Суть процесса адаптации первоклассников




Пясецкая Екатреина Леонидовна

Тема: Диагностика протекания процесса адаптации первоклассников. Изучение диагностического инструментария. Социально-психологическая адаптация первоклассника

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации Факторы физиологической адаптации Факторы психологической адаптации
1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. 2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе. 1. Высокая работоспособность.     2. Хороший сон и аппетит.     3. Отсутствие симптоматических заболеваний 1. Нет перепадов настроения и капризов.   2. Присутствует положительная мотивация к обучению.   3. Овладение основными навыками учебной деятельности.   4. Готовность к самооцениванию.

 

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Диагностика проводится в несколько этапов.

1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:

· уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

· степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;

· стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

· уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.

3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:

· определяются дети, попадающие в группу риска;

· вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

 

4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:

· малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);

· индивидуальных консультаций; · родительского собрания.

5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:

· групповые занятия;

· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;

· индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.

7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.

8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности.

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

· опрос родителей;

· интервьюирование учителей;

· изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: