Пясецкая Екатреина Леонидовна
Тема: Диагностика протекания процесса адаптации первоклассников. Изучение диагностического инструментария. Социально-психологическая адаптация первоклассника
Суть процесса адаптации первоклассников
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации | Факторы физиологической адаптации | Факторы психологической адаптации |
1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. 2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе. | 1. Высокая работоспособность. 2. Хороший сон и аппетит. 3. Отсутствие симптоматических заболеваний | 1. Нет перепадов настроения и капризов. 2. Присутствует положительная мотивация к обучению. 3. Овладение основными навыками учебной деятельности. 4. Готовность к самооцениванию. |
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Диагностика проводится в несколько этапов.
1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
· уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
· степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
· стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
· уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
· определяются дети, попадающие в группу риска;
· вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
· малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
· индивидуальных консультаций; · родительского собрания.
5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
· групповые занятия;
· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
· индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности.
Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:
· опрос родителей;
· интервьюирование учителей;
· изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.