Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г.




Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

· Список приблизительных тем

Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?

2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?

4. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?

5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?

6.Быть родителями - это счастье или обязанность?

7. Что такое «конфликт поколений»?

8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?

Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?

10. Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?

На чём должны строиться взаимоотношения в семье?

12. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей?

13. Кто прав в споре двух поколений?

14. Роль семьи в жизни человека.

15. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?

16. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?

17. Прокомментируйте высказывание В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».

18. Согласны ли вы с высказыванием Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»?

19. Как вы понимаете слова Цицерона: «Каждому возрасту присущи свои особенности»?

20. Подтвердите или опровергните слова М. Наваррской: «Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену».

21. Верно ли утверждение Екатерины II: «Во всяком возрасте почитай родителей»?

22. Как вы понимаете слова Андре Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими»?

23. Прав ли Тристан Бернар, утверждая: «Сегодня родители больше всего хотят, чтобы дети их любили. Видимо, это работа над своими ошибками. Которую потом будут исправлять их дети. И эти качели не остановятся никогда»?

24. Что, на ваш взгляд, значит слова Д. Дидро: «Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца»?

25. «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов)

 

 

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г.

по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети»:

 

1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?

3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

5. Роль родительского наставления в жизни человека.

6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?

12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?

14. Является ли вечным спор поколений?

15. Всегда ли ценны заветы отцов?

16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.

17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?

18. Трудно ли быть взрослым?

19. Какую роль в становлении личности может играть семья?

20. Рождается ли истина в споре поколений?

21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?

22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?

24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?

25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?

26. Что значит быть взрослым?

27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?

28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?

29. Родители и дети: спор или диалог?

30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

31. Возможные темы сочинений:

32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?

33. Спор поколений — вечный или временный?

34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?

35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?

36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?

37. В чем заключается конфликт между поколениями?

38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?

40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?

41. Почему конфликт отцов и детей вечен?

42. Что такое преемственность поколений?

43. Почему отцы всегда поучают детей?

44. Почему разные поколения не понимают друг друга?

45. Почему нужно уважать старших?

46. К чему ведет конфликт отцов и детей?

47. Как помирить отцов и детей?

48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

50. Смысл названия романа «Отцы и дети»

51. Дети и детство в русской литературе

52. Современные проблемы детей

53. Любовь и дети

54. Роль семьи в жизни человека

55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).

56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).

58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).

59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

· Список литературы

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • Н. Аксенов «Отец»;
  • А.А. Алексин «Шаги» «Первый день», «Поздний ребенок», «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия»;
  • Р. Бредбери «Вельд;
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
  • И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»;
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»;
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные»;
  • И.А. Гончаров «Обык­но­вен­ная ис­то­рия», «Обрыв»;
  • С.Т. Аксаков «Детские года Багрова –внука»;
  • Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»;
  • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»;
  • В.К. Железников «Чучело»;
  • А.В. Иванов «Географ глобус пропил»;
  • Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»;
  • П.Ф. Нилин «Старик Завеев»;
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия»;
  • В.Ф. Панова «Сережа»;
  • Г.Н. Щербакова «А вам и не снилось»;
  • В.А. Каверин «Два капитана»;
  • М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера»;
  • М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий дон»;
  • А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»;
  • В.П. Катаев «Сын полка»;
  • К.С. Льюис «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»;
  • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды»;
  • Аристофан «Облака»;
  • Э. Бронте «Грозовой перевал»;
  • Х. Ли «Убить пересмешника»;
  • Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»;
  • У. Шекспир «Король Лир», «Ромео и Джульетта»;
  • Дж. Барри «Питер Пэн»;
  • Дж. Роулинг «Гарри Поттер и…» (все книги);
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»;
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»;
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»;
  • Л.Е. Улицкая «Зеленый шатер», «Лестница Якова», «Казус Кукоцкого», «Искренне ваш Шурик», «Медея и ее дети», «Бедные родственники»;
  • Г. Яхина «Дети мои»;
  • Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»»;
  • В.А. Петросян «Последний учитель»;
  • А.А. Лиханов «Обман»;
  • М. Зусак «Книжный вор»;
  • Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»;
  • Ф. Маккорт «Прах Анджелы»;
  • Дж. С. Фоер «Жутко громко запредельно близко»;
  • Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»;
  • Л. Монтгомери «Аня из Зеленых Мезонинов»;
  • У. Грум «Форрест Гамп»;
  • Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»;
  • К. Патерсон «Мост в Терабитию»;
  • А.В. Вампилов «Старший сын»;
  • П.В. Санаев «Похороните меня за плинтусом»;
  • Т. Драйзер «Финансист», «Американская трагедия»;
  • У. Голдинг «Повелитель мух»;
  • А. Гавальда «35 кило надежды»;
  • Р. Гальего «Белое на черном»;
  • Дж. Фитч «Белый Олеандр»;
  • Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»;
  • Э.Л. Войнич «Овод»;
  • Ю Несбё«Сын»;
  • Дж. Роулинг, Дж. Торн, Дж.Тиффани «Гарри Поттер и проклятое дитя»;
  • К. Уэбб «Наследие»;
  • Дж. Стейнбек «О мышах и людях», «К востоку от рая»;
  • А. Рэнд «Атлант расправил плечи»;
  • Р.Р. Сальмони «Я победил Гитлера».

· Цитаты для итогового сочинения

  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  • «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
  • «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет» (М. Твен).
  • «Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав» (Л. Питер).
  • «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало - своих родителей» (А. Конар).
  • «Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца» Неизвестный англичанин (XVIII в.).
  • «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей» (В. Ключевский).
  • «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы» (Н. Карамзин).
  • «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (И. Сократ).
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Большинство из нас становятся родителями, ещё не перестав быть детьми» (М. Маклофлин).
  • «Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям» (С. Батлер).
  • «Когда ребёнок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах» (Ф.с Хоуп).
  • «Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и послушных ангелочков» (В. Гжегорчик).
  • «Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними» (Э. Рузвельт).
  • «Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!» (Д.Б. Шоу).
  • «Брак - это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей» (Д.Б. Шоу).
  • «Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете» (Г. Уилер Шоу).
  • «Если ребёнок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку - уж не помирать ли он собрался» (Р. Эмерсон).
  • «Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол» (В. Миронов).
  • «Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату» (В. Аллен.)
  • «Когда имеешь дело с пятилетним ребёнком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя» (Д. Керр).
  • «Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители» (В. Брудзиньский).
  • «Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель - ребенка» (Ян Курчаб).
  • «Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление» (С.Е. Лец).
  • «Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой основе можно построить прочную семью» (О. Уайльд).
  • «Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую - дети» (К. Дарроу).

· Аргументы

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
  • А.Н. Островский «Гроза»
    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»
    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  • С. Есенин «Письмо матери»
    • В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  • А. Алексин «Раздел имущества»
    • Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.
  • Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»
    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  • М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»
    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  • М. Цветаева «Бабушке»
    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  • Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»
    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  • И.А. Гончаров Роман «Обломов»
    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  • «Поучения Владимира Мономаха»
    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», - говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  • Дж. Олдридж «Последний дюйм»
    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

 

 

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

· Список приблизительных тем

  • Что такое мечта?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Что общего между мечтой и реальностью?
  • Чем отличается желание от мечты?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Почему люди предают мечту?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Почему люди убегают от реальности?
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Все ли мечты должны сбываться?
  • Что означает «высокая мечта»?
  • Когда реальность разрушает мечту?
  • Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
  • Почему не все мечты сбываются?
  • В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
  • Когда мечта превращается в цель?
  • Можно ли убежать от реальности?
  • Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
  • Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
  • Мечтатель – это фантазер или глупец?
  • Нужно ли уметь мечтать?
  • К чему приводят мечты?
  • Как противопоставлены мечты и реальность?
  • Чем мечта отличается от цели в жизни?
  • Всегда ли нужно стараться воплотить мечту в реальность?
  • Столкновение мечты и реальности.
  • Прокомментируйте слова Н. Спаркса: «Ключи от счастья – это мечты, воплотившиеся в жизнь».
  • Согласны ли вы с высказыванием Г. Шульца: «Мечтая о чем-то малом, вы никогда не преуспеете в большом»?
  • Как вы понимаете слова М. Монро: «Глядя в ночное небо, я думала, что, наверное, тысячи девушек также сидят в одиночестве и мечтают стать звездой. Но я не собиралась беспокоиться о них. Ведь моя мечта не сравнится ни с чьей другой»?
  • 11.Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
  • 12. На какие мысли натолкнуло вас высказывание З. Фрейда: «Сны - отражение реальности. Реальность - отражение снов»?
  • 13. Поясните цитату Анны-Луизы Перемены де Сталь: «Как только исчезает мечта, то это значит, что её место занимает реальность».
  • Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
  • Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
  • Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
  • Может ли осуществление мечты принести разочарование?
  • Может ли целеустремленный человек мечтать?
  • Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
  • Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  • Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
  • Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  • Что такое «бегство от реальности»?
  • Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
  • О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
  • Как связаны между собой мечта и реальность?
  • Почему мечты не всегда становятся реальностью?
  • Мечтают ли реалисты?
  • Какого человека можно назвать «мечтателем»?
  • Может ли реальность порождать мечту?
  • Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
  • Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
  • Для чего нужны мечты?
  • Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
  • О чем мечтают герои русской литературы?
  • Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
  • Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

· Список литературы

  • А.П. Чехов «Чайка». «Крыжовник», «Вишневый сад», «Ионыч»;
  • М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»;
  • А.Н. Толстой «Аэлита»;
  • И.А. Ильф и Е.П. Петров «Золотой теленок»;
  • Х.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка»;
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»;
  • Е. Замятин «Мы»;
  • В.А. Каверин «Два капитана»;
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»;
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»;
  • Дж. Оруэлл «1984»;
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»;
  • М. Де Сервантес «Дон Кихот»;
  • Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Ранний успех», «Три часа между самолетами»;
  • Ш. Бронте «Джейн Эйр»;
  • Г. Флобер «Госпожа Бовари»;
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Соловей и роза»;
  • О. де Бальзак «Шагреневая кожа»;
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»;
  • Ч. Диккенс «Большие надежды»;
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»;
  • А. Азимов «Двухсотлетний человек»;
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»;
  • Дж. Уоллс «Замок из стекла»;
  • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»;
  • Р. Йейтс «Дорога перемен»;
  • А. Гавальда«35 кило надежды»;
  • Иэн Макьюен «Мечтатель»;
  • Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»;
  • А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»;
  • М. Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»;
  • А. Рэнд «Атлант расправил плечи»;
  • К. Патерсон «Мост в Терабитию»;
  • Ф. Кафка «Замок»;
  • В.М. Шукшин «Микроскоп»;
  • О. Генри «Мишурный блеск»;
  • Г. Гессе «Книжный человек»;
  • Р. Шекли «Лавка миров»;
  • Р. Матесон «Кнопка, кнопка»;
  • Дж. Джойс «Аравия»;
  • Г. Горин «Ежик- история о напрасной суете».

· Цитаты для итогового сочинения

Пословицы и поговорки о мечте и реальности:

· Без желания дела не сделаешь.

· Без мечты не проживёшь.

· Была бы охота — заладится любая работа.

· Дурак мечтает о богатстве, мудрец — о счастье.

· Мечта — крылья, не знающие усталости.

· Человек без мечты что птица без крыльев.

· Не всё сбывается, о чём мечтается.

 

Цитаты о мечте:

· «Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал» (М. фон Э.-Эшенбах).

· «Именно в мечтах рождаются новые идеи... Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека...» (А.С. Яковлев).

· «Надо мечтать, как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее» (М.М. Пришвин).

· «Есть две трагедии в жизни человека: одна - когда его мечта не осуществляется, другая - когда она уже

· «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты» (Э. Рузвельт).

· «Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней» (У.С. Моэм).

· «Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл» (А. Франс).

· «Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она высшая реальность? Она душа сущего» (А. Франс).

· «Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию» (А. Франс).

· «Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта!» (А.А. Блок).

· «Мечты слабых - бегство от действительности. Мечты сильных формируют действительность» (Ю. Бестер).

· «Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить» (А. Эйнштейн).

· «В горе, в несчастии утешают себя мечтами» (А. Гумбольдт).

· «Единственное, что разрушает мечты, это — компромисс» (Р. Бах).

· «Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако тебе, возможно, придётся для этого потрудиться» (Р. Бах).

· «Тот, кто мечтает, — предтеча того, кто мыслит. Сгустите все мечтания — и вы получите действительность» (В. Гюго).

· «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям» (В. Гюго).

· «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь» (В. Гюго).

· «Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании» (А.Н. Радищев).

· «Провидению не задают вопросов. Если действительность недоступна, чем плоха тогда мечта? » (Р.Б. Марсианские хроники).

· «Действительность плохо вяжется с мечтами...» (П. Коэльо).

· «Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете» (П. Коэльо Алхимик).

· «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался» (П. Коэльо «На берегу»).

· «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого» (Л.Н. Толстой).

· «Воспоминание — это мечта о прошлом. Мечта — это воспоминание о будущем» (О. Муравьева).

· «Все мы мечтаем о каком-т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: