В Милане. Леонардо да Винчи ученый, изобретатель и инженер.




 

 

Моро старался привлечь к своему дворцу лучших инженеров своего времени. Он любил каждого, кто попадал к нему в Милан с титулом художника или ученого. Его интересовали и военные изобретения. Моро был поражен и покорен письмом да Винчи. Он зачислил его в коллегию, герцогских инженеров, где до Леонардо уже работало человек десять из числа лучших представителей инженерной профессии во главе с Дольгебуоно и Браманте.

И Браманте и Леонарде – великий архитектор и великий живописец – не работали в своей отрасли, а работали инженерами.

Леонардо да Винчи приехал в Милан с огромными знаниями, в самых разнообразных отраслях. Но еще более огромно было стремление расширить эти знания по всем возможным направлениям, углубить их и привести в систему.

Леонардо изобрел и делал рисунки в области техники: мельники, сукновальные машины, механический прялок и многие другие приборы для промышленности.

Он обдумывал удобные пути сообщения между городами. Так он поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию. Существуют реальные планы и решение к этому проекту.

Наряду с техникой, художественной, промышленной и военной Леонардо да Винчи отдавал много внимания и времени анатомии.

Инженер, механик, анатом, перспектив нет. Во всякой области, оставшейся предметом его изучения, он расширял и углублял свои знания. Проверял их на опыте и проводил в связь с математикой. Он был творцом и каждое свое творение он исследовал и проверял опытным путем.

Моро это оценил. Так как угрозы войны в это время не было, Леонардо не пришлось испробовать свои военные изобретения, но Моро узнав его ближе поручил ему две серьезные работы.

Первое дело укрепления и украшения миланского кремля – огромного сооружения с бесчисленными зданиями, с мощными стенами, с бастионами и рвами, считавшимися неприступными. Но так как война не угрожала, казалось, надолго, и Леонардо заботился больше об украшении: ведь в Кастелло находились и дворцы, где жили и герцог и приближенные герцога, и советники Моро. Там же находились и арсеналы, и архивы, и казначейство, и знаменитая "Бастилия сокровищ".

Леонардо радикально подошел к этому делу, он не только украшал, но и укреплял Кастелло, пересмотрел системы рвов и внутренних стен, стараясь сделать их еще более мощными. На фасаде он возвел высокую башню, покрывающую сферическим куполом.

А параллельно Леонардо занимался старым, но еще актуальным вопросом: как достраивать Миланский собор. Моро заказал проекты покрытия собора. Леонардо представил свой проект. Его проект предполагал большой стрельчатой формы купол, украшенный снаружи готическими пинолями. Он даже получил гонорар за проекты. Но потом передавая им другим архитектором. И вскоре перестал думать о соборе. Его отвлекли другие дела.

В июне 1490 года он получил приглашение из Павии приехать туда и высказать свое мнение по поводу постройки тамошнего собора. Леонардо пробыл в Павии до декабря, о соборе думал мало, если думал вообще, рисовал совсем другие Павийские здания, показавшиеся ему интересными, ездил на берега Тичино, чтобы изучить движения воды. Он очень много времени отдавал изучению воды, в его тетрадях подробно описывал все наблюдения. Свое рукописи он возглавил "Книга о воде", "Книга 1. О воде как таковой", "Книга 2. О море", "Книга 3. О подземных реках", "Книга 4. О преградах", "Книга 5. О предметах, помещенных в воду", "Книга 6. Об исправлении рек", "Книга 7. О водоворотах", "Книга 8. О каналах", "Книга 9. О машинах, приводимых в движение водой", "Книга 10. О подъеме воды", "Книга 11. О материи, уносимой водой". Движение воды заинтриговало Леонардо. Вихри в воде он называл "космическим дыханием океана".

Из Павии его вызвало письмо герцогского секретаря, требовавшее, чтобы Леонардо срочно вернуться в Милан по случаю предстоящей свадьбы: Лодовико Моро с Беатриче д'Эсте.

Моро начал настаивать, чтобы Леонардо по -серьезному принялся за памятник его отцу. Он принялся за дело, но, как всегда, его увлекли научные вопросы, возникшие при изготовлении глиняной модели. Лепка не двигалась. Моро решил нанять другого мастера. Узнав об этом, Леонардо пообещал, что если не статуя, то ее модель будет вскоре готова. Он сдержал свое слово. В 1493 году статуя из глины стояла на площади в Кастелло. Восторг был всеобщим, но мы лишены возможности видеть ее, потому что статуя никогда не была отлита в бронзе, а модель погибла. В альбомах Леонардо есть несколько набросков памятника, но как она была изображена с полной уверенностью сказать невозможно. Может быть она изображала вздыбленного коня, попирающего копытом воина, победитель простирал герцогский жезл. Это был великий кондотьер Франческо Сорорце. А может Леонардо изобразил Франческо в более спокойной позе.

 

 

"Мадонна в гроте"

 

Ни инженерные и архитектурные дела не помешали Леонардо посвящать свои силы серьезным живописным работам, в которых несомненно созревал его стиль и созревал он сам как художник.

Одной из живописных работ на тот период была "Мадонна в гроте". Об этой картине много спорили, говорили что она не принадлежит кисти Леонардо. Сейчас картина находится в Лувре. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов.

Композиционная идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц – Мадонна, ангела и двух младенцев – представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота.

Его композиционное новшество повлияет на многих художников, таких как Рафаэль, Микеланджело и многих других. Леонардо не писал нечего и своих новшествах первой композиции. Он охотно набрасывает свои мысли о том, как нужно планировать изображение бури, потопа, битвы и прочее, но о композиционных формулах он молчит. Молчит в писаниях, но разверстывает их все более и более убедительнее в картинах.

На картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих – человека и сына Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

 

"Тайная вечерия"

 

Картина подготавливалась долго и писалась не сразу – несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого взгляда, но, когда он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

Картина огромной силы. В ней Леонардо воплотил все решения многочисленных живописных задач, с упорством он нашел в себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года.

К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря.

Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет очень нелегко, если вообще возможно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: