ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕГИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ




Установлено, что для воздействия на первую группу подро­стков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выпол­няемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2— 3 человека, где подросткам время от времени поручается руко­водство работой товарищей, способствует не просто приобще­нию этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.

Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, интересам, включение их не только в испол­нительскую, но прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обес­печивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отноше­ния с окружающими.

На третью группу подростков особо воздействует ритм и на­пряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.

Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпы кол­лективной деятельности, при подчеркнутой личной ответ­ственности, создают условия для вхождения этих детей в сис­тему разнообразной просоциальной деятельности.

Выделение нескольких типов агрессивных подростков и ус­ловная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на личность каждого ребенка, помогая, во-первых, опираться на индивидуальные особеннос­ти детей; во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом подростков и осуществле­нием индивидуального подхода к конкретному подростку.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Известно, что любая коррекционная рабо­та с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессив­ного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

• информирование (о том, что такое аг­рессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

• обучение эффективным способам об­щения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию роди­тели могут получить на лекциях, к проведе­нию которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей аг­рессивных детей будет полезна наглядная ин­формация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах станов­ления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходи­мость коррекционной работы с сыном или до­черью, можно будет начать их обучение эф­фективным способам взаимодействия с ребен­ком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в се­минарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

Схематично основные направления работы с родителями агрессивных детей можно пред­ставить следующим образом (схемы 2 и 3).

Схема 2

 

 

Схема 3

 

В арсенале взрослых есть следующие ос­новные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация по­ведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое фи­зическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребен­ку не всегда бывают эффективны при взаимо­действии с ним. Например, нет смысла угова­ривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, ско­рее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физи­ческого манипулирования. При общении с ма­ленькими детьми этот способ является наибо­лее эффективным.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны на­казывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавлять­ся (поскольку ребенок не всегда посмеет про­тивостоять сильному взрослому), то он мо­жет перерасти в пассивно-агрессивные фор­мы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто мед­ленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в те­атр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок полу­чает поощрение, за плохое — наказание или, лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе ро­дители устанут от назойливых вопросов свое­го ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является уме­ние родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследова­тели дают образцы различных способов по­ведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом ин­дивидуально-личностных особенностей участ­ников конфликта. Так, лекарство для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к са­мообладанию. Мэтью Мак-Кей, Питер Род­жерс и Юдис Мак-Кей (1997) советуют роди­телям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полно­стью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кри­чать и не хлопать дверью.

В таблице, представленной ниже, даны об­щие рецепты избавления от гнева, которые бу­дут полезны родителям. Эту таблицу можно раз­местить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая нагляд­ная информация может побудить взрослых уде­лять больше времени самовоспитанию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: