Социально-психологическая адаптация первоклассника




Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, продолжающийся в среднем от 10-18 дней до 1-3 месяцев школьной жизни и сопровождающийся определенными изменениями в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно.

Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

Низкий уровень. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки его жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение.

Фактически низкий уровень адаптации – это уже проявление того состояния, которое обозначают как «школьная дезадаптация». Понятие «психологическая школьная дезадаптация» определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивающий учебную и внеучебную активность ученика (по В.В. Кагану).

Изучая поведение шестилетних и семилетних первоклассников Т.В. Дорожевец обнаружила три стиля адаптации: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.

Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды. Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.

Различно поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующие в основном типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее адаптированным к учебной деятельности и нормам школьной жизни. Но часто дети несамостоятельны, пассивны, теряют свои интересы, не защищают их. Положительные оценки их деятельности со стороны педагогов, способствуют формированию позитивной Я-концепции детей этой группы.

Дети с ассимиляционным стилем, которые игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные педагогические оценки в присутствии сверстников ведут, как

правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.

Особенно трудно приходится детям с незрелым стилем адаптации, когда он обусловлен недостаточно развитой волей. Они не способны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни.

Анализ нарушений социально-психологической адаптации ребенка к школе позволил выделить наиболее характерные психозащитные реакции: активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность и неуверенность в себе.

В числе факторов, способных затормозить формирование психологической готовности к школе и затруднить адаптацию ребенка к школе, можно назвать особенности семейной микросреды, семейного воспитания, особенности процесса обучения, отрицательный стиль отношения педагога к детям, психологическая дезадаптация ребенка в детском саду.

Благоприятное воздействие на адаптацию оказывает психологическая готовность к школе, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, положительный стиль отношения педагога к детям.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста.

 

Задачи:

49. Для периода младшего школьного возраста от 6 до 10 лет, границы которого совпадают с обучением в начальной школе, наиболее приемлемыми являются такие виды общения как личностное и деловое. В этот период в разноплановом общении и новой учебной деятельности реализуется весь потенциал ребенка. В учебной деятельности, направленной на саморазвитие, происходит усвоение новых знаний и умений. С помощью делового общения ребенок учится налаживать контакт и развивать свои коммуникативные способности, потому как деловое общение характеризуется взаимодействием между людьми, которые выполняют совместную работу или учувствуют в одном виде деятельности. С поступлением в школу общение становится социально-ориентированным, обслуживающим потребность в выполнении важных дел, способствующим организации общественных форм жизни.

50. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться.

51. У ребенка абсолютный авторитет к учителю, что нормально для их возраста. Дети готовы выполнять задания так, которые им посильны, полученные от учителя. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.

 

52. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.

53. В начальной школе можно наблюдать, как одни дети сравнительно быстро приступают к работе по заданному образцу, добросовестно выполняют инструкции учителя, другие — постоянно обращаются за помощью, задавая много вопросов. У какой группы учащихся выше готовность к школьному обучению?

· У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение.

54. Можно наблюдать, как отдельные учащиеся во время урока устного счета пересчитывают пальцы на своих руках. О чем говорит подобное поведение учащихся?

· Это говорит о том, что данные ученики еще затрудняются проводить счет в голове, им еще нужны внешние опоры (пальцы).

55. Младшим школьникам очень трудно сосредоточивать внимание на непонятном сложном материале. В чем причина? Как должен действовать учитель?

· У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющих какие-то яркие особенности: красочность, звучность, подвижность и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: