Политическая социализация




Понятие идеологии

Все лю­ди вхо­дят в раз­ные со­ци­альные груп­пы и по­тому раз­ли­ча­ют­ся раз­ны­ми мыс­ля­ми, взгля­дами, от­ра­жа­ющи­ми ту или иную иде­оло­гию. Ос­но­вами иде­оло­гии слу­жат ма­тери­альное про­из­вод­ство, ус­ло­вия жиз­ни лю­дей, на­цио­нальная при­над­лежность, ус­ло­вия вос­пи­тания, ре­лигия и др.

Иде­оло­гия — сис­те­ма фи­лософ­ских, по­лити­че­ских, нравс­твен­ных, пра­вовых, эс­те­тичес­ких и ре­лиги­оз­ных взгля­дов и идей.

Иде­оло­гия фор­ми­ру­ет­ся как об­ще­ствен­ное мне­ние с по­мощью средств мас­со­вой ин­форма­ции, ли­тера­туры и ис­кус­ства и не­пос­редс­твен­но­го об­ще­ния лю­дей друг с дру­гом. Иде­оло­гия разъяс­ня­ет ин­ди­виду, груп­пе, на­роду не­об­хо­димость пред­при­нять тот или иной шаг в по­лити­ке, в жиз­ни во­об­ще, осу­щес­твить то или иное ме­роп­ри­ятие, со­вер­шить то или иное де­ло с оп­ре­делен­ной целью и в чьих-ли­бо ин­те­ресах.

По­нятие «иде­оло­гия» родс­твен­но по­нятию «об­ще­ствен­ное со­зна­ние», ко­торое по­нима­ет­ся как со­вокуп­ность идей, вы­ража­ющих со­ци­альные ин­те­ресы лю­дей. Они действи­тельно близ­ки, но не яв­ля­ют­ся тож­дес­твен­ны­ми. Это об­на­ружи­ва­ет­ся при со­по­став­ле­нии оп­ре­деле­ний этих по­нятий. Се­год­ня в на­уч­ной ли­тера­туре, в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции не­ред­ко встре­ча­ют­ся вы­раже­ния «по­лити­че­ская иде­оло­гия», «эко­номи­че­ская иде­оло­гия», «гу­мани­тар­ная иде­оло­гия», «иде­оло­гия культу­ры», «ре­лиги­оз­ная иде­оло­гия», «пра­вовая иде­оло­гия», «иде­оло­гия рын­ка» и т.д. Это оз­на­ча­ет, что иде­оло­гия про­низы­ва­ет все сфе­ры жиз­ни об­ще­ства, вли­яя на со­зна­ние ин­ди­вида. В свя­зи с этим у не­го фор­ми­ру­ет­ся по­лити­че­ское со­зна­ние.

По­лити­чес­кое со­зна­ние — со­вокуп­ность осо­знан­ных пред­став­ле­ний о ми­ре по­лити­ки.

В ре­зульта­те из­ме­нения по­лити­че­ско­го строя в Рос­сии в на­чале 1990-х гг. и от­ка­за от офи­ци­альной мар­ксист­ско-ле­нин­ской иде­оло­гии был про­воз­гла­шен прин­цип сво­боды иде­оло­гий. Статья 13 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции гла­сит о том, что ни од­на иде­оло­гия не мо­жет стать го­сударст­вен­ной.

