Зависимость развития туризма в регионе от туристских ресурсов




Введение

Туристический бизнес держится на четырех составляющих: капитал, технологии, кадры, туристические ресурсы.

Провести объективную оценку различных территорий для повышения эффективности развития турбизнеса помогает исследование тур ресурсов, представляющих собой специфическую совокупность природных и созданных человеком явлений и объектов окружающей среды, годных для туристской и экскурсионной деятельности; которая сконцентрирована на улучшении здоровья туристов, их эмоционального состояния, а также на содействии их духовному расслаблению и развитию.

Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социально-культурного образования, в пределах которого она расположена (Т. В. Николаенко). В понятие рекреационного потенциала входит понятие «условия и факторы развития рекреационной деятельности».

Страны, обладающие богатым туристским потенциалом, то есть благоприятным для отдыха климатом, величественными картинами природы, широким ассортиментом возможностей для лечения и развлечения туристов, специализируются на международном туризме и экспортируют разнообразные туристские услуги.

Развивающиеся страны, в том числе и Россия, а также Самарская область в числе ее крупнейших регионов, пока что не входят список первых стран на международном рынке туристических услуг. Однако и для этих стран является важным осознание и реализация потенциальной возможности развития международного туризма, особенно его въездной части благодаря правильной координации тур ресурсов.

Отсюда вытекает актуальность работы основной целью, которой является анализ современного состояния и перспективы развития туристского ресурса г. Тольятти. С учетом этого в качестве основных задач исследования были определены следующие:

- на основании теоретических исследований литературы дать определение понятию туристские ресурсы;

- описать виды туристских ресурсов

- рассмотреть зависимость развития туризма в регионе от туристских ресурсов.

Практическая значимость заключается в проведении анализа современного состояния и перспективы развития туристского ресурса г. Тольятти.

Цель курсовой работы – провести анализ туристских ресурсов г. Тольятти.

Основные задачи выполнения работы:

- Изучить и проанализировать литературу по теме;

- разработать практические рекомендации по решению проблем использования туристских ресурсов для развития внутреннего туризма в г. Тольятти;

- разработать тур по г.о. Тольятти.

 

 

Часть 1. Теоретические основы использования туристских ресурсов для развития внутреннего туризма

1.1. Понятие и виды туристских ресурсов

В первую очередь тур ресурсы следует разделить на социально-экономические и природные. Далее природные тур ресурсы можно классифицировать по пяти основным видам: водные, климатические, лесные, геоморфологические, зоологические.

В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе.

Отметим, что к социально-экономическим туристским ресурсам следует отнести: историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи, храмы и т. д.) этнографические, политические, производственные, кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Предлагается также классификация туристских ресурсов, основанная на их подразделении на непосредственные и косвенные ресурсы. Непосредственные можно представить как ресурсы, которые используют сами туристы в процессе отдыха. Для исследования и заимствования непосредственных тур ресурсов, без которых туристская отрасль не будет функционировать нормально, используют косвенные тур ресурсы: финансовые, сырьевые, материальные, энергетические, трудовые и другие. Таким образом, данный вид ресурсов является вторичным. Эта классификация иллюстрирует специфику использования ресурсов на туристической территории, а также акцентирует ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов.

Туристские ресурсы (ТР) включают следующие основные элементы тур отрасли: культурные, природные, исторические и другие объекты данной территории, составляющие основу туристического продукта страны, региона, города. Тур ресурсы формируются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения тур ресурсов применяются следующие механизмы:

1. Формируется реестр этого вида ресурсов, включающий: 1)порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учётом предельно допустимых нагрузок; 2)классификацию и оценку ресурсов; 3)режим охраны ресурсов мероприятия, а также источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов.

2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, включающий: 1)порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории; 2)оценку и картографические характеристики территорий; 3)порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности; 4)порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития.

Туристские ресурсы характеризуются такими важнейшими свойствами, как: климатические условия, доступность, степень изученности, привлекательность, пейзажные характеристики, экскурсионная значимость, потенциальный запас, социально-демографические характеристики, способ использования.

 

Зависимость развития туризма в регионе от туристских ресурсов

Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяй­ства, на которую приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммар­ных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов, 6% всех рабочих мест и 5% всех налоговых.

Туристский бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам, в числе которых: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рента­бельности и минимальный срок окупаемости затрат, возможность использования в туристской деятельности природных и культурных достопримечательностей, особенностей городов и регио­нов. В индустрии туризма динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увели­чению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства. Кроме того, развитие туризма нужно рассматривать еще и с позиции развития человека как индивидуума, с его потребностями в познании окружающего мира.

В настоящее время в России ежегодно за рубеж выезжает около 15 млн. граждан, т.е. на одного внутреннего туриста приходится 10 выезжающих за рубеж, однако намечаются положительные сдвиги в сторону развития внутреннего туризма.

В Тольятти создана определенная база для развития ту­ризма: гостиницы, базы отдыха (54 ед. различной ведомственной принадлежности), санатории с хорошей лечебной базой (12 ед. различной ведомственной принадлежности), конкрет­ными туристскими организациями разрабатываются и реализуются экскурсионные и рек­реационные программы.

Однако развитие туристской отрасли в городе Тольятти (как и в целом по России) сдержи­вается главным образом недостатком внимания к этой сфере деятельности, отсутствием проду­манной единой стратегиитуризма, дефицитом квалифицированных кадров, низким уровнем туристского сервиса, недостаточным использованием местногоисторико-культур­ного наследия. Это может привести к упадку или полному уничтожению существующей базы ту­ристских ресурсов и туристской деятельности, направленной на обеспечение туризма. В частности, 20 из 54 баз отдыха г. Тольятти в 1997 году не функционировало.

Согласно Концепции туризма г. Тольятти, туристские ресурсы - совокупность природных, исторических, социально - культурных объектов, объектов туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических и интеллектуальных сил.

Развитие туризма в Тольятти, как универсального, демократичного, доступного сред­ства формирования здорового образа жизни, оздоровления населения, воспитания молодежи, профилактики правонарушений, алкоголизма и наркомании, улучшения имиджа города, как нельзя лучше соответствует целям и задачам российского и мирового туристского движения.

Для того чтобы туризм стал неотъемлемой частью экономики города, необходимо созда­ние городскойиндустрии туризма.Анализ роста туристской активности позволяет сделать вывод о необходимости поисков путей развития туристской деятельности в городе Тольятти, который, учитывая его выгодное с точки зрения туризма местоположение, природные, историко-культурные и другие ресурсы, в недалекой перспективе может превратиться в центр развитого туризма.

В целом, следует сделать вывод о богатой структуре туристских ресурсов города Тольятти, которая представлена рядом известнейших представителей туроператоров, турфирмами, достопримечательностями города (музеи), празднествами, туристскими комплексами и другими турресурсами.

 

 

Часть 2. Анализ города Тольятти

2.1. Практические рекомендации по решению проблем использования туристских ресурсов для развития внутреннего туризма в городе Тольятти Ошибка! Закладка не определена.

Туристический интерес Самарского региона со стороны клиентов не в достаточной степени развит и направлен в сторону привлечения большего количества туристов, так как не все могут позволить себе поездки и отдых, зачастую предлагаемые туры оказываются на низком уровне. Потенциал Самарского турпродукта на достаточно низком неразвитом уровне.

О том, что города Самарского региона могут рассматриваться как центры туристической индустрии, задумываются пока немногие. Хотя очевидно, что эта отрасль, являясь привлекательной, может способствовать подъему экономики региона в целом. Как показывает опыт, продуманная туристическая политика дает положительный эффект достаточно быстро. Проблемам развития туризма в Тольятти был посвящен прошедший недавно "круглый стол", организатором которого выступили мэрия Тольятти и городская Дума.

Ни у кого не вызывает сомнений, что Самарская область и Тольятти обладают огромным, но невостребованным туристическим потенциалом. Уникальный климат и природные условия национального парка "Самарская Лука", обширная сеть различных санаториев, профилакториев, баз отдыха и гостиниц, достаточно высокий уровень развития медицины, культурные традиции и свои знаковые места: Грушинский фестиваль, Жигулевская кругосветка - все это хорошие предпосылки для развития туристической отрасли, нужно только научиться их правильно использовать.

До недавнего времени единой централизованной туристической политики в Тольятти и Самарской области просто не было. Одним из первых шагов в этом направлении является разработка управлением внешнеэкономических и международных связей мэрии Тольятти городской концепции въездного туризма. Как считает и. о. начальника управления Юлия Рыбакова, кроме подготовки нормативно-правовой базы в сфере туризма, первым этапом должна стать работа по паспортизации и инвентаризации туристических объектов - своеобразный маркетинг города. Этому будет способствовать и создание консультативного общественного совета по туризму, который будет выступать координатором деятельности.

Основной проблемой, без решения которой невозможно позитивное движение, является недостаточно развитая инфраструктура. И в этом утверждении нет противоречия тому, что сказано выше. Под туристической инфраструктурой следует понимать целый комплекс отношений и связей между туристическими фирмами, транспортными предприятиями, культурными учреждениями, собственно санаториями, турбазами и гостиницами и другими службами сервиса.

Замечательных мест отдыха в области достаточно - от простых и соответственно дешевых турбаз до комфортабельных гостиниц и санаториев, рассчитанных на состоятельных клиентов. Но наличие "евроремонта" и прочих бытовых удобств еще не определяет уровень сервиса - это общая беда всего российского бизнеса.

К сожалению, не всеми руководителями понимается необходимость наличия у сотрудников всех служб специального образования. "В идеале надо стремиться к тому, чтобы постоянное повышение квалификации персонала стало такой же нормой, как и прохождение медицинской комиссии", - считает заведующий кафедрой туризма и гостиничного бизнеса Волжского университета им. Татищева Зинаида Мамченкова. В связи с этим возникает потребность в принятии единых стандартов и требований, предъявляемых к менеджменту и обслуживающему персоналу, работающему в сфере туризма.

Ни один даже обладающий мощным экономическим потенциалом город полностью не сможет решить всех проблем. Например, использование и поддержание природных ресурсов "Самарской Луки" - проблема региональная. Но многое может быть решено и на городском уровне: единая, поддерживаемая всеми органами власти стратегия в сфере туризма, согласованная имиджевая политика, общегородские стандарты и так далее. Это задача, которая может быть решена только комплексно, при активном участии всех муниципальных служб и других предприятий и организаций, задействованных в туристической инфраструктуре.

Сильным толчком к развитию въездного туризма может послужить создание особых экономических зон с благоприятными условиями для данного бизнеса. Сейчас даже конкретные туристические проекты, предполагающие серьезные инвестиции, сталкиваются с отсутствием нормативной базы, налоговых льгот и потому обречены.

Конечно, трудно ожидать, что туристическая индустрия в перспективе станет основной в экономике Тольятти, но то, что въездной туризм может принести и политические дивиденды, и определенные доходы в городскую казну, сегодня уже не кажется нереальным.

День туризма широко отмечается во всем мире 27 сентября. Это мероприятие является значительным и существенным шагом в развитии и совершенствовании туризма, в том числе, тур ресурсов любого города, страны.

Целью праздника стало представление горожанам и гостям Тольятти туристского потенциала территории. Организатором мероприятия выступила Мэрия города Тольятти совместно с Тольяттинским комитетом Российского Союза Туриндустрии, торгово-промышленной палатой и туристско-информационным центром, при поддержке торгово-развлекательного комплекса «Вега». Яркой и красочной получилась экспозиционная площадка праздника, которая разместилась на площади перед торгово-развлекательным комплексом «Вега» в Автозаводском районе Тольятти. На ней были представлены различные организации туриндустрии: спортивно-туристские клубы, турфирмы Тольятти и Самары, Клуб Жигулевской кругосветки, развлекательные центры, спортивные и развлекательные парки, музеи города, представлена сувенирная продукция, туристические проекты (так, например, привлек к себе большое внимание проект музея истории народного напитка, рабочее название которого говорит само за себя – «музей самогона»).

Ярким стартом праздника стало символическое вручение эстафеты Дня туризма участниками велопробега, организованным редакцией журнала о туризме «Все включено. Тольятти». Велосипедисты в разноцветной экипировке, с флагами организаций-участников, стартовали с Площади Свободы, в Центральном районе Тольятти, где общегородской праздник «День туризма» проходил в прошлом году. Маршрут велопробега прошел через памятник В.Н. Татищева – основателя Ставрополя-Тольятти, по уникальной зеленой зоне города и финишировал в 13-00 на площадке праздника. Участников велопробега приветствовал мэр г. Тольятти, который официально открыл городской праздник.

Городской праздник День туризма показал, что в Тольятти представлены все необходимые ресурсы для развития туризма, а городские и областные власти готовы участвовать в поддержке этой отрасли, как одного из приоритетного направления развития территории.

В настоящее время основным документом, регламентирующим и координирующим развитие туризма и турресурсов г. Тольятти и Самарской области, является «Концепция развития туризма в г. Тольятти». Основными целями данной концепции являются:

- формирование устойчивого интереса российских граждан и зарубежных гостей к городу Тольятти через развитие туризма;

- всемерное развитие внутреннего туризма в целях повышения здоровья нации, воспроизводства трудовых ресурсов, воспитания в духе любви к своей Родине;

- развитие культуры отдыха и путешествий, укрепление здоровья жителей города, удовлетворение их потребности в общении и познании окружающего мира путем создания орга­низационных, методических, информационных и финансовых условий для развития туризма и индустрии туризма;

- создание дополнительных рабочих мест для жителей города;

- эффективное использование городских туристских ресурсов и объектов индустрии туризма;

- дополнительное поступление средств в городской бюджет.

Согласно концепции к основным приоритетам в развитии турресурсов, а также в совершенствовании городского туризма, относятся:

1. развитие индустрии туризма в городе Тольятти, как источника для поступления дополнительных средств в городской бюджет;

2. развитие инвестиционной привлекательности города Тольятти как туристского центра;

3. развитие внутригородского, внешнего социального и самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма;

4. экологическая, природозащитная и природовосстановительная туристская деятельность;

5. воспитательно-образовательная и краеведческая туристская деятельность;

6. организация реабилитационных и спортивно-оздоровительных путешествий (в том числе для инвалидов);

7. создание и развитие новых видов туристской деятельности (паломничество, деловой, детский, тайшер (элитный туризм), экологически безопасные виды туризма - велосипедные, пешие и конные маршруты, и др.).

Реализация Концепции позволит получить следующий социально-экономический эффект:

- увеличение числа вновь созданных рабочих мест для жителей города в индустрии туризма;

- сохранение, восстановление и более рациональное использование имеющейся материальной базы, объектов природного и историко-культурного наследия;

- улучшение имиджа города, повышение его инвестиционной привлекательности для российских и зарубежных инвесторов и др.

Представители города Тольятти активно принимают участие в культурных мероприятиях, к примеру, в проведении конференции «Туристические ресурсы Самарской области и развитие партнерских отношений в сфере туризма с областями Приволжского федерального округа». Данное мероприятие было посвящено вопросам межрегионального сотрудничества и обмену профессиональным опытом в сфере развития туризма, формированию и развитию новых сотруднических отношений, и стабилизации уже существующих связей, что положило начало развитию качественно новой эры в развитии туризма г. Тольятти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: