1 этап /VI век до н.э. - XVI век/ | Психология как наука о душе | Возникла более 2 –х тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления человека. /Демокрит, Платон Аристотель/ |
2 этап (XVII - первая половина XIX века) | Психология как наука о сознании. | Возникла в 17 веке, в связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. /Рене Декарт ввел понятие рефлекса, понятие душа стало превращаться в понятие разум, а потом в понятие сознание Джон Локк ввел понятия ассоциации/ |
3 этап / вторая половина XIX века – 10 – е годы XX века/ | Психология как наука о поведении. | Задача психологии на этом этапе – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть /поведение, поступки, реакция человека/. Эволюционное учение Чарльза Дарвина, исследования чувствительности различных органов чувств заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Представители /Вильгельм Вундт, Владимир Михайлович Бехтерев, Георгий Иванович Челпанов, Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов. |
4 этап (с 20 годов XX века) | Психология как наука о механизмах функционирования психики /как наука изучающая психику/. | Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии и медицины. Были открыты и изучены условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций./И.В. Павлов/. Представители: Иван Петрович Павлов, Джеймс Олдс, впервые вскрывший механизмы возникновения эмоций, Роджер Сперри, открывший межполушарную ассиметрию мозга,американский психолога Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и другие исследователи, создавших различные школы и направления в психологии. Благодаря исследованиям в различных науках психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека. |
Отрасли психологии.
С овременная психология представляет собой многоотраслевою науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).
Фундаментальные отрасли имеют общее значение в изучении психических явлений и служат основой их развития. Фундаментальные отрасли называют термином «общая психология».
Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются:
познавательные процессы(ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния.
Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».
Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют
практическое значение. В число таких отраслей входят: педагогическая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология, клиническая психология, юридическая психология, психология спорта и многие другие.
Отрасли психологии.
№ п/п | Отрасль психологии: | Изучает: |
1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет | |
Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет, 18-23 –поздняя юность. | |
Психология взрослого /психология молодости, средней зрелости и поздней зрелости/. | Развитие человека ранней зрелости. 23-33-35 лет - молодость, – /35 – 55 лет/ средняя зрелость и поздняя зрелость – /33 – 55 лет/ | |
Геронтопсихология - психология пожилого, старого и преклонного возраста. | Особенности пожилых людей. /55 – 60 лет/- пожилой возраст, / 70 – 90 лет/ - старый, преклонный возраст - долгожители - /90 лет и выше/. | |
Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека | |
Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения | |
Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива | |
Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей | |
Психология познания | Психологические познавательные процессы | |
Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения | |
Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности | |
Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) | |
Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений | |
Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики | |
Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды | |
Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции | |
Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма | |
Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов | |
Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» | |
Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного | |
Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами | |
Психофармакология | Влияние лекарств на психику | |
Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных | |
Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей | |
Специальная психология | Отклонения в развитии психики | |
Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека | |
Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу | |
Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления | |
Зоопсихология | Психику и поведение животных | |
Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |