ТРИ СТАДИИ РАБОТЫС КРИЗИСОМ
Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.
Первая стадия: Сбор информации
1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.
2. Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках
решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.
3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной ситуации.
Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы
1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку:
• формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть от- рицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
• проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
• формулируя проблему, клиент может смешивать акту- альные и «исторические» проблемы.
2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.
3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему — она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.
4. Что делать, если определение проблемы застопоривается:
• перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;
• перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;
• проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;
• исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.
Третья стадия: Альтернативы и решения
1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
• когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
• когда решение усугубляет проблему.
2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. «Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них.
В кризисном состоянии человек настолько захвачен своими переживаниями, что он просто не может говорить и думать ни о чем другом, даже объективно более значимом.
39. Психодрама позволяет исследовать жизненную ситуацию с помощью ее воспроизведения и отыгрывания (в групповой и индивидуальной форме). Техника «Географическое пространство» дает возможность осознания позитивной социальной и личностной идентичности.
Создание психодраматической сцены, построение геносоциограмы, использование техник Дублирования, Зеркала, Обмена ролями, Пустого стула, Письма, Генограммы (позволяющей ощутить мощный ресурс личности в кризисной ситуации со стороны рода), дают возможность осознания, принятия и отреагирования своих чувств, формирования нового взгляда на ситуацию, завершения незавершенных действий, осознания своих ресурсов как внутренних, так и внешних в сложной жизненной ситуации и оптимального ее разрешения.
Поведенческая психотерапия признается одной из самых эффективных и дающих быстрый эффект форм психологической помощи в кризисных ситуациях. в ходе терапевтического общения и в результате использования специальных технологий, психотерапевт влияет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента, оказавшегося в кризисной ситуации, с которой он самостоятельно не может справиться, с целью улучшения его самочувствия. Результатом такого рода вмешательств должно стать изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств клиента (и его окружения) в пользу позитивных. В тот момент времени, когда клиенту больше не требуется помощь психотерапевта, поведенческую психотерапию можно считать завершенной.
Характерные черты поведенческой психотерапии
1) Поведенческая психотерапия концентрируется на изменении поведения.
2) Контроль процесса и результатов.
3) Опора на экспериментальные данные и психологические теории.
4) Множественность отдельных техник и многообразие терапевтических подходов.
Ролевой тренинг
показан в случаях аффективной блокады или дезорганизации интеллектуальной деятельности, когда коррекция своего поведения на уровне осознания затруднена. Ролевой тренинг способствует улучшению самовыражения через мимику, жест, движение и совершенствование восприятия других посредством фиксации таких же сигналов, то есть активизирует «языки общения». В процессе занятий развивается эмпатическое сочувствие, достигается коррекция навыков общения. Основной целью РТ является развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) работа с масками и мышечными зажимами;
2) тренинг воображения и невербальной обратной связи;
3) тренировка эмпатии;
4) ассертивный тренинг;
5) тренинг установления интимного контакта;
6) сохранение эмоционального самоконтроля в простых конфликтах;
7) разрешение актуального конфликта.
40. методики психологической помощи
1. ОСЛАБЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ИНЦИДЕНТА (ОТИ). Автор методики — Франк Джербод. Техника ослабле ния травматического инцидента состоит в просмотре, ви зуализации, повторном переживании происшедшей травмы (без прерываний, интерпретаций и ободрений).
Акцент делается на нейтральности терапевта: клиенты в этом методе являются как бы обозревателями, психотерапевт – фасилитатор, а сам процесс называется «просмотр». Техника ОТИ состоит в просмотре, визуализации, повторном проживании пережитой травмы, при этом процесс должен идти без прерываний, интерпретаций и одобрений. Общение с клиентом носит достаточно схематичный и четко определенный характер; при любой реакции клиента психотерапевт должен оставаться нейтральным и невозмутимым. Основная задача ОТИ – добиться у клиента отчетливого воспоминания травматического события и путем повторного многократного через него прохождения достичь когнитивной переоценки события.