой.
У невесты в это время запирают ворота, и ее родня требует от жениховой стороны выкуп. Торгуются до трех раз. Получив желаемый выкуп, отворяют ворота и впускают гостей во двор.
Перед входом в дом гостей, они должны «купить» косу невесты. Уладив этот вопрос, дружок входил в сенцы, крестился, и, испросив разрешения у хозяев, вводил молодую в горницу, где усаживал ее на возвышенное место, лавку или стол, на котором разостлана шуба из овчины. При этом играются песни:
Летели гуси через сад,
Взяли нашу Танюшку на посад.
Сидела она выше всех,