ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

 

 

Модульное эссе

по дисциплине «Критическое мышление»

 

 

Автор:

студент Liberal Arts

группы 618

Сильянова Анна Сергеевна

 

 

Преподаватель:

Костричкин Александр Леонидович

 

Москва 2018 г.

 

Тема моего модульного эссе «Природа тоталитарных сообществ и их воздействие на сознание. Механизмы адаптации»

 

План.

1. Определение тоталитарного режима, характерные черты тоталитаризма, лидер.

2. Возникновение тоталитарного режима и постепенное принятие его обществом.

3. Сознание людей при тоталитаризме. Механизмы адаптации

4. Анализ статьи

5. Примеры

6. Мое отношение к тоталитаризму

 

1. Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - политический режим, стремящийся к полному контролю государственной власти над всеми сторонами общественной и частной жизни. Подразумевает под собой жесткую регуляцию систему образования, культуры, средств массовой информации, политической и экономической сферы. При таком режиме господствующей является одна партия, с четко сформулированной идеологией, которая поглощает личность коллективом и подчиняет интересы личностные «общественным», т.е тем, которые диктует государство. Для этого режима также характерен культ лидера, т.е самого диктатора и жесткий контроль над обществом с помощью обширного репрессивного аппарата.

Тоталитаризм – режим неоднозначный и противоречивый. Такие личности как И.В. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Мао Дзедун оказали влияние на становление тоталитаризма в своих странах. Эти люди, которых и любимы, и ненавистны одновременно, своими действиями и правилами уничтожили миллионы людей ради «великой идеи».

1.1 Характерные черты тоталитаризма.

1. Наличие определенной идеологии

2. Политическая система, подстроенная под идеологию

3. Наличие единой партии во главе с диктатором, обладающей государственным аппаратом

4. Проникновение государства во все сферы общественной жизни

5. Цензурирование всех средств массовой информации. Жесткие наказания за высказывание мнения, несовпадающего с правительством.

6. Манипуляция сознанием населения

7. Отрицание «морали» и подстраиваение общества под новые рамки «добра и зла»

8. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод и свобод;

9. Централизация экономики;

10. Потеря границ между личностью, государством и обществом

11. Массовые репрессии

 

1.2 Диктатор

Диктатор- человек, глава диктаторского режима, единоличный правитель государства, обладающий неограниченной властью и стоящий над законом..

Также не менее важны характерные черты лидера, так как не каждой человек имеет способность быть диктатором. Всем «вождям» или другими словами диктаторам, свойственны такие качества, как нетерпимость к чужому мнению, холерический темперамент и истероидность, развитый интеллект, нарциссизм, умение манипулировать, применяя свою прирождённую суггестивность.

Хочу отметить, что черты, указанные мною могут существовать в отдельном виде в каждом диктаторе, а могут и быть и другие. Но суть заключается в том, что каждый диктатор – властный человек, чаще всего с нездоровой психикой и слишком увлеченный своей властью. Такие люди не терпят критику, всячески избавляются от несогласных с ним.

 

2. Возникновение тоталитарного режима и постепенное принятие его обществом.

 

Стоит разобрать причины появление тоталитарного общества. Муссолини писал, что развитие средств коммуникации ведет к совершенствованию пропаганды, которая в свою очередь приводит к изменению общества в сторону тоталитаризма. В книге Беттельгейма Бруно. Просвещенное сердце рассказывается о том, какие люди возлагали надежды на стабильное и равное общество, где каждый может достигнуть того, чего он желает. На людей того времени влияли послевоенная нищета, потеря традиционных устоев и многие другие факторы. В подростках это породило желание создать общество, где у каждого будет возможность к самореализации, свобода личностного роста и гарантия хорошей жизни.

В статье Беттельгейма рассказывалось о том, как люди делятся на два лагеря при становлении тоталитаризма. Одни его принимают и одобряют, а другие в свою очередь всеми способами показывают свое негативное отношение к нему. Первый тип людей получал одобрение со стороны власти, а второй рисковал подставить свою семью, детей. В дополнение к тому, не у каждого человека была возможность не работать (как в примере с семьей государственного чиновника), как у жены того человека, а соответственно и на работе требовалось разделение взглядов власти, приверженность к определенной идеологии. Семейные конфликты от части порождали принятие ее мужем нового режима, хотя изначально он принимал взгляды жены. После же этот конфликт перекинулся и на детей этой пары, где мальчики заняли позицию отца, а девочка – матери. Девочка всячески сопротивлялась режиму, но после сама же устала от жизни в вечном конфликте и начала думать, что «тоталитаризм не так уж и плох». Кроме того, у подростков срывало привычный тип мышления то, что к их мнению начали прислушиваться, считаться с ним. В свою очередь это породило во многих из них одобрение доносов на родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление тоталитаризма происходило не одномоментно. Подобное понимание действительности постепенно внедряется в создание людей, подменяет понятия, с каждым днем увеличивая число приверженцев этого политического режима. Так, подростки, сами того не осознавая, создавали этот режим и были своеобразной его опорой, потому что расчёт шел именно на них. Некоторым взрослым людям было проще согласиться с новым режимом, чем пытаться идти против него (так как существовал риск потери работы, угроза собственной жизни и жизни семьи).

Куда проще убедить себя в чем-то, чем просто поменять свое поведение. Люди постепенно убеждали себя в том, что этом режим действительно нужный их стране, нужный этому времени и им самим.

Основой тоталитарного режима является некая высшая цель, которая убеждает людей расстаться с их прежними идеалами, принципами и традициями, ради той «общественной и общей цели», которую диктовало государство. Выбранная идеология объясняла, почему государство имеет неограниченные полномочия. Пропаганда использовалась вместе со новейшими средствами политического сыска для подавления инакомыслящих. Также стоит отметить неограниченный масштаб санкций в сторону людей, отрицающих верность режима. Результатом такой работы становилась массовая поддержка режима. Это достигалось путем ограничения личного пространства, а после его полную ликвидацию, в замен на «всеобщее».

 

3. Сознание людей при тоталитаризме.

 

Для тоталитарной системы свойственно господство определенной системы стереотипов, которые диктуют модель отношений между людьми, воспитания, образования и других сторон общественной жизни. Основные из них – это 1) приоритет всегообщего над личным 2)игнорирование психологических элементов морального сознания 3) идеализация идеи классовости морали. Сознание людей в тоталитарном обществе упрощает адаптацию к реальности, делает ее проще. Тоталитаризм создает иллюзию уверенности и порядка, а также отвечает на вопрос о смысле человеческого бытия.

Этому политическому режиму характерно разрушение личности в несколько этапов.

Во-первых, отсутствующие четкие правовые акты не предоставляют возможность человеку определить границы своих прав и обязанностей. Законы и нормы имеют неоднозначный характер и человека можно в любой момент уличить в их несоблюдении. При этом этапе человек теряет представление о достоинстве, о личных границах.

Во-вторых, происходит атрофия морального сознание, т.е потеря разграничений между «хорошо» и «плохо». Теперь подобные правила диктует правящая партия, но все происходит очень свободно и человек сам не может отличить плохое от хорошего. Хорошее равняется «одобрению», а плохое - «неодобрению».

В-третьих, разрушаются многие традиционные ценности.

В-четвертых, происходит пропаганда относительной истины. Кроме того, людям свойственно усложнять проблемы. Трудности жизни могут изображаться, как некое запутанное, создавая иллюзию, что в подобном может разобраться только «профессионал». Этим подрывается вера людей в собственную способность к размышлению.

Так у человека создается ощущение неуверенности в себе, если он живет без соответствия с ожиданиями других.

Бесспорно, это все происходит не одномоментно, а последовательно, благодаря насаждению нужному режиму идеологии образа мышления. Чем дольше господствует тоталитарный режим, тем больше людей подпадает под его влияние и становится приверженцем его идеологии.

 

3.1 Механизмы адаптации.

 

1) Рационализация – объяснение непонятного события и оправдание своего поведение, которая часто бывает направлено на сокрытие истинных причин.

2) Морализация – объяснение необходимости непонятного события. То есть почти тоже самое, что и рационализация, только с учетом объяснения.

Пример. В тоталитарном обществе часты массовые репрессии. В ходе них страдают многие. И причина, почему с семьями заключенных или расстрелянных прекращали общение крылась с страхе перед расправой, но люди часто находили этому логическое объяснение, то есть потеря интереса к общению и многое другое. При этом не теряя самоуважение к себе из-за страха признать себя боящимся, и не приобретали чувство вины.

3) Смещение – перенесение внимания с более важного на менее важны объект.

Пример. При коллективизации уполномоченные понимали, что с них огромный спрос, что за невыполнение плана они понесут наказание, и начинали срываться на тех, кто стоит ниже, т.е на крестьян.

4) Слияние – отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Пример. В тоталитарном сообществе человек, оказываясь перед силой государства, старается максимально сильно слиться с ним.

5) Идеализация – восприятие другого как всемогущего и всесильного.

Пример. Культ личности Сталина – наглядный пример идеализации.

6) Изоляция аффекта – удаление эмоций из сознания в определенных ситуациях.

Пример. Иллюстрировать это может и пьянство, и наркотики. Но более сильный пример, когда констатируют, что Сталин «убил» всего 8 млн. человек, а не 20 млн

. Тут важен сам уход в статистику. Это попытка подавить чувства.

7) Отрицание – уход от страха, отрицание фактов.

8) Вытеснение – вытеснение из сознания, забывание реальных вещей.

9) Раздельное мышление – неосознавание противоречий между двумя противоположными вещами

10) Самоограничение. Возникает, когда человек и не пытается пробовать себя в тех областях

11) Компенсация- прикрытие своих слабых сторон в одной сфере сильными сторонами в другой.

 

4. Анализ статьи.

Для анализа я выбрала статью Людмилы Новиковой «Механизмы защиты личности в условиях тоталитарного режима. В статье подробно анализируются защитные психологические механизмы, которые используют люди для адаптации при тоталитарном режиме (их я указала выше). С мнением автора я согласна, все эти механизмы вместе или по отдельности имеют место быть в каждом «тоталитарном создании». Также рассказывается система взаимодействия этих механизмов. По мнению автора, страх играет при тоталитарном режиме главную роль. Из-за этого фактора появляются защитные механизмы.

«Тоталитаризм стремится всех повязать преступлением (вынужденное стукачество, работа в партийных органах, выступления и голосования на собраниях, доносы ради карьеры)»

В этих словах автора содержится большой смысл, так как после этого строится логическая цепочка о том, как человек теряет свою личность, как из-за чувства вины он теряет самоуважение, а также одобряя свои действия, одобряет и режим.

Кроме того, в тексте показан пример, как люди теряли веру в сопротивление. Подробно описывается ситуация, как советское общество не имело положительных примеров сопротивления, а соответственно существовало убеждение, что сопротивление режиму бесполезно и бессмысленно.

Хочу также уделить большое внимание выводу, где говорится о том, что человек защищаясь от тоталитарного режима с помощью защитных механизмов психики, приспосабливается жить в этих условиях. Кроме того, эти механизмы изменяют человека, он привыкает с ними жить, продолжает их использовать и после падения режима. А это в свою очередь создает новые преграды в других условиях.

 

5. Примеры

Пример 1. Фрагмент из Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Момент, где брандмейстер говорит Монтэгу, что все должны быть одинаковыми, потому что только тогда мы будем счастливы. Также слова про то, что книга-это оружие, и неизвестно, что придёт в голову начитанному человеку завтра.

Этот пример четко иллюстрирует сознание человека с тоталитарном обществе и подтверждает мои вышесказанные слова. Человек ощущает себя таковым только в обществе. Он стремится к одобрению общества и живет в соответствии с ожиданиями других. Кроме того, сам человек не умеет оценить правильность своих действий (не понимает, где хорошо, где плохо) из-за существующей идеологии.

Пример 2. Роман Евгения Замятина «Мы», который был запрещен в советский период. В нем рассказывается про мир, где унифицировано все – жилье, одежда, мышление, чувства, где у людей нет имен, а вместо их только цифры. Момент в конце, где женщину мучают и пытаются вынудить выдать информацию, но она терпит все, не сдается.

Этот пример иллюстрирует то, что даже при тоталитарном режиме всегда есть люди, которые будут готовы рассказать все про малейшие правонарушения и те, которые пойдут против него. Но. Это чаще всего будет стоить им жизни, так как аппарат власти очень силен.

 

Пример 3. Пример из истории.

Сталин встретился с оппозицией XVII съезд ВКП(б) (1934). В тот момент его пытались отстранить от власти. Сталин был раскритикован, значительная часть была против Сталина. Это означало отставку Сталина с поста Генерального секретаря ЦК ВКП(б). Если бы ни одно но, Киров был выдвиженцем Иосифа Виссарионовича и добровольно отказался от должности. Таким образом итоги голосования были сфальсифицированы, и диктатор ос­тался на посту лидера партии. Этот момент можно считать окончательным в установке тоталитарного режима. После того, как Сталин занял эту должность, он прекратил регулярные съезды партии, начал расправку с инакомыслящими. Нашумевшим было дело и против троцкистско-зиновьевского блока, при котором соперники Сталина были обвинены в том, что они занимаются подрывной работой в СССР; позже были расправы с «бухаринцами» и сфабриковано «Ленинградское дело»

Этот пример демонстрирует, что «вождь» не терпел инакомыслия, всячески расправлялся с ним. В «Ленинградском деле» присутствовала почти вся верхушка Ленинградской партии, которая мыслила трезво.

 

 

6. Мое отношение к тоталитаризму.

Сформулировать отношение к тоталитаризму достаточно нелегко, но я максимально попробую это сделать.

Я считаю, что нельзя положительно относиться к этому режиму, так как террор – не имеет одобрения. Он заставляет людей жить в страхе, изменять своим принципам, себе, менять свое сознание. Люди не имели возможности пойти против системы, ничего поменять, так как тоталитаризм создает единый выбор, за неповиновение которому последует суровое наказание. Кроме того, любое посягательство на свободу личности также противозонно с точки зрения морали. Хотя трудно отрицать, что в те времена это считалось нормой, обыденностью. Не было четко прописанных законов и норм, что опять же подождало всеобщий страх перед наказанием, которое неизвестно за что будет.

Тоталитаризм – режим, который неизбежно придёт к краху. После падение режима миллионы людей с искалеченной психикой и неприспособленных к другой жизни, будет сталкиваться с трудностями адаптации, а некоторые из них попросту сойдут с ума из-за неспособности принять действительность.

С другой стороны, тоталитаризм можно рассмотреть с позиции режима, при котором человеку не нужно выбирать, не нужно думать над своей позицией, так как она ему уже предписана определённой идеологией. Человек не заморачивается над тем, как ему жить, за кого голосовать, кем быть, ведь ему четко это предначертано заранее,и он не имеет внутреннего конфликта, придерживаясь режима, к которому адаптируется постепенно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: