ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО




1. Место исполнительного производства в системе права РФ. Законодательство об исполнительном производстве.

2. Субъекты исполнительного производства

3. Общие правила исполнения исполнительных документов. Стадии исполнительного производства.

4. Судебный порядок обжалования действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.

5. Исковой порядок защиты прав участников исполнительного производства.

6. Контрольные функции суда по принятию определений, которыми оформляются основные исполнительные действия

 

1.

В ученом мире нет единого мнения по поводу места судебного исполнительного права в системе российского права. Традиционно исполнительное производство рассматривали в качестве заключительной стадии гражданского (арбитражного) процессуального права (Осипов Ю.К., Зайцев И.М., Чечот Д.М., Сергун А.К.). Указанное мнение основывается, прежде всего на том, что конечной целью рассмотрения дела в суде является постановление судебного решения, которое после вступления его в законную силу приобретает свойство исполнимости. Таким образом, для исполнительного производства и процессуального права характерно единство их конечной цели. Кроме того, эта группа авторов, в качестве аргумента в обоснование своей позиции указывает на такой признак, как активное участие суда в процессе исполнения решений (по вопросам об отложении, приостановлении и прекращении исполнительных действий, суд разъясняет содержание принятых им судебных актов, изменяет способ исполнения исполнительного документа и пр.).


Данное мнение было преобладающим до принятия в 1997г. федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», которыми была кардинально изменена действующая в советский период времени система исполнительного производства и структура органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов.

Изменения в законодательстве вызвали к жизни появление теории о самостоятельной роли исполнительного производства. По мнению таких авторов, как В.В. Ярков, И.В. Решетникова, М.К. Юков, Я.Ф. Фархтдиноф, исполнительное производство является самостоятельной отраслью российского права. В обоснование своей позиции, эта группа авторов приводит следующие доводы:

• Исполнительное производство и гражданское (арбитражное) процессуальное право имеют различный предмет правового регулирования. Процессуальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением правосудия по гражданским делам. Целью судопроизводства является разрешение спора о праве. Исполнительное производство регулирует отношения, связанные с принудительным исполнением исполнительных документов. В соответствии с ФЗ «О судебных приставах», служба судебных приставов организационно не подчинена судам и входит в систему исполнительных органов власти. Следовательно, отношения, которые возникают в процессе принудительного исполнения исполнительных документов относятся не к процессуальным, а к административным.

• Различается субъектный состав отношений, возникающих в процессе осуществления правосудия и в процессе принудительного исполнения судебных актов. Если основным субъектом процессуальных отношений является суд, то основным субъектом исполнительных отношений является судебный пристав-исполнитель.

И, наконец, по мнению третьей группы авторов, (проф. Подвальный) нормы исполнительного производства носят межотраслевой характер.Часть норм, регулирующих взаимоотношения судебного пристава-исполнителя с взыскателем, должником и другими субъектами исполнительного производства относятся к исполнительному производству, как к самостоятельной отрасли права; а нормы, регулирующие отношения с участием суда в процессе


принудительного исполнения исполнительных документов (отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий, поворот исполнения, обжалование действий судебного пристава и пр.) относятся к отрасли гражданского процессуального права или к арбитражному процессу.

Правильное определение места исполнительного производства в системе российского права имеет важное практическое значение. Так, от правильного разрешения этого вопроса зависит круг тех источников, которые могут быть включены в систему законодательства об исполнительном производстве.

Источниками законодательства об исполнительном производстве являются правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие порядок принудительного исполнения исполнительных документов.

Из содержания статьи 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007г. можно сделать вывод о том, что принятие норм, определяющих порядок принудительного исполнения исполнительных документов, относится к исключительному ведению федеральных органов власти.

Во главе системы законодательства об исполнительном производстве стоит Конституция РФ – основной закон нашего государства.

Следующим по важности и юридической силе источником исполнительного производства являются международные договоры. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Среди международных договоров, имеющих значение для исполнительного производства, следует указать: Ньй-Йоркскую Конвенцию 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»; Конвенцию участников СНГ 1993г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» и др. Кроме отмеченных многосторонних соглашений, Российская федерация является участницей более 30 двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, в которых содержатся нормы о признании и исполнении судебных решений.


Следующим по юридической силе и значимости источником судебного исполнительного права являются федеральный закон «О судебных приставах», принятый 21 июля 1997 года и федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007г.

Нормы, касающиеся участия суда общей юрисдикции на стадии принудительного исполнения исполнительных документов, содержатся в разделе 7 ГПК РФ, а арбитражного суда - в разделе 7 АПК РФ. Отдельные правила исполнительного производства содержатся в источниках материального права, в частности в ГК РФ, в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в законе «О Центральном банке РФ» и пр.

Во исполнение федеральных законов, Президент и Правительство РФ принимают нормативные акты, детализирующие правила исполнительного производства. В частности, постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550 были утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора; постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 516 регламентированы размеры компенсации расходов, понесенных понятыми в связи с исполнением обязанностей понятых при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и т.д.

Согласно 2 статьи ФЗ «О судебных приставах», органы принудительного исполнения исполнительных документов обязаны руководствоваться в своей деятельности нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ. Таким образом, к числу источников законодательства об исполнительном производстве также относятся ведомственные приказы и инструкции Министерства юстиции РФ, а также подзаконные нормативные акты, принимаемые Министерством юстиции РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Пример: Приказ ФССП МЮ РФ от 30 января 2008 г. N 26 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства»; Приказ ФССП МЮ РФ от 9 ноября 2007 г. N 585 «Об утверждении Методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение


взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений»; Приказ Минюста РФ от 21 сентября 2007 г. N 192 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» (с изменениями от 8 июля 2008 г.); совместный приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 25 января 2008 г. N 11/15н «Об утверждении инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов». Значительна роль постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, регламентирующих порядок исполнительного производства, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако к источникам права указанные постановления не относятся. Они являются актами судебного толкования норм права об исполнительном производстве.

 

2.

В зависимости от роли субъекта в процессе осуществления исполнительных действий, от возможностей влияния на ход исполнительного производства, характеру заинтересованности в ходе принудительного исполнения исполнительных документов, все субъекты исполнительного производства могут быть разделены на:

1.органы принудительного исполнения;

2. лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

3. суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

4.стороны исполнительного производства

5.лица, содействующие осуществлению исполнительного производства.

Органами принудительного исполнения исполнительных документов являются Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об


исполнительном производстве"). Положение о Федеральной службе судебных приставов утверждено Указом Президентом РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральная служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации - директор Федеральной службы судебных приставов. Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, которые возглавляются старшими судебными приставами (ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, требования судебных актов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, которые не являются органами принудительного исполнения (ст. 7, ст.8 ФЗ «Об исполнительном производстве). Так, исполнительный лист на взыскание денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает.

Банк, обслуживающий счет должника, обязан исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе, о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств.

Важное место среди других субъектов исполнительного производства занимают суды общей юрисдикции и арбитражные суды.


В их компетенцию входит решение таких существенных вопросов как выдача исполнительного документа; восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа ко взысканию; разъяснение судебного акта; изменение способа и порядка исполнения документа; отложение, приостановление и прекращение исполнительного производства, и многие другие вопросы, возникающие в процессе осуществления исполнительных действий и регламентированные ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК РФ и АПК РФ. Кроме того, суды осуществляют контроль за деятельностью судебных приставов в тех случаях, когда стороны исполнительного производства обращаются с жалобами на их действия (бездействия) и постановления.

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Взыскатель – это гражданин или организация, в пользу которой выдан исполнительный документ. Должник – это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства, имущество, исполнить иные обязанности) либо воздержаться от их совершения.

Права и обязанности сторон исполнительного производства регламентированы статьей 50 ФЗ «Об исполнительном производстве». Изложенный в данной статье перечень прав не носит исчерпывающего характера. Многие права сторон определены в других статьях закона.

К числу лиц, содействующих осуществлению исполнительного производства, прежде всего, относятся представители, правовое положение которых регламентировано ст.ст. 53-57 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В исполнительном производстве могут быть также задействованы переводчик (Ст.58), специалист (Ст.61), и понятые (Ст. 59, 60).

Лицами, содействующими исполнительному производству, также являются хранители имущества (ст. 86) и специализированные организации по реализации арестованного имущества (ст. ст. 87, 89).

3.

Исполнительное производство осуществляется на основании исполнительных документов, перечень которых содержится в ч.1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве».


Судами общей юрисдикции выдается три вида исполнительных документов: судебные постановления по делам об административных правонарушениях; судебные приказы (порядок их выдачи и требования, которые к ним установлены гл. 11 ГПК РФ) и исполнительные листы. Основанием для выдачи исполнительного листа является решение (определение, постановление) суда общей юрисдикции, вступившее в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения, когда свойство исполнимости судебного акта появляется сразу после его принятия). По каждому судебному акту, как правило, выдается один исполнительный лист. Содержание исполнительного листа определено в ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В исполнительном листе помимо других сведений излагается резолютивная часть судебного акта, исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, принявшим соответствующий акт.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению определяются ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Судебные акты по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением судебного акта. В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления


исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Согласно ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в 3-дневный срок со дня предъявления исполнительного листа взыскателем, о чем судебный пристав- исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Это постановление направляется взыскателю и должнику, и в нем должнику указывается срок для добровольного исполнения судебного акта, который не может превышать 5 дней. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается также на то, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в добровольном порядке с должника взыскивается исполнительский сбор (до 7% от взысканных сумм) и расходы по совершению исполнительных действий.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2-6 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако данный срок не является пресекательным, т.е. по его истечении исполнительное производство не оканчивается автоматически. Исполнительное производство считается оконченным по основаниям, указанным в ст. 47 федерального закона «Об исполнительном производстве». Законодательством об исполнительном производстве также установлены правила о возвращении исполнительного документа (ст. 46 вышеуказанного закона), а также об отложении (ст. 38), приостановлении (ст.ст.39-42), прекращении исполнительного производства (ст.43-45). Необходимо отметить, что в отличие от федерального закона 1997г., закон «Об исполнительном производстве» 2007 года предусматривает возможность


приостановления и прекращения производства по делу, как судом, так и непосредственно приставом-исполнителем, в зависимости от обстоятельств, служащих основанием для приостановления или прекращения производства по делу.

Правила о времени совершения исполнительных действий изложены в ст. 35 вышеуказанного федерального закона. Правила, касающиеся места совершения исполнительных действий изложены в ст.33 федерального закона «Об исполнительном производстве».

Принудительное исполнение исполнительных документов осуществляется поэтапно. Выделяются следующие стадии исполнительного производства:

1) возбуждение;

2) подготовка судебного пристава к принудительному исполнению; 3)осуществление мер принудительного исполнения;

4)завершение исполнительного производства; 5)обжалование деятельности судебного пристава.

Стадия возбуждения характеризуется такими действиями, как предъявление исполнительного документа судебному приставу, его принятие приставом и вынесение приставом постановления о возбуждении исполнительного производства.

Стадия подготовки имеет своей целью создание условий для эффективного осуществление исполнительных действий. В ней осуществляются действия, связанные с розыском имущества должника, совершаются меры по обеспечению исполнения исполнительного документа; разрешаются вопросы об отводе судебного пристава и лиц, содействующих осуществлению исполнительных действий; предпринимаются другие подготовительные действия.

В стадии осуществления исполнительных действий к должнику применяются меры принудительного исполнения, перечисленные в ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Данную стадию составляют действия по аресту, описи, оценке, хранению, реализации имущества должника и распределению взысканных денежных сумм между кредиторами.

В стадии завершения исполнительного производства осуществляется завершение исполнительных действий и получение результатов принудительного исполнения исполнительных документов.


Стадия обжалования является факультативной (необязательной для субъектов исполнительного производства). Действующее законодательство допускает возможность обжалования действий пристава в любой момент в ходе принудительного исполнения.

Указанные стадии проходят документы как имущественного, так и неимущественного характера. Специфика принудительного исполнения проявляется только на стадии осуществления исполнительных действий, в ходе применения мер принудительного исполнения. В остальных стадиях исполнительные действия во многом одинаковы независимо от вида подлежащего принудительному исполнению документа.

 

4.

Гл. 17 ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет основания и порядок обжалования деятельности судебных приставов- исполнителей.

Законодательство предусматривает административный и судебный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. ст. 123-127 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Правовой основой судебного порядка обжалования являются ст.ст.121 и 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ, а также ст. 329 АПК РФ.

Объекты оспаривания. Статья 121 федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривает возможность оспаривания постановлений, действий, бездействия пристава- исполнителя, а также других должностных лиц службы судебных приставов. Необходимо отметить, что действия судебного пристава- исполнителя, а также отказ в их совершении фиксируется в различных документах: постановлениях, в том числе постановлениях судебного пристава-исполнителя, подлежащих утверждению старшим судебным приставом; актах; заключениях; резолюциях на заявлениях заинтересованных лиц и пр.

Исходя из смысла и содержания законодательства, обжалованы могут быть действия (бездействия) пристава, облеченные в любую форму, если указанные действия носят распорядительный характер.

Подведомственность дел.


При разграничении судебной подведомственности дел об оспаривании деятельности должностных лиц службы приставов может быть использован «метод исключения», суть которого заключается в следующем: поскольку арбитражный суд является судом специальной компетенции, то ему подведомственны только те дела, которые указаны в ч.2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве». Все другие дела об оспаривании деятельности приставов должны рассматриваться в судах общей юрисдикции.

Необходимо при этом отметить, что ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. значительно расширила компетенцию арбитражных судов РФ по оспариванию деятельности приставов. В настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены:

1. дела по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействий) приставов в связи с исполнение исполнительных документов, выданных арбитражными судами,

2. дела по заявлениям об оспаривании деятельности должностных лиц службы приставов в связи с исполнением актов органов, осуществляющих контрольные функции (о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований);

3. дела по заявлениям об оспаривании деятельности должностных лиц службы судебных приставов в связи с исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

4. дела по заявлениям об оспаривании деятельности судебных приставов-исполнителей в связи с исполнением постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительных документов.

Причем, в трех последних случаях законодатель ориентирует правоприменителя на необходимость учета основных критериев относимости дел к компетенции арбитражных судов, а именно:


надлежащего субъектного состава (должником должна выступать организация или индивидуальный предприниматель), и характера деятельности, при осуществлении которой возникло исполнительное производство (связанность со сферой предпринимательской деятельности должника).

Более того, конструкция п. 4 ч.2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. в системной связи с положениями 24 главы АПК РФ позволяет арбитражным судам, с учетом субъектного состава лиц, участвующих в деле, и с учетом характера деятельности, при осуществлении которой возник спор, рассматривать заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов по исполнению иных исполнительных документов, кроме тех случаев, когда объектом оспаривания является деятельность судебного пристава в связи с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, а жалобщиком выступает сторона исполнительного производства по исполнительному документу, выданному судом общей юрисдикции.

Во всех других случаях, не подпадающих под вышеуказанные правила, оспаривание деятельности должностных лиц службы приставов осуществляется в судах общей юрисдикции.

Подсудность дел судам общей юрисдикции.

Согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 441 ГПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подаются в тот районный суд, в районе деятельности которого пристав исполняет свои обязанности.

Лица, участвующие в деле.

Согласно ст. 121, ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ заявителями по делам об оспаривании решений, действий, бездействий судебных приставов могут быть стороны исполнительного производства и иные лица, чьи права и интересы нарушены незаконной деятельностью пристава. Противоположной стороной данной категории дел является сам судебный пристав-исполнитель. Кроме указанных субъектов, к рассмотрению дел об оспаривании действий пристава- исполнителя должна привлекаться вторая сторона исполнительного производства.

Сроки предъявления и рассмотрения заявлений (жалоб).


Жалобы на действия судебного пристава - исполнителя подаются в 10-дневный срок со дня совершения действия либо отказа в его совершении. Для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия, течение этого срока начинается со дня, когда указанному лицу стало известно об оспариваемом действии.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ дела об оспаривании действий пристава-исполнителя рассматриваются в 10-дневный срок (включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу).

Порядок предъявления и рассмотрения заявлений судами общей юрисдикции. В соответствии с 441 статьей ГПК РФ 2002г., дела об оспаривании решений, действий (бездействия) приставов возбуждаются в суде общей юрисдикции путем подачи заявления. Указанные заявления предъявляются и рассматриваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а именно по правилам 23 и 25 глав ГПК РФ. Суд извещает всех заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Суд вправе признать обязательной явку пристава-исполнителя в процесс. В ходе судебного разбирательства суд осуществляет проверку оспариваемых решений (действий) на предмет их соответствия нормативным актам; устанавливает наличие полномочий у пристава на принятие оспариваемых решений (действий); а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акты права и законные интересы заявителя. Обязанность доказывания законности принятых приставом решений (действий), наличие надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (действия) возлагается на судебного пристава. Если пристав не представит в процесс надлежащих доказательств, то суд может истребовать их по собственной инициативе.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности должностного лица службы приставов устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод участника исполнительного производства. В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу его копия направляется должностному лицу для устранения допущенного нарушения закона. Суд может


отправить копию данного решения вышестоящему по должности приставу. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом, в пределах предоставленных приставу полномочий, и права либо свободы гражданина нарушены не были.

 

5.

Права граждан и организаций в процессе исполнительного производства защищаются также путем предъявления исков.

Чаще всего в судах рассматриваются следующие иски: о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями судебного пристава; об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание; о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; иск к организации, по вине которой не была перечислена удержанная с должника денежная сумма; иск организации, предъявленный к руководителю данной организации или иному работнику, виновному в причинении ущерба, вызванного неисполнением содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника; иск о признании сделок по отчуждению имущества, принадлежащего должнику, недействительными; иск о признании не действительными торгов.

Указанный перечень исков не является исчерпывающим, так как средства защиты в исполнительном производстве находятся в постоянном развитии, поэтому рассмотрим лишь наиболее важные из них.

Возможность предъявления исков о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями судебного пристава, предусмотрена ст. 119 ФЗ «Об исполнительном производстве». Основанием для предъявления такого иска в суд является причинение ущерба имуществу гражданина или юридического лица. В качестве истцов по таким делам могут выступать не только стороны исполнительного производства, но и любые другие граждане и организации, если деятельностью судебного пристава им были причинены убытки.


В судебной практике неоднократно возникал вопрос о том, кто должен являться ответчиком по таким делам: судебный пристав, подразделение службы приставов, министерство юстиции или какой-то другой орган.

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Служба приставов входит в систему Министерства юстиции Российской Федерации, а ее финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 22 Закона «О судебных приставах»). Поскольку вред подлежит возмещению за счет средств казны РФ, а от имени казны выступает Министерство финансов РФ, соответственно оно и должно выступать ответчиком по такого рода делам.

Требования о возмещении вреда, причиненного неправомерными действиями пристава должны рассматриваться в порядке искового производства. Соответственно при обращении в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд истец должен соблюсти все правила, предъявляемые к форме и содержанию исков, а также приложить надлежащие документы.

По данной категории дел установлена презумпция вины причинителя вреда. Следовательно истец в ходе судебного разбирательства должен доказать сам факт причинения вреда, причинную связь между действиями ответчика и причиненным вредом и размер убытков. Отсутствие вины в действиях пристава-исполнителя должен доказать ответчик.

Другим распространенным средством защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве является возможность подачи исков об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание.

В случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание(ст.119Закона«Об исполнительном производстве»). Данная


категория дел рассматривается по общим правилам искового производства. Иски об освобождении имущества от ареста нельзя путать с заявлениями об отмене ареста имущества, которое подается должником в случае нарушения приставом федерального закона, допущенного при производстве ареста имущества. Данное заявление подается до реализации арестованного имущества и рассматривается по правилам обжалования решений и действий (бездействия) судебного пристава.

Истцом по данному делу является лицо, которое утверждает, что включенное в опись имущество принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или по иному законному основанию. В качестве обязательных соответчиков по рассматриваемому иску привлекаются взыскатель и должник. Если арестованное имущество уже реализовано, то иск предъявляется также к приобретателю имущества. Если арест имущества произведен в связи с его конфискацией, то в качестве соответчиков привлекаются лицо, чье имущество подлежит конфискации и соответствующий государственный орган. В процессе рассмотрения требований истца суд проверяет, соблюдены ли требования Закона «Об исполнительном производстве» при наложении ареста на имущество. Одновременно суд проверяет правильность оформления акта об аресте имущества, обращая особое внимание на название каждого занесенного в акт предмета, отличительные его признаки (вес, метраж, степень износа и т. п.), оценку каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества.

Отсутствие данных сведений может привести к подмене имущества, что создает трудности при рассмотрении требований об освобождении имущества от ареста. При удовлетворении иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание, суд должен указать в решении, какое конкретно имущество признано принадлежащим истцу.

 

6.

При осуществлении исполнительных действий суд принимает важные определения, которыми оформляются контрольные полномочия суда за ходом исполнительного производства: о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к


исполнению; по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; об отложении исполнительных действий на срок более 10 дней; об отсрочке или рассрочке исполнения выданного судом исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения; о возобновлении исполнительного производства; о приостановлении исполнительного производства; о прекращении исполнительного производства; об обращении взыскания на иму<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: