Критерии выявления агрессивного ребенка




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение    
Виды агрессии    
Критерии выявления агрессивного ребенка    
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме    
Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания    
Отработка навыков общения    
Формирование позитивных качеств личности    
Типология агрессивного поведения современных подростков    
Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков    
Работа с родителями агрессивного ребенка    
Игры и упражнения, рекомендуемые для агрессивных детей    
Приложение    
Список рекомендуемой литературы    

 

ВВЕДЕНИЕ

Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям (отрицательные пере­живания, состояния напряженности, страха, подавлен­ности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).

Реан А.А. предлагает не идентифицировать поня­тия «агрессия» и «агрессивность», Давая определе­ние данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направлен­ные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному ».

Агрессивность – это свойство личности, «выража­ющееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрес­сия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустра­ция, вербальное и физическое нападение, подстрекатель­ство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воз­дух), индивидуальные (личность, установки, тендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межлич­ностных взаимодействий, провокаций. Причем и вер­бальная, и невербальная провокации могут в ответ вы­звать физические действия (нападение, насилие и т.д.).

Различные особенности среды, в которой находит­ся человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, та­бачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют инди­видуальные особенности человека. Среди «нормаль­ных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждеб­ности, с высоким уровнем локус-контроля, люди, стро­ящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным и повышенным самоконтролем.

Для лиц типа «А» характерны следующие индиви­дуальные особенности: напористость, склонность к со­перничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Существует несколько различных подходов в изу­чении и объяснении феномена агрессивности. А.А.Реан выделяет пять базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (3.Фрейд, К.Лоренц и др.); фрустрационная (Дж.Доллард, Н.Миллер и др.); теория соци­ального научения (А.Бандура); теория переноса воз­буждения (Д.Зильманн и др.); когнитивные модели аг­рессивного поведения (Л.Берковец и др.).

Так, 3.Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов К.Лоренц, как и 3.Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А со­гласно Дж.Долларду, агрессия представляет собой ре­акцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает че­ловеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напро­тив, считают, что чем чаще человек совершает агрес­сивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

По мнению Л.Берковица, поведение все-таки мож­но контролировать. Но, как доказал Д.Зильманн, в отдельных ситу­ациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддает­ся контролю рассудка.

ВИДЫАГРЕССИИ

Э.Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачествен­ная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опас­ность исчезает, затухает и данная форма агрес­сии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спон­танной и связанной со структурой личности.

А.Басс и А.Дарки выделяют пять видов аг­рессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:

 

Все эти виды агрессии можно наблюдать у лю­дей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессив­ного поведения ребенка оказывают влияние мно­гие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые сомати­ческие заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способству­ют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и сти­лями воспитания в семье. Так, Раншбург И. и Поппер П. отмечают, что если ребенка стро­го наказывать за любое проявление агрессив­ности, то он учится скрывать свой гнев в при­сутствии родителей, но это не гарантирует по­давления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отноше­ние взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрес­сивных черт личности. Дети часто используют аг­рессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители ко­торых отличаются чрезмерной уступчивостью, не­уверенностью, а иногда и беспомощностью в вос­питательном процессе, не чувствуют себя в пол­ной безопасности и также становятся агрессив­ными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребен­ка на капризы и вспышки гнева, с помощью кото­рых дети могут влиять на дальнейший ход собы­тий и при этом добиваться своего (Д.Лешли, 1991).

Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания

Ребенок Да Нет
1. Спорит, ругается с взрослыми    
2. Теряет контроль над собой    
3. Винит других в своих ошибках    
4. Завистлив, мстителен    
5. Сердится и отказывается что-либо сделать    
6. Специально раздражает людей    
7. Отказывается подчиняться правилам    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его    

Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: