тема №4 Дорожные условия и безопастность движения




Глава 1. Дорожная сеть России и проблемы безопасности движения Особенностью дорожной сети России является малая плотность дорог, имеющих твердые покрытия, по которым возможен проезд в течение всего года. Автомобильные дороги магистрального типа, связывающие административные, промышленные и культурные центры, а также соединяющие дорожную сеть страны с сопредельными странами (так называемые дороги группы М). Они предназначены для дальних перевозок срочных грузов, но подорожание нефтепродуктов снизило их конкурентоспособность по сравнению с железными дорогами. Лишь небольшой их процент относится к категории автомобильных магистралей — дорог с самостоятельными проезжими частями для движения в разных направлениях и разделительной полосой. На условия и безопасность движения в районах проложения дорог большое влияние оказывает разнообразие природных условий. Особенности климата и рельефа этих районов отражаются на транспортных качествах дорог и условиях работы автомобильного транспорта и различной эффективности отдельных проводимых мероприятий по повышению безопасности движения. Технические нормативы на проектирование новых дорог предполагают благоприятное состояние проезжей части — чистую сухую или слабоувлажненную шероховатую поверхность покрытия, обеспечивающую хорошее сцепление с шинами автомобилей. В процессе службы дороги коэффициент сцепления постепенно снижается по мере износа покрытия. Значительно влияют на сцепление погодные условия — дождь, снеговой покров и, особенно, гололед. При снижении коэффициента сцепления увеличивается длина тормозного пути автомобилей, а в ряде случаев и создается опасность заноса. Участки дороги в плане и продольном профиле, геометрические элементы которых были рассчитаны исходя из высоких коэффициентов сцепления, уже не могут обеспечить безопасного проезда с расчетной скоростью. Поскольку водители не могут точно оценить состояние покрытия во время дождя или снегопада, они часто превышают безопасную скорость, и на дороге возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Подавляющее большинство водителей проезжает сложные участки дорог с повышенной внимательностью. Как правило, эти участки требуют для безопасности проезда снижения скорости по сравнению со скоростью на предшествующем участке с более благоприятными дорожными условиями. Неосмотрительные и неопытные водители, мало считаясь с особенностями расположенных впереди участков дороги, могут въехать на опасный участок с высокой скоростью, превышающей безопасную для этого участка. Сталкиваясь неожиданно для себя с необходимостью резкого снижения скорости, они попадают в аварийную ситуацию. В аналогичное положение могут попасть и усталые водители, продолжительность времени реакции которых повышена. Опасным является и период выезда с опасных участков, когда возможны столкновения с встречными автомобилями при попытках обгона в сложных дорожных условиях медленно едущих автомобилей быстрыми.

Глава 2. Причины возникновения происшествий, связанных с дорожными условиями Каждая дорога является сочетанием участков с различными элементами в плане и продольном профиле. Поэтому скорости движения автомобилей на маршруте не остаются постоянными. На длинных прямых горизонтальных участках, а тем более на спусках современные автомобили могут развивать скорости, существенно превышающие расчетные по строительным нормам и правилам. На длинных подъемах скорости значительно ниже расчетных. Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально. Дополнительными источниками информации являются также передающиеся на его организм ускорения, возникающие при проезде по кривым и неровным участкам дороги. Факторами, влияющими на избираемые водителями режимы движения, являются: элементы дороги, непосредственно влияющие на управление автомобилем (изменения направления дороги, дорожные знаки, неровности проезжей части, примыкания, разветвления и перекрестки, обеспеченная видимость). Мысленно оценивая их влияние на условия движения, увязывая эту оценку с требованиями Правил движения, водитель подсознательно изменяет скорость движения; обстановка движения — встречные и попутные автомобили, мотоциклисты и велосипедисты, пешеходы на обочинах, погодные условия; привлекающие внимание водителя объекты, не связанные непосредственно с движением,— здания, сооружения и деревья на придорожной полосе, пролетающие над дорогой самолеты, горные вершины на горизонте и др. Для каждого водителя существует оптимальная плотность объектов внимания, характеризуемая продолжительностью времени, которое ему необходимо для их распознавания и оценки значимости. При оптимальной плотности и разнообразии объектов внимание водителей активизируется. При перегрузке информацией внимание рассеивается, и водитель не замечает существующих элементов, например, знаков. При движении по дороге с различными скоростями число объектов, попадающих в поле зрения водителя в единицу времени, тем больше, чем выше скорость. Водитель непроизвольно реагирует на изменение поступающей информации изменением зоны сосредоточения своего взгляда или избирательным отношением к поступающей информации.

Ур№2Глава 3. Учет требований безопасности движения в нормах на проектирование дорог При строительстве новых дорог в проектах предусматривают обеспечение безопасности при движении с расчетной скоростью, зависящей от категории дороги, т. е. фактически от расчетной интенсивности движения. Предполагается, что на изменение этих условий водитель должен реагировать соответствующим уменьшением скорости, а дорожно-эксплуатационные организации в процессе текущего содержания — устранять или смягчать их влияние, очищая дорогу от грязи и снега, удаляя гололед. Роль слагающих этого комплекса в обеспечении безопасного движения пока еще не равнозначна. Дорожная сеть каждой страны складывалась в течение веков. При постройке каждой дороги учитывали требования существовавшего в то время транспорта. Влияние дороги на безопасность движения имеет две составные части — постоянную, определяемую геометрией трассы и земляного полотна, и переменную, зависящую от непрерывно изменяющихся природных факторов, климатических условий, времени года и суток. Дорога влияет на условия движения через элементы ее трассы, качество покрытия и создаваемое у водителей представление о необходимом режиме движения. Рационально запроектированная дорога — один из путей создания водителям благоприятных условий работы. В большинстве случаев достижение этого требует дополнительных работ при строительстве и связано с увеличением затрат. Поэтому в практике проектирования, которое часто ведут специалисты, малоосведомленные в закономерностях движения транспортных потоков и о процессах возникновения дорожных происшествий, желание достигнуть минимума земляных работ заставляет проектировщиков не обращать внимания на обеспечение внутреннего единства и логичности проложения трассы дороги на местности. Влияние автомобиля на безопасность движения определяется совершенством его тяговых и тормозных качеств, способностью быстрого торможения без заноса, а также особенно важной для современных автобусов и большегрузных автомобилей возможностью вписываться в кривые малых радиусов на горных дорогах, а для автопоездов — следовать в пределах своей полосы движения на проезжей части. Отдельные конструктивные особенности автомобилей, например недостаточная управляемость и большой увод шин, могут повысить опасность дорожно-транспортных происшествий. При разработке норм на проектирование дорог в схемах маневров автомобилей используют параметры режимов движения, определенные по данным наблюдений методами математической статистики. Нормы проектирования автомобильных дорог обосновываются расчетами на основе закономерностей теории автомобиля исходя из схематизированных соображений о маневрах, выполняемых водителями. При этом нормативные требования к элементам трассы исходят из напряженных режимов ведения автомобиля. Они, как правило, обеспечивают устойчивость автомобиля, а не удобство управления им и комфортабельность поездок. Расчеты необходимой видимости дороги предусматривают резкое торможение перед препятствием на дороге с блокировкой колес и последующим скольжением колес автомобилей юзом, опасным при высокой начальной скорости из-за возможного заноса. Схема обгона предусматривает возвращение на полосу движения в непосредственной близости от обгоняемого автомобиля. При этом принимают минимальную продолжительность реакции водителя.

Глава 4. Влияние режимов движения и отдельных элементов дороги на опасность дорожно-транспортных происшествий В результате приспособления трассы автомобильных дорог к рельефу местности с минимальными объемами необходимых для этого земляных работ смежные участки дорог часто имеют значительно различающиеся радиусы кривых, продольных уклонов, расстояний видимости. Чем сильнее эти характеристики отличаются от характеристик наиболее удобного лля движения прямого горизонтального участка, тем чаще на них возникают дорожно-транспортные происшествия. Хотя каждое дорожно-транспортное происшествие является результатом совокупного влияния многочисленных факторов, обычно среди них имеется какой-то один, оказывающий в данном месте наибольшее влияние и определяющий причину дорожно-транспортных происшествий. Поэтому материалы статистики дорожно-транспортных происшествий дают принципиальную возможность сравнительной оценки степени безопасности движения при разном значении каждого из элементов трассы и интенсивности движения по дороге. К широкому использованию статистических данных приходится прибегать потому, что в исследованиях в области безопасности движения исключается возможность постановки для накопления данных о происшествиях в разных условиях специальных натурных опытов по созданию опасных участков на дорогах. Поэтому целесообразны обобщение и анализ по единой методике статистических материалов разных стран. Эти данные неизбежно отражают влияние многих факторов — состояния дорожной сети, степени автомобилизации, природно-климатических условий, типов покрытий, специфики правил движения и даже национальных особенностей и темперамента водителей и то, что в разных странах погибшими при дорожно-транспортных происшествиях считаются умершие через разное количество дней после происшествия. Однако влияние этих факторов сглаживается, если пользоваться относительными характеристиками изменения количества дорожно- транспортных происшествий при изменении одного элемента дороги и приблизительно постоянных значениях остальных влияющих факторов. Расстояния между автомобилями и от колеса до края полосы движения, необходимые для уверенного и безопасного осуществления маневров встречи и обгона автомобилей, зависят от скорости их движения.

Глава 5. Взаимное сочетание элементов дороги и безопасность движения Фактические режимы движения транспортных потоков по дорогам определяются не только характеристиками отдельных элементов плана и продольного профиля, но и их взаимными сочетаниями. Абсолютное значение элемента трассы не всегда определяет режим движения и степень его безопасности. Так, например, степень опасности дорожно-транспортных происшествий на четырех кривых одинакового малого радиуса, расположенных в открытой равнинной местности, на извилистой горной дороге при недостаточной видимости, в конце затяжного спуска и на вершине подъема не одинакова и определяется разными причинами. На равнине при проезде одиночной кривой опасная скорость будет определяться соображениями устойчивости автомобиля против заноса. В горной местности скорость зависит от видимости на извилистых участках, поскольку значительный процент водителей, опасаясь неожиданного появления встречного автомобиля из-за поворота, преодолевающего кривую с заездом на полосу встречного движения, проезжает такие участки с пониженной скоростью, существенно меньшей допускаемой радиусом кривой. На затяжном крутом спуске можно опасаться чрезмерной скорости при въезде на расположенную в конце его кривую. Водители легковых автомобилей теряют на таких участках контроль за скоростью. Современные легковые автомобили, имеющие мощные двигатели, быстро разгоняются до высоких скоростей. На усовершенствованных ровных покрытиях это происходит незаметно для водителя. В то же время отсутствие мелькающих сбоку предметов, которые позволяют оценивать скорость на узких дорогах и в покрытой лесом местности, приводит к тому, что водители» полагаясь в оценке скорости больше на свой глазомер, чем на показания спидометров, сами того не замечая, развивают высокие скорости, приводящие к аварии. Опасные места сосредоточения дорожно-транспортных происшествий на дорогах обычно возникают на участках изменения режимов движения, необходимость которого бывает связана с тремя причинами: -изменениями скорости, вызываемыми требованиями безопасности движения (малый радиус кривой в плане, сужение проезжей части, ограниченная видимость, скользкое или неровное покрытие и т. п.); -обгонами легковыми автомобилями грузовых с недостаточной мощностью двигателя на больших продольных уклонах; -психологическим воздействием на водителя окружающего ландшафта или неожиданным резким изменением дорожных условий (въезд после движения по открытой местности в тоннель, в узкое ущелье с извилистой трассой, установленными знаками «Падение камней», отсутствие ограждений на крутом склоне и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: