Упражнения...
Некоторые советы.
Развитие пальцев левой руки.
Ноты на грифе. Игра гамм.
Секвенции.
Игра гамм трезвучиями.
Игра гамм аккордами.
Игра гамм септаккордами.
Для освоения аппликатурных форм и схем, конечно же, лучше всего подходят практические упражнения. Я долго думал, каким образом лучше приподнести упражнения и решил, свести их все в один раздел, а в соответствующих теоретических разделах, там где это будет к месту и нужно, сделать ссылки в соответствующие подразделы "Упражнений". Возможно, лучшим вариантом было бы упражнения "внедрить" в кадый раздел теории, но мне хотелось, чтобы раздел "Упражнения" был более или менее самостоятельным, и Вам не приходилось искать те или иные практические приемы по всему сайту.
Важное правило для любого упражнения этого раздела сайта - это ИГРА ПОД МЕТРОНОМ. Если вы начинающий гитарист, то это правило принципиально. Каждое новое упражнение начинайте играть с небольших скоростей. Как только вы почувствовали, что на выбранной скорости с упражненинием справляетесь на 100%, увеличивайте темп на пару ударов, резко увеличивать темп не стоит. И наоборот, если вы видите, что на выбраном темпе часто запинаетесь, уменьшите темп. Скоростная игра - это хорошо, но чистота игры на первом месте.
Некоторые советы...
Начинать заниматься на гитаре нужно со знакомства с техникой для левой и правой рук, и посадки для игры на гитаре.
Заниматься на гитаре нужно под метроном. Если вы начинающий гитарист, то это правило принципиально. Каждое новое упражнение начинайте играть с небольших скоростей. Как только вы почувствовали, что на выбранной скорости с упражненинием справляетесь на 100%, увеличивайте темп на пару ударов, резко увеличивать темп не стоит. И наоборот, если вы видите, что на выбраном темпе часто запинаетесь, уменьшите темп. Скоростная игра - это хорошо, но чистота игры на первом месте.
|
Гитара должна быть идеально настроена. Используйте тюнер для настройки гитары. Если вы начитаете заниматься на гитаре, то проверяйте строй гитары как можно чаще (хотя, конечно, много зависит от интенсивности занятий). Расстроенный инструмент будет мешать развитию вашего слуха.
Не старайтесь прижимать струны пальцами левой руки максимально сильно. Чрезмерное усилие нарушает строй гитары, приводит к излишней боли в пальцах (не только в фалангах, но и в мышцах пальцев), в какой-то момент ограничит вас в развитии скорости. Прижатие должно быть не максимально сильным (даже если вы играете упражнения), а скорее наоборот, минимально сильным, но достаточным для чистого звукоизвлечения. Естественно, это не касается тех случаев, где максимальное усилие необходимо для особого звука.
Не ставьте на гитару струны толстых калибров без крайней необходимости, особенно, если вы начинающий гитарист. Оптимальные калибры для стандартного строя гитара - это комплекты с толщинами 9-42 и 10-46. Начинать лучше с 9-42. Дайте вашим пальцам возможность постепенно привыкать к нагрузке. Струны толстых калибров нужны в особых случаях.
Добивайтесь максимально чистого звукоизвлечения. С технической точки зрения - это глушение струн, которые не должны звучать. Изучите соответствующие приемы для левой и правой рук. Осваивайте и применяйте эти приемы с первых занятий на гитаре.
|
Развитие пальцев левой руки...
В этом разделе приведены упражнения, которые можно и даже нужно играть постоянно. Начинающим гитаристам практику игры на электрогитаре можно начать имено с него - освоили упражнения этого раздела, остальной материал будет даваться проще. Эти же упранения можно использовать в качестве разминки.
В данном разделе приняты следующие условно-графические обозначения:
Также в основе практически всех упражнений заложено классическое правило "один палец - один лад". Отклонение от этого правила на схемах оговаривается обозначением пальцев левой руки, а так же соответствующими комментариями к схемам.
Все упражнения раздела можно играть на разных участках грифа. Однако, начиная работу с любым упражнением, выбирайте наиболее удобную для Вас зону грифа, где у Вас не будет трудностей с растяжкой пальцев, например, чем ближе к головке грифа, тем растяжка должна быть лучше, и наоборот, у основания грифа игра затрудняется близким расположением ладов друг к другу.
Упражнение 1:
В основе первого упражнения лежит хроматическая гамма - гамма, в которой двенадцать звуков (нот) расположены по полутонам. Играется гамма на одной струне в восходящем и нисходящем направлениях, левая рука играет по правилу "один палец - один лад". Начинайте упражнение с наиболее удобной для Вас струны, но обязательно отработайте на всех шести.
Пример для игры на шестой струне с первого по двадцатый лад:
|
Играть нужно переменным штрихом.
Упражнение 2:
В основе следующего упражнения также лежит хроматическая гамма, однако, в данном примере она играется вертикально по всем струнам. Здесь особое внимание обратите на переходы со струны на струну и на смещение на 1/2 тона на верхних струнах Пример приведен для игры от ноты C-до на шестой струне (8-ой лад).
Упражнение 3:
Упражнение 3 - производное от второго упражнения. В нем не играются определенные ноты, таким образом, что оставшиеся ноты "организованы" в натуральную мажорную и натуральную минорную гаммы. Это упражнение важно играть именно под метроном, его задача не только в развитии пальцев левой руки, связанной со сложной пальцовкой для представленных схем, но и в развитии слуха - уметь слышать гаммы, для этого их нужно играть чисто и ровно в непривычной (и даже неудобной) аппликатуре. Для того, чтобы Вам было легче освоить эти упражнения, справа на схеме подсказки.
Натуральный мажор: |
Пример от ноты C-до, 6-ая струна, 8-ой лад: |
Натуральный минор: |
Пример от ноты A-ля, 6-ая струна, 5-ый лад: |
Упражнение 4:
В четвертом упражнении, как и в третьем, пропущены определенные ступени хроматического звукоряда, таким образом, что оставшиеся образуют различные условно-диатонические лады.
Гармонический минор: |
Пример от ноты A-ля, 6-ая струна, 5-ый лад: |
Дважды гармонический минор: |
Пример от ноты A-ля, 6-ая струна, 5-ый лад: |
Мелодический минор: |
Пример от ноты A-ля, 6-ая струна, 5-ый лад: |
Упражнение 5:
В упражнении 5, как и в первом, тоже лежит хроматическая гамма, однако играется она иначе. Если во втором примере по четыре ноты на струне и при переходе на верхние струны Вам приходилось смещать кисть руки в сторону головки грифа чтобы не пропустить ноты, то здесь гамма играется в одной позиции - для этого используется прием слайд - "скольжение" мизинцем левой руки с одного лада на соседний. Обратите внимание на верхние струны, для которых представлены два варианта упражнения (смещение на 1/2 тона на верхних струнах, связанной с принятой настройкой гитары).
Пример для игры от ноты G-соль, 6-ая струна, 3-ий лад:
Упражнение 6:
Упражнение 6 - это упражнение, аналогичное предыдущему, которое играется в обратном направлении - сверху вниз (т.е. с первой струны к шестой). Здесь слайд исполняется уже указательным пальцем. Также представлены два варианта упражнения, отработайте оба.
Пример для игры от ноты G-соль, 6-ая струна, 3-ий лад:
Отработав Упражнения 5 и 6 по-отдельности, совместите их в одно упражнение, играя вниз и вверх по струнам.
Упражнение 7:
Основная задача, поставленная в схемах упражнения 7 - развитие скорости пальцев левой руки. Здесь отрабатывается пальцовка 1-2-3-4 ("один палец - один лад"). Все схемы этого упражнения играются строго под метроном. Начинайте играть с небольших скоростей. Когда вы почувствовали, что на выбранной скорости играете без сбоев, постепенно увеличивайте скорость. В первой схеме этого упражнения (I) принцип "один палец - один лад" применен в чистом виде. В схемах II - пропускается один из пальцев, при этом, сохраняя принцип 1-2-3-4 (никаких пауз при пропуске не делается ни здесь, ни в последующих схемах упражнения). Тут, кроме всего прочего, важна координация левой и правой руки. Так как упражнения по всем схемам играются переменным штрихом, важно не теряться при переходе со струны на струну. В схемах III уже пропущены по два соседних пальца, в схемах IV - тоже по два, но через палец. Также все схемы можно играть без смещения на 1/2 тона на верхних струнах.
Упражнение 8:
Упражнение 8. Это упражнение - производная от упражнения 7. Предназначено для освоения скоростной игры в сложной пальцовке, связанной, в первую очередь, с растяжкой пальцев левой руки. Начинайте игру этих схем ближе к основанию грифа, на высоких ладах, и усложняйте, увеличивая скорость и перемещаясь ближе к головке грифа, где хорошая растяжка пальцев будет иметь значение.
Упражнение 9:
Упражнение 9. Его задача освоить переходы со струну на струну, развивая координацию левой и правой рук. Играть только переменным штрихом.
Приведем пример для игры на 5...8 ладах:
Оранжевая схема: | Зеленая схема: |
Синяя схема: | Красная схема: |
Упражнение 10
Прежде чем перейти к отработке упражнения 10, давайте обратимся к схемам 1 и 2. В схеме 2 приведены все возможные варианты пальцовки 1-2-3-4 ("один палец - один лад"), в которых заложена разная последовательность прижатия ладов пальцами левой руки. В схеме 1 показано, что какая бы ни была последовательность прижатия ладов, принцип "один палец - один лад" сохраняется. В принципе, в схеме 2 есть все, чтобы отрабатывать последовательности игры пальцовки 1-2-3-4, Вам просто надо их играть на каждой струне и с переходом со струны на струну (со смещением на 1/2 тона на верхних струнах). Ну, а в самом упражнении 10 все это расписано подробно.
Схема 1:
Схема 2:
Приведем схему 2 в упрощенном виде:
Упражнение 10 (I):
Упражнение 10 (II):
Упражнение 10 (III):
Упражнение 10 (IV):
Упражнения 11-14 направлены на развитие переходов со струны на струну, в них играется схема 3 вверх и вниз по струнам (упр. 11), через струну (упр. 12) и вдоль грифа (упр. 13 и 14).
Схема 3:
Упражнение 11:
Упражнение 12:
Упражнение 13:
Упражнение 14:
Для усложнения задания, упражнения 11-14 играйте также по схемам 4 и 5:
Схема 4:
Схема 5:
Упражнение 15:
В упражнении 15 еще варианты обыгрывания схем 3, 4 и 5.
Не гонитесь за скоростью игры по схемам 3 и 4 (упр. 11-14). Основное в них - это чистая, ровная игра без сбоев.
В упражнении 16 обыгрывается схема 6. В упражнении 17 обыгрывается схема 7. Схемы обыгрываются вдоль грифа на разных струнах. Согласно схемам, пальцы левой руки одновременно прижимают лады, соответственно отмеченные на схеме, но ноты играются последовательно. Обращаю Ваше внимание, что на схемах цифрами обозначена именно последовательность извлечения нот, а не номера пальцев левой руки. У Вас не будет сомнений, по поводу того, какими пальцами прижимать струны.
Схема 6:
Упражнение 16:
Схема 7:
Упражнение 17:
Упражнение 18:
В упражнении 18 схемы 6 и 7 обыгрываются в одной позиции снизу вверх по струнам (и сверху вниз).
Упражнение 19:
Упражнения 19 и 20 - это упражнения на одной струне.
Упражнение 20:
Упражнение 21:
В упражнении 21 отрабатываются два момента (пояснения на схеме справа). Во-первых, пальцы левой руки 1-2-3 играют в роковой пальцовке - здесь это необходимо, т.к. нам нужен свободный палец 4 (мизинец) для взятия четвертого звука на струне. Во-вторых, пальцы 3-4 играют в сложной для этой связки пальцев растяжке - через лад, да еще и с сохранением позиции для пальцев 1-2. Рекомендую начинать работу с этим упражнением в позиции X (т.е. от десятого лада на 6-ой струне) - здесь Вам будет проще даваться растяжка 3-4 - и постепенно перемещаться ближе к головке грифа. Не стоит расстраиваться, если на первых ладах с этим упражнением у Вас будут трудности - на этом участке грифа многое уже зависит от физиологических особенностей Вашей руки. Ваша задача - под метроном чистое исполнение упражнения на тех ладах, где растяжка пальцев это позволяет, а постепенно, развивая левую руку, Вы будете все ближе "подбираться" к сложному участку грифа.
В упражнении 22, как и в упражнениях 1 и 2, лежит хроматическая гамма, играть которую следует по правилу "один палец - один лад". Так как в хроматической гамме (полный хроматический звукоряд) двенадцать звуков, с какой бы ноты вы не начали играть гамму первым пальцем левой руки, эта нота всегда будет попадать именно под первый палец (на второй схеме пример для ноты F). Исходя из этого, в упражнении следующие задание - играть хроматическую гамму по схеме 1-2-3-4, начиная от ноты F на первом ладу шестой струны и заканчивая нотой F на 13-ом ладу первой струны, при этом, произвольно выбирая место на грифе для перехода со струны на струну, играя в восходящем и нисходящем направлении, не повторяясь. На третьей схеме приведен один из возможных вариантов этого упражнения.
Упражнение 22:
На самом деле, упражнений можно составить сколько угодно, вплоть до хаотичного извлечения нот на всем грифе. Все зависит от Вашей фантазии и желания. Более того, хорошим упражнением может быть и сам процесс придумывания упражнений. Ну, а из приведенных упражнений, Вам стоит выбрать наиболее сложные для Вас и отрабатывать их, постепенно увеличивая скорость. Однако, повторюсь, не смотря на то, что почти все упражнения раздела направлены на развитие скорости, основным критерием для Вас должна быть "чистота" их выполнения.