Описание:
ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.
В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.
Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить.
Полученные результаты:
х | |||||||||||||||||||
х | х | ||||||||||||||||||
х | х | х | |||||||||||||||||
х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||
х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||
х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||
х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
Г | Ц | Л | А | С | П | Ш | Э | И | Н | К | О | Д | Т | В | Е | d | М | Ф |
Согласно полученным результатам, у меня преобладает смешанный тип: Сенситивный – Шизоидный. Характеристика этих типов:
Сенситивный тип: у этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Самооценка отличается высоким уровнем объективности.
Шизоидный тип: главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, последние предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством, и нередко необычностью, изысканностью. Самооценка обычно неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. Замкнутость и сдержанность в проявлении чувств иногда помогают неплохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами.
Результаты обеих методик сопоставляются между собой. Грубых различий нет. В целом можно сказать, что большинство характеристик полученных типов совпадают со внутренним самоощущением.
Общий вывод по методикам:
Опросник К. Леонгарда достаточно прост как в прохождении, так и в обработке результатов. Опросник А. Е. Личко гораздо объёмнее: он проходит в 2 этапа, прохождение занимает больше времени, имеет отличия по своей структуре, имеет трудоёмкую обработку, выявляет большее количество показателей в результате, следовательно, результаты показывают не только тип акцентуации характера (например, определение конформности, определение негативного отношения к исследованию, определение отражения реакции к эмансипации и т. д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. -249 с.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. В. М. Лещинская / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 541 с.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А. Е. Личко. - М.:Речь, 2013.-256с.
5. Психология индивидуальных различий: тексты, (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др.) -М.: 1982. С.367-754.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989.