Характерологический опросник К. Леонгарда




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Общая психология
 
  На тему   Темперамент, способности, характер
   
     

 

  Выполнила обучающаяся: Зинченко Екатерина Владимировна
   
  Направление подготовки / специальность: 37. 05. 01 Психология
   
  Курс: 2
  Группа: 341709
    Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, кандидат
    психологических наук
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   М. Л. Кубышкина
    (подпись руководителя)  

 

Архангельск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задание 1…………………………………………………………………………...  
Задание 2…………………………………………………………………………...  
Задание 3…………………………………………………………………………...  
Список использованных источников…………………………………………….  
   
   

 

 

Вариант 5

ЗАДАНИЕ 1

1. В чем новизна модели свойств темперамента В.М.Русалова, а в чём её преемственность по отношению к подходу И.П.Павлова?

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И. П. Павлов, который рассматривал темперамент как тип высшей нервной деятельности.

Экспериментальные ситуации показали, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких свойств И. П. Павлов выделил 3:

1. Сила нервной системы − абсолютная сила процессов возбуждения и торможения;

2. Уравновешенность нервной системы − степень соответствия силы возбуждения силе торможения или баланс между этими процессами;

3. Подвижность нервных процессов − скорость смены возбуждения торможением и, наоборот, скорость переделки положительных и отрицательных условных рефлексов.

Основные положения, на которых строилась концепция Павлова:

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.

2. Это свойства нервной системы могут или, лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.

3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.

4. Сочетания основных свойств образуют четыре основных типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВНД).

5. Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В. М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:

- темперамент не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);

- темперамент характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

- темперамент универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

- темперамент рано проявляется в детстве;

- темперамент устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

- темперамент высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной);

- темперамент является наследуемым.

В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

1. Эргичность (энергичность) – степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе.

2. Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.

3. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций, движений.

4. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

Таким образом, преемственность теории В. М. Русалова по отношению к подходу И. П. Павлова заключается в опоре на свойства нервной системы. В. М. Русалов, развивая идеи И. П. Павлова так же считает, что темперамент высоко коррелирует со свойствами нервной системы. Что касается новизны подхода: И. П. Павлов рассматривает темперамент исключительно с физиологической точки зрения, теория В. М. Русалова является психофизиологической, так как он разделяет темперамент на динамическую и содержательную сторону. Также В. М. Русалов говорит о разном проявлении свойств темперамента (эргичность, темп, пластичность, эмоциональность) в различных сферах (предметная деятельность, социальная активность, интеллектуальная деятельность).

2. Какими методами и методиками можно изучать темперамент?

Опросник Айзенка. Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Айзенк предложил в качестве базисных два пара­метра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Как правило, типы темперамента в жизни в чис­том виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем их сочетании.

В качестве дополнительной методики может использоваться Темпинг тест, который применяется для исследования типа нервной системы.

Таким образом, изучение темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования.

Опросник Б. Н. Смирнова. Опросник Б. Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию – интроверсию, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую).

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу. Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова. Методика позволяет определить уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента. Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Для точного изучения темперамента человека в совокупности следует применять методы объективных (аппаратурные измерения, наблюдение) и методы субъективных (опросники) измерений.

 

3. В чём особенность методики интеллекта Равена по сравнению с другими методиками интеллекта?

В основу заданий тес­та Равена положены теория гештальта и теория интеллекта Спирмена. Предполагается, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ и находится недостающая часть изображения.

В качестве материала были выбраны абстрактные геометрические фигуры с внутренним рисунком, организованным по определенному закону.

Были сконструированы три основных варианта теста: 1) более простой цвет­ной тест, предназначенный для детей от 5 до 11 лет, 2) черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет, 3) вариант теста, предназначенный для лиц с высокими интеллектуальными достижениями.

Тест может проводиться как с ограничением времени выполнения заданий, так и без ограничения (по желанию исследователя).

В цветном варианте теста используются три серии, различающиеся по уров­ню трудности. В каждой серии – 12 матриц. Второй вариант состоит из 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 заданий, расположенных по возрастанию трудности. Трудность заданий возрастает от серии А к серии Е. Первые 5 заданий серии А испытуемый выполняет с помощью экспериментатора, остальные – самостоятельно. Испы­туемый должен выбрать правильный ответ из 6-8 предложенных. Число вариан­тов ответа увеличивается по мере возрастания трудности серии.

Преимуществами теста Равена являются:

- хорошая теоретическая и методологическая обоснованность теста;

- конструктивная однородность тестовых заданий;

- быстрота проведения и относительная лёгкость в обработке результатов тестирования;

- возможность проведения обследования групп и отдельных испытуемых, различающихся по определенным параметрам.

 

4. В чём различия в формировании общих и специальных способностей?

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности (способности к обучению, общие умственные способности человека, способности к труду). Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т. д.).

С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Человек не рождается на свет с готовыми способностями. Они развиваются у него в течение жизни. То, что у одного человека развились одни, а у другого другие способности, обусловливается воспитанием и деятельностью человека. Однако, нельзя рассматривать их развитие как полностью не зависящее от организма человека. Особенности строения организма человека играют роль в развитии его способностей.

Многие способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных физических данных. Например, строение слухового анализатора важно для развития музыкального слуха; особенности в строении голосовых связок в известной степени обусловливают развитие способности пения; врожденные особенности двигательного аппарата могут благоприятствовать развитию определенных спортивных способностей и т. д.

Это справедливо и в отношении интеллектуальных способностей, для развития которых большое значение имеют особенности функциональной деятельности мозга: его большая пли меньшая возбудимость, подвижность нервных процессов, быстрота образования временных связей и т.д..

Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов:

1. Созревание органических структур. П.ериод от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

2. Сенситивный период. Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности (развитие устной речи, овладение чтением). Становление и развитие специальных способностей.

3. Становление специальных способностей (таких как рисование, владение иностранным языком, ручной труд и др.).

5. Какова роль биологического фактора в формировании характера?

Формирование характера - это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.

Формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Характер не является врожденным, но особенности природной организации человека отражаются как на процессе его формирования, так и на его проявлениях. Биологическое в характере - это его физиологические и генетические основы. На характер влияют тип нервной системы, особенности организма и функционирование других систем (сердечно-сосудистой, эндокринной и др.).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Наличие генетических основ характера подтверждают факты научного исследования: сходство характеров, прослеживаемое в родословных линиях; связь характера с конституцией, особенно в его патологических формах; открытие генов, «отвечающих» за возможность развития определенных черт характера.

6. Как связаны черты характера и отношения личности?

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для личности способы поведения.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Характер человека проявляется в следующих системах отношений:

- с другими людьми. Именно в этих отношениях могут проявиться такие черты характера, как правдивость или лживость; вежливость или грубость, общительность или замкнутость;

- к труду. Здесь обнаруживаются такие черты, как лень или трудолюбие. ответственность и безответственность;

- в самооценке. Проявляются такие качества, как самокритичность, самоуверенность, эгоизм;

- к вещам. Проявляются такие черты, как бережливость или расточительность, щедрость или жадность.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Персонаж: Владимир Маяковский.

Согласно воспоминаниям, Владимир Маяковский был человеком напористым и самоуверенным, однако, в то же время очень чутким, ранимым, чувственным человеком. «Был очень чувствителен к малейшей обиде, фальши, лицемерию и проявлениям других чувств к нему со стороны окружающих. Была как бы обнаженность чувств и впечатлений» (Л. Ю. Брик).

Он был ревнив и нетерпелив – если ему хотелось что-то, то нужно было сделать это прямо здесь и сейчас. Был очень настойчив и напорист в своих желаниях и влечениях, они властвовали над ним, «для достижения цели был способен к наскоку, штурму» (Л. Ю. Брик). «Эмоция в нём всегда была сильнее разума» (В. Г. Шершеневич)

Вследствие слабости и недостаточности сознательно-волевого контроля и задержки, проявления его эмоционально-аффективной сферы принимают несдержанный, необузданный характер. Маяковский способен давать очень бурные проявления своих переживаний, например, плакать, рыдать. Он вспыльчив и резок.

В. Маяковский «Обладал очень богатым воображением и необузданной фантазией, была склонность все доводить до крайних предельных степеней, до гротеска» (Л. Ю. Брик). Он был склонен к гиперболизму, который ярко сказывался в его поступках и действиях, например, он подарить вместо букета охапку букетов, вместо коробки конфет – несколько коробок. Г. Катанян рассказывает об одном из случаев: в магазине ей очень понравились вышитые носовые платочки, узнав об этом, Маяковский едва ли купил для неё все платочки, которые имелись в этом магазине. Для друзей он был очень щедр на подарки.

Отмечают, что к врагам, противникам его взглядов он относился свирепо, грубо.

Он обладал лидерскими качествами, был душой компании, стеснительность абсолютно была ему не свойственна. Об этом говорит Л. И. Жевержеев: «Я не помню случая, чтобы в его присутствии бывало скучно. Еще меньше можно было в его присутствии хандрить. Маяковский всегда чувствовал, если кому-либо из окружающих его в данный момент грустно или тяжело. Он с необычайным тактом умел когда шуткой, когда ловкой переменой темы разговора рассеять и развеселить».

Маяковский обладал огромным эмоциональным диапазоном: «Хотите – буду от мяса бешеный, – и, как небо, меняя тона – хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах». В. В. Полонская пишет: «Вообще у него всегда были крайности. Я не помню Маяковского ровным, спокойным: или он искрящийся, шумный, веселый, удивительно обаятельный, все время повторяющий отдельные строки стихов, поющий эти стихи на сочиненные им же своеобразные мотивы, – или мрачный и тогда молчащий подряд несколько часов. Раздражается по самым пустым поводам. Сразу делается трудным и злым».

Воспоминания близких людей также свидетельствуют о его педантичности, аккуратности, пунктуальности, точности, организованности. «Я не знала человека более точного, более верного своему слову, назначенному часу, назначенному делу, чем Маяковский. Не было случая, чтобы он «подвел», опоздал, не пришел. И ведь никто не регламентировал его время, его работу» (Р. Райт). «Был он очень аккуратен. Вещи находились всегда в порядке, у каждого предмета – определенное, свое место. И убирал он все с какой-то даже педантичностью, злился, если что-нибудь было не в порядке» (В. В. Полонская).

В. Маяковский отличался подвижностью, энергичностью, активностью, очень любил ходить, путешествовать, не любил сидеть на месте.

Проанализировав характер В. Маяковского можно сделать вывод, что у него присутствуют черты, характерные для нескольких типов акцентуаций: Педантичный (аккуратность, пунктуальность, ответственность), возбудимый (ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, гневливость, нетерпимость), циклотимический (смена гипертимических и дистимических состояний, огромный эмоциональный диапазон: бурные проявления переживаний, либо шумный, веселый, либо, мрачный, трудный).

Источники:

1. «Владимир Маяковский. Третий лишний». Документальный фильм. https://www.1tv.ru/doc/pro-zhizn-zamechatelnyh-lyudey/vladimir-mayakovskiy-tretiy-lishniy

 

2. Фокин П. Е. «Маяковский без глянца» https://biography.wikireading.ru/193829

 

ЗАДАНИЕ 3

Характерологический опросник К. Леонгарда

Описание:

Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.

Предлагаются утверждения, касающиеся характера (Всего 88 утверждений). Если испытуемый согласен с утверждением, ставится знак «+», если нет – знак «-».

Полученные результаты:

Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Тип Кол-во баллов
Гипертимический  
Возбудимый  
Эмотивный  
Педантичный  
Тревожный  
Циклотимический  
Демонстративный  
Неуравновешенный  
Дистимический  
Экзальтированный  

 

Согласно полученным результатам, у меня преобладает Эмотивный и Тревожный типы. Их характеристика:

Эмотивный тип: эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Обычно людей эмотивных называют "мягкосердечными". Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, произведениями искусства. Для этих людей характерна слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной новости. Так же легко у них появляются слезы радости.

Незначительный успех может привести такого человека в восторг, а пустячная неудача - в глубокое депрессивное состояние. На эмотивную личность воздействие оказывает только само переживание, вызывая абсолютно адекватную эмоциональную реакцию без переходящих настроений.

Тревожный тип: неспособны отстаивать свою точку зрения в спорах. Отличаются робостью, в которой чувствуется покорность, униженность. Внутренняя неуверенность в себе. Возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза. Боязливая робость может иногда перейти в доверчивость. К робости присоединяется пугливость. Пугливость сопровождается как правило повышенной возбудимостью автономной нервной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: