История станицы Кумылженской ХХ века




Мы все знаем дату образования ст.Кумылженской — 1613 год. Этот факт подчеркивал наш земляк Харитон Иванович Попов — первый директор Новочеркасского музея в работе «Историческое описание ст.Кумылженской. 1864 год».

Настоящее местонахождение Кумылженской есть третье со времени первоначального основания ее. Первое основание станицы положено было неизвестными людьми, именовавшимися, сколько известно с самого начала казаками, на правой стороне реки Хопер, в дремучем лесу, в урочище, называемом Лука, напротив устья реки Кумылги, по имени которой называлась станица издавна и называется теперь. Второе поселение было недалеко от Кошав-Горы, там позднее образовался х.Дундуков.

На нынешнее место — Суходольский переезд казаки перебрались в 1764 году.

На этой стене у нас представлены фотографии казаков, казачьих семей, вглядитесь в эти типажи, рассмотрите одежду казачью. Вот эти фотографии — «фотошоп» того времени. Такие картины в основном заказывали казаки, служившие в Петербурге. Казаки заказывали портрет своего коня, себя самого, где подрисовывали себе эполеты, выше чины и вклеивали свою фотографию. Такие своеобразные портреты казаки посылали своим семьям.

На этой фотографии Никитин Петр Алексеевич — полный Георгиевский кавалер. Его внук поведал нам один забавный случай из его военной карьеры. Во время 1 мировой войны их полк находился на линии фронта. И пока было временное затишье, Никитин с другом решили «отдохнуть», сходить к казачкам в ближайший хутор. Там, находясь в гостях, они и уснули. А когда рано утром проснулись, то поняли, что хутор взяли немцы, и они находятся в тылу врага. Они решили действовать незамедлительно, напали на ничего не подозревающих немцев, отвоевали хутор. За этот подвиг Петр Алексеевич был представлен к награде. А за нарушение воинской дисциплины понес наказание в виде посажения на гауптвахту на 5 дней.

В витрине представлено оружие казака. Шашка — холодное оружие, символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалась наследников, - мужчин, - шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.

Оружие казака Фотовыставка «Церкви Кумылженского района»

 

Потеря шашки — большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением Круга казак мог быть лишен права ношения шашки на определенный срок.

Нагайка — короткая конская плеть — оружие. Знак есаульца и пристава на Кругу. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам обиженного или уважаемого гостя, который был обязан ее поднять и вернуть хозяину, а бросившего расцеловать. Если через нагайку переступали, это означало, что покорность неугодна, а обида не прощена.

Фотовыставка: Церкви Кумылженского района

На высоком правом берегу Хопра в 1795 году появилась Слащевская церковь Знамения. Красовалась она двумя позолоченными куполами. В тридцатые годы этот уникальный памятник культуры (одна из 8 в России) был разрушен: колокола поснимали, разобрали каменную ограду, разобрали каменную ограду, затем и колокольню. Церковь с 1937 года превратили в магазин. Осталась целой одна церковная сторожка.

В старинной казачьей станице Кумылженской, после ее переселения с правого берега Хопра на левый берег реки Кумылги, была построена красивая «трехглавая» церковь с высокой колокольней. Но в тридцатые годы ХХ века богослужение в ней прекратилось, до пятидесятых годов колокольню использовали как пожарную вышку, а затем этот храм развалили и кирпич пошел на постройку школьного здания (бывшего СПТУ), а на месте церкви возвели Дом культуры.

В хуторе Остроуховском Преображенскую церковь построили в 1796 году, а в станице Букановской Покровскую церковь- в 1824 году. Однако в период коллективизации и немного позднее их разобрали. Та же участь постигла и другие церкви — Глазуновскую, Федосеевскую, Поповскую, Краснянскую. В х.Попов, например церковь была деревянной. Из бревен ее построили плотницкую мастерскую колхоза. В х.Ярском — I каменную церковь разобрали и из кирпича соорудили ремонтную мастерскую. В х.Краснянском из церковного кирпича выстроили здание школы.

Всего на территории района было 11 церквей. Из них осталась неразрушенной одна Скуришенская. Вот здесь вы можете увидеть осколок колокола Глазуновской церкви. Старушки хранили их у себя до самой смерти.

Также в этой витрине представлены церковные книги, книги в которых люди раньше черпали основы нравственных устоев, моральные ценности: псалтырь, молитвенники. Также есть страницы метрической книги и на стене представлена закладная плита Ярской церкви. Такие плиты закладывали в фундамент строящейся церкви.

Станица разрасталась и к началу ХХ века в станице уже были: 4 лавки, мылись казаки в 4 банях. Зимой и летом работали 6 кузниц. Все эти данные в 19 веке Х.И. Попову в переписке сообщал Андрей Брыкин - житель ст. Кумылженской, скорее всего служащий станичного правления). Он сообщал: в юрте имелся крахмальный завод, построенный в 1842 году, 5 мельниц водяных по реке Кумылга и одна ветряная. Последняя мельница (ее владельцем был казак Г.Д. Жильцов), позднее ставшая собственностью закумылженского колхоза «Красный луч», расположенная чуть выше станицы, действовала, кажется, до 1942 года.

Такой была наша станица к началу ХХ века.

События революции 1917 года и гражданской войны изменили судьбу всего казачества и станицы Кумылженской. Так, 4-й Донской полк, в составе которого служили ее казаки, в 1917 году решительно перешел на сторону революции и, тем самым, в критический момент не дал ей «задохнуться». За что заслужил у В.И. Ленина особое расположение к себе. А в 1919 году вспыхнуло Вешенское восстание казаков, поддержанное почти всеми станицами района.

В станице сформировалась Кумылженская революционная конная казачья сотня, которая охраняла берег Хопра. Имея заставы в ближних хуторах: Глушице, Бурлацком и Поддубровском.

Станица отличалась «красным духом», за что была удостоена высокой чести — ее посетило второе лицо нового государства Лев Троцкий. С тех пор кумылжан стали называть «краснопузыми», а захоперских казаков - «кадетами».

На полотне художника Агафонова А.В. изображен 3-й казачий революционный полк под командованием Куропаткина Ивана Михайловича (профессионального революционера, уроженца х.Крепцовского, активного агитатора за советскую власть), направляющийся в шакинскую дубраву для поимки участников банды Фомина.

 

Годы с 1917-го по 1930-й можно назвать годами надежд людей, совершивших Октябрьскую революцию. Многие из них были уверены, что власть большевиков будет лучше. Вот, например, в газете «Донские вести» 1918 года в обращении к казакам было обещаны ликвидация воинской повинности казаков, была гарантирована свобода передвижения, всеобщее аннулирование государственных займов, взятых до революции. Новая власть закончила войну с Германией. Надежды возлагались на местное самоуправление, на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Лозунги новой власти изначально были близки казачьему духу, ведь казаки по своей природе не принимали рабство ни в каких формах. Новая система управления была близка той, которую казаки утратили еще во времена Петра I. Может быть еще поэтому достаточно большая часть казачества приняла Советскую власть.

Но Учредительное собрание было распущено, мирный путь установления власти отвергнут. Стали искать истину путем вооруженной борьбы, в гуле сходящихся конных безумных лав, в сабельном звоне, с помощью «максимов», сеющих свинцовый ливень с тачанок. Брат пошел на брата, а сын на отца. И все это было на Хопре и Кумылге, на Медведице и Дону. Красная Армия окончательно укрепила свои позиции на территории Области Войска Донского в начале 1920 года. Область Войска Донского прекратила свое существование. Началась совсем другая жизнь.

Надеждами были усеяны поля, когда наши деды, бросив винтовки и патроны в проруби, взялись за чепиги плугов. Были НЭП, раздача земельных паев, разрешение на аренду, были коммуны, в которых люди искали счастья.

Давайте мысленно перенесемся в те годы. Мы не можем судить кто был прав, а кто виноват в той братоубийственной войне, в «расказачивании», в «раскулачивании». «С потом и кровью» так первоначально назывался роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» о перестройке всего сельскохозяйственного уклада жизни казака, всего его мировоззрения. До нас лишь дошли отдельные страницы истории возведения молодого государства из руин прошлого на территории Кумылженского района — различные справки, характеристики на жителей нашего района. Вот представлено удостоверение бывшего красногвардейца и красного партизана о предоставлении льгот ему и его детям в лечении, обучении, предоставлении жилья, земельных паев, кредитов. Вот удостоверение комбайнера, выданное 2 июля 1936 года Бородину Илье Денисовичу, прошедшему обучение в Серафимовической автотракторной школе. Вот рекомендация Куропаткину Андрею Ивановичу для принятия его в члены ВКП(б) в 1924 году. Вот на него же характеристика за время обучения с 1926 по 1931 год на Рабфаке. Позднее Андрей Иванович становится главным редактором сталинградской газеты «Резервы». Экземпляр этой газеты за декабрь 1930 года также представлена в нашей экспозиции.

Обратите внимание вот на этот документ - это «Государственный акт на вечное пользование землей». Прошедший в феврале 1935 года в Москве второй всесоюзный съезд колхозников-ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели, в котом слегка усиливались демократические основы управления колхозами. Земля декларативно была навечно закреплена за колхозами. Летом того же года в станицах шумно и торжественно вручались такие акты. Партийные документы констатировали, что с «с созданием и упрочением колхозов окончательно было уничтожена экономическая основа разделения сельского хозяйства на казачество и крестьянство и в новых условиях из бывших коренных крестьян, иногородних и казаков сформировался класс колхозного крестьянства, рука об руку с рабочим классом строящий новую жизнь».

К началу ХХ века в Кумылженском юрте, который относился к Хоперскому округу Области Войска Донского, насчитывалось 26 хуторов. В 1928 году образовался Кумылженский район. К началу ВОв в состав Кумылженского района уже входят 128 хуторов и 6 станиц. Зачем мы их здесь перечисляем? Да за тем, чтобы жители района — пожилые и молодые — могли сравнить, что было и что стало, сколько было хуторов и сколько осталось. Смотри, кто-нибудь взгрустнет о своей малой родине, о своем хуторке, в котором родился, возрастал, бегал босиком по утренней росе, играл с друзьями, где зародилась первая любовь... А теперь от этого хуторка остались одни фундаментные камешки и «одичалые сады».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: