Старинный женский казачий костюм




Костюм бытовал на Дону долгое время, меняясь в связи с переменами условий жизни. Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве ясырок (пленниц): татарки, турчанки, другие из русских селений. Поэтому среди казачек бытовало
несколько различных комплексов одежды: с кубеле-
ком,с поневой, с сарафаном, с сукманом.

Комплекс одежды с сукманом Комплекс одежды с кубелеком

В комплексе с кубелеком чувствовалось влияние Вос-
тока. Основную часть костюма составляло платье - -
- - кубелек, напоминавшее по покрою и форме татарс-
кий камзол. У богатых он шился из парчи. Лиф платья
застегивался серебряными или по позолоченными пу
говицами. Параллельно им шел второй ряд пуговиц для украшения. Пояс (татаур) наддевали выше талии. Он состоял из серебряных, по-
золоченных звеньев. Были пояса из цветного бархата
расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за
другую, не застегиваясь.

Под кубелек надевалась рубаха до пят из тонкого полотна или шелка. Подол и рукава рубахи были видны из-под кубелька.

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба. Она шилась на лисьем или куньем меху, до пят, без застежки, с удлиненными рукавами, и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом, тисненой узорной шерстью. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка.

Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение 18-19 веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества. Да и то, по воспоминаниям очевидца, когда после победы в войне 1812 года донские казаки давали в Петербурге бал, император Александр I, заметив, что казачьи жены были не в своих нарядах, а в немецких и французских платьях, приказал барону Бабичу «купить дорогих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, чтобы они непременно носили свое национальное платье: кубелеки и казачьи головные уборы, которые были хороши на них».

Мода на платки была всегда. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поседелок, церкви, под шаль и т.д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительно смелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков.

 

В начале 20 века в обиходе у молодых женщин появилась «шлычка». Которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой.

Яркий красочный старинный женский женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой. Юбки шили с большим количеством сборок сзади, так называемый «хвост». Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок, иногда 4-5.

кофта или блузка шилась из того же материала, что и юбка. В начале 20 века в моду вошла кофта, представленная в нашей экспозиции - «матене», или по-нашему «холодайка». Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру, и с небольшой баской - «кирасу».

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: