ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Виды агрессии | |
Критерии выявления агрессивного ребенка | |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | |
Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания | |
Отработка навыков общения | |
Формирование позитивных качеств личности | |
Типология агрессивного поведения современных подростков | |
Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков | |
Работа с родителями агрессивного ребенка | |
Игры и упражнения, рекомендуемые для агрессивных детей | |
Приложение | |
Список рекомендуемой литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность», Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному ».
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.).
Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля, люди, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем.
Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А.А.Реан выделяет пять базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (3.Фрейд, К.Лоренц и др.); фрустрационная (Дж.Доллард, Н.Миллер и др.); теория социального научения (А.Бандура); теория переноса возбуждения (Д.Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л.Берковец и др.).
Так, 3.Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов К.Лоренц, как и 3.Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А согласно Дж.Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.
Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
По мнению Л.Берковица, поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Д.Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.
ВИДЫАГРЕССИИ
Э.Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А.Басс и А.Дарки выделяют пять видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Так, Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д.Лешли, 1991).
Критерии выявления агрессивного ребенка
Поставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания
Ребенок | Да | Нет |
1. Спорит, ругается с взрослыми | ||
2. Теряет контроль над собой | ||
3. Винит других в своих ошибках | ||
4. Завистлив, мстителен | ||
5. Сердится и отказывается что-либо сделать | ||
6. Специально раздражает людей | ||
7. Отказывается подчиняться правилам | ||
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его |
Сосчитайте количество ответов «да».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.