1. Театральная зона, включает в себя гримерную, костюмерную, различные виды театра, ширма.
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
2. Уголок природы.
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы, дети учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
Оборудование:
- живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами;
- инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне».
3. Спортивный уголок «Будь здоров!»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
В нем представлено различное спортивное оборудование, элементы для подвижных игр и эстафет.
4. «Я сам» – уголок дежурств.
Задачи: учить детей сервировать столы, подготавливать к занятиям, воспитывать трудолюбие, старательность и аккуратность, развивать бытовые навыки.
5. Уголок творчества «Умелые руки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Оборудование:
- цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш;
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга;
- инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки.
6. Уголок ОБЖ представлен различными дидактическими играми по правилам дорожного движения, альбомами «Берегись автомобиля», «Береги свой дом от пожара», светофором, макетом перекрестка и т.д.
7. Уголок сюжетно-ролевых игр.
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Чтобы не угасал интерес к игровой деятельности, и не было перенасыщения необходимо стараться чередовать и заменять элементы игры в игровой зоне.
Оборудование:
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные); -подвижная мебель на колесиках;
- сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
- предметы-заместители.
8. Книжный уголок.
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Оборудование:
- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.
Работа с книгой - важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.
За период пребывания в детском саду детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к самим книгам. На специальных витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется по мере прохождения программы. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.
Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшей группе должно быть организовано дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
9. Уголок уединения.
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.
Оборудование:
- легкая воздушная беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная мебель, подушки-игрушки;
- мягкие игрушки,
- телефон,
- бумага.
В удобном кресле, в окружении репродукций картин, ребенок может уединиться, отдохнуть и понаблюдать за происходящим в группе.
10. Музыкальный уголок.
Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.
В нем представлены:
- магнитофон или музыкальный центр;
- комплект кассет, дисков
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
- звучащие предметы-заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки,
- микрофон;
- караоке.
11. Экспериментальный уголок.
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Оборудование:
- материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
- природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.
12. Уголок конструирования «Строим сами».
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Оборудование:
- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;
- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки-трансформеры.
13. Уголок математики.
Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
Оборудование:
- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры,
- наборы геометрических фигур, счетного материала и магнитная доска;
- измерительные приборы.
В ней представлены игры для формирования элементарных математических представлений детей, магнитная доска с цифрами, предметными магнитами и т.д.
Также в уголке математики преставлены: 1) игровая технология из Центра развития В.В.Воскобовича; 2) счетные палочки Х.Кюизенера для детей; 3) использование развивающих игр Б.П.Никитина; 4) игры по математическому развитию.
14. Уголок речи и грамотности.
Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
Оборудование:
- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений;
- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука.
15. Уголок краеведения.
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
Оборудование:
- мини-музей («Предметы русского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России.