Мно­го­об­ра­зие иде­оло­гий час­то отож­дест­вля­ет­ся с по­лити­че­ским плю­рализ­мом и мно­гопар­тийностью. При этом упус­ка­ет­ся из ви­ду то об­стоя­тельство, что в стра­нах за­пад­ной де­мок­ра­тии при всем мно­го­об­ра­зии пар­тийных иде­оло­гий до­мини­ру­ет все же од­на, ко­торая бо­лее дру­гих вы­ража­ет ин­те­ресы и во­лю на­рода дан­ной стра­ны. Ос­новные прин­ци­пы до­мини­ру­ющей иде­оло­гии вхо­дят в Кон­сти­туцию го­сударс­тва, оп­ре­деля­ют со­дер­жа­ние ста­тей об эко­номи­че­ских ос­но­вах об­ще­ства и по­лити­че­ском строе и еще бо­лее об­на­ружи­ва­ют се­бя в мно­гочис­ленных за­конах, при­нима­емых выс­ши­ми за­коно­дательны­ми ор­га­нами и нап­равля­ющих в ту или иную сто­рону внеш­нюю и внут­реннюю по­лити­ку пра­ви­тельства. До­мини­ру­ющая иде­оло­гия ор­га­нич­но свя­зана с иде­оло­гиче­ски­ми прин­ци­пами или плат­форма­ми до­мини­ру­ющих в об­ще­стве пар­тий и ре­лигий.

Конституция Российской Федерации

Сле­ду­ет от­ме­тить, что де­иде­оло­гиза­ция об­ще­ства ис­клю­чена. Мож­но зап­ре­тить ту или иную иде­оло­гию, про­паган­ди­ровать и внед­рять но­вую, но ос­та­вить об­ще­ство без иде­оло­гии нельзя, так как это оз­на­чало бы ли­шить об­ще­ство пра­ва на сво­боду мыс­ли, сло­ва, пра­ва выс­ка­зывать свое мне­ние по раз­личным ас­пектам об­ще­ствен­ной и го­сударст­вен­ной жиз­ни с опо­рой на оп­ре­делен­ную ми­ровоз­зрен­ческую по­зицию.

Су­щес­твен­ную осо­бен­ность иде­оло­гии со­став­ля­ет ее спо­соб­ность обо­соб­ляться со вре­менем от тео­рии, ко­торая ле­жит в ее ос­но­ве. По­ложе­ния те­ории ус­та­рева­ют, а иде­оло­гия про­дол­жа­ет жить, раз­ви­ваться, кор­ректи­роваться в со­от­ветс­твии с ме­ня­ющи­мися об­стоя­тельства­ми. Глав­ное, что­бы эта иде­оло­гия под­креп­ля­лась убеж­денностью лю­дей в пра­вильнос­ти ее ос­новных по­ложе­ний.

Иде­оло­гичес­кое обес­пе­чение по­лити­ки пред­по­лага­ет обос­но­вание де­ятельно­сти го­сударст­вен­ной вла­сти, фор­ми­рова­ние со­от­ветс­тву­юще­го об­ще­ствен­но­го мне­ния. Иде­оло­гия в за­виси­мос­ти от ее по­ложе­ний и спо­собов воз­действия на об­ще­ство мо­жет спо­собс­тво­вать его спло­чению для дос­ти­жения прог­рессив­ных це­лей, а мо­жет стать вред­ной, опас­ной, ве­дущей об­ще­ство к ги­бели. Жизнь убеж­да­ет, что по­лити­ка, не обес­пе­чен­ная пра­вильной иде­оло­гиче­ской ра­ботой, об­ре­чена на про­вал.

Но­сите­лями иде­оло­гии выс­ту­па­ют пар­тии. Они дол­жны сле­дить за раз­ви­ти­ем по­лити­че­ской си­ту­ации, из­ме­нени­ями об­ще­ствен­но­го со­зна­ния, для то­го что­бы вов­ре­мя скор­ректи­ровать по­ложе­ния сво­ей прог­раммы. Ес­ли это­го не про­ис­хо­дит и иде­оло­гия пе­рес­та­ет от­ра­жать на­сущ­ные проб­ле­мы об­ще­ства, пар­тия те­ря­ет ав­то­ритет и вли­яние в мас­сах. В свя­зи с этим мож­но сде­лать вы­вод о том, что иде­оло­гия не только уп­равля­ет об­ще­ством, но и са­ма дол­жна быть уп­равля­емой.

Кри­зис гос­подс­тво­вав­шей в на­шей стра­не в XX в. мар­ксист­ско-ле­нин­ской иде­оло­гии нас­ту­пил по­тому, что она пе­рес­та­ла от­ра­жать ре­альную по­лити­че­скую об­ста­нов­ку в стра­не и ми­ре, а пра­вящая ком­му­нис­ти­чес­кая пар­тия не смог­ла скор­ректи­ровать ее в со­от­ветс­твии с про­ис­хо­дящи­ми по­лити­че­ски­ми и со­ци­ально-эко­номи­че­ски­ми яв­ле­ни­ями.

В нас­то­ящее вре­мя в Рос­сии фор­мально от­сутс­тву­ет до­мини­ру­ющая иде­оло­гия. В стра­не су­щес­тву­ют фак­ти­чес­ки все иде­оло­гии, ко­торые из­вес­тны в ин­дус­три­ально-раз­ви­тых стра­нах, — это не­оли­бера­лизм, не­окон­серва­тизм, со­ци­ал-де­мок­ра­тиче­ская иде­оло­гия, мар­ксизм, ре­лиги­оз­ные иде­оло­гии, не­офа­шизм, си­онизм и др.

Кон­сти­туция Рос­сийской Фе­дера­ции от­кры­ла на­ибольший прос­тор для не­оли­бера­лиз­ма. Од­на­ко до­мини­ру­ющей иде­оло­ги­ей он не стал. Сейчас в Рос­сии идет ос­трая борьба раз­личных иде­оло­гий. Ис­то­ричес­кий опыт иде­оло­гиче­ской борьбы в за­пад­ных стра­нах по­казы­ва­ет, что по­беж­да­ет та иде­оло­гия, ко­торая на­ибо­лее ор­га­нич­но свя­зана с тра­дици­он­ной и на­ибо­лее рас­простра­нен­ной ре­лиги­ей. В Рос­сии в нас­то­ящее вре­мя мож­но от­ме­тить оп­ре­делен­ное со­пер­ни­чес­тво меж­ду раз­личны­ми кон­фесси­ями за вли­яние на на­род. Уси­ление по­зиций од­ной из кон­фессий и ут­вер­жде­ние в об­ще­ствен­ном со­зна­нии идей де­мок­ра­тии мо­гут стать ос­но­вой для ус­та­нов­ле­ния до­мини­ру­ющей иде­оло­гии.

Для со­вре­мен­ной по­лити­че­ской си­ту­ации в Рос­сии ха­рак­терно ста­нов­ле­ние раз­личных иде­оло­гий, ап­ро­биро­вание их на уров­не об­ще­ствен­ных дви­жений, пар­тийных объеди­нений. Уси­ление пар­тийной и, со­от­ветс­твен­но, идео­ло­гичес­кой борьбы про­ис­хо­дит в пе­ри­од из­би­рательных кам­па­ний. В ос­тальное же вре­мя пар­тийно-иде­оло­гиче­ская ра­бота ос­та­ет­ся не­замет­ной для ши­роких сло­ев на­селе­ния.

Про­воз­гла­шен­ный Кон­сти­туци­ей прин­цип це­лос­тнос­ти го­сударс­тва объек­тивно тре­бу­ет иде­оло­гиче­ско­го обос­но­вания. Без это­го не мо­жет быть га­ран­ти­рова­но про­веде­ние эф­фектив­ной го­сударст­вен­ной по­лити­ки.

Виды идеологии

Се­год­ня в ми­ре до­мини­ру­ющи­ми на­прав­ле­ни­ями в по­лити­че­ской жиз­ни выс­ту­па­ют со­вре­мен­ный ли­бера­лизм или не­оли­бера­лизм, со­вре­мен­ный кон­серва­тизм и его раз­но­вид­ности, со­ци­ал-де­мок­ра­тиче­ская иде­оло­гия и ре­лиги­оз­ные иде­оло­гии ка­толи­циз­ма, ис­ла­ма, син­то­из­ма, про­тес­тантиз­ма, си­ониз­ма, пра­вос­ла­вия и др. (схе­ма 19). Про­дол­жа­ет су­щес­тво­вание и иде­оло­гия мар­ксиз­ма-ле­ниниз­ма.

Схема 19.Направления идеологии

Ли­бера­лизм — идейно-по­лити­че­ское те­чение, где на пер­вое мес­то выд­ви­га­ет­ся идея сво­боды, по­нима­емая преж­де все­го как сво­бода час­тно­го пред­при­нима­тельства, сво­бода лич­ности, за­щита прав и сво­боды че­лове­ка, не­допу­щение вме­ша­тельства го­сударс­тва в эко­номи­ку, пра­во уг­не­тен­ных на вос­ста­ние про­тив сво­их уг­не­тате­лей.

У ис­то­ков это­го те­чения сто­яли Дж. Локк, Б.Спи­ноза, А.Смит, Ш.Мон­тескье, Ж.Ж. Рус­со, И.Кант и др. Сре­ди рус­ских го­сударст­вен­ных и об­ще­ствен­ных де­яте­лей на­ибо­лее из­вес­тны М.М.Спе­ран­ский, А.И. Ко­шелев, П.И.Ми­люков и др.

До сих пор не по­теря­ли сво­ей ак­ту­альнос­ти их идеи о ес­тес­твен­ном пра­ве, об об­ще­ствен­ном до­гово­ре, о пра­ве уг­не­тен­ных на вос­ста­ние про­тив сво­их уг­не­тате­лей, о кон­сти­туции, раз­де­лении вла­стей и др. Нап­ри­мер, Адам Смит счи­тал, что глав­ным ус­ло­ви­ем проц­ве­тания го­сударс­тва выс­ту­па­ют гос­подс­тво час­тной собс­твен­ности, от­сутс­твие пре­пятс­твий для раз­ви­тия лич­ной ини­ци­ати­вы и нев­ме­ша­тельство го­сударс­тва в эко­номи­ку.

Не­оли­бера­лизм воз­ник на ос­но­ве ли­бера­лиз­ма в кон­це XIX — на­чале XX в. и ут­вердил­ся в на­чале 1930-х гг. В эти го­ды зна­чительный вклад в его раз­ви­тие внес Дж. Кейнс.

Прев­ра­щение ли­бера­лиз­ма в не­оли­бера­лизм свя­зано с обос­но­вани­ем идеи го­сударст­вен­но­го ре­гули­рова­ния эко­номи­ки. В не­оли­бера­лиз­ме про­тиво­борс­тву­ют ра­дикальное и уме­рен­ное на­прав­ле­ния. Ра­дикальное на­прав­ле­ние про­воз­гла­ша­ет не­об­хо­димость ре­волю­ци­он­ной лом­ки со­ци­альных, на­цио­нальных от­но­шений, ре­лиги­оз­ных и на­цио­нальных тра­диций, а глав­ное — не приз­на­ет за го­сударс­твом пра­ва вме­шиваться в эко­номи­ку. Оно гос­подс­тво­вало в со­вре­мен­ной Рос­сии в 1990-х гг. Опыт раз­ви­тых за­пад­ных стран по фор­ми­рова­нию ры­ноч­ной эко­номи­ки был пе­рене­сен пред­ста­вите­лями это­го те­чения в Рос­сию без уче­та ис­то­риче­ской и на­цио­нальной спе­цифи­ки.

Кон­серва­тизм — идейно-по­лити­че­ское те­чение, ори­ен­ти­ру­юще­еся на за­щиту на­цио­нальных и ре­лиги­оз­ных тра­диций, про­верен­ных опы­том по­коле­ний ус­то­ев жиз­ни и от­ри­ца­ющее ре­волю­ци­он­ные из­ме­нения в об­ще­стве.

Кон­серва­тизм воз­ник как ре­ак­ция на Ве­ликую фран­цуз­скую ре­волю­ция 1789 г. В Рос­сии на­ибо­лее круп­ны­ми пред­ста­вите­лями кон­серва­тиз­ма бы­ли А.С.Хо­мяков, И.В.Ки­ре­ев­ский, И.А. Ильин, К.П.По­бедо­нос­цев и др.

Сов­ре­мен­ный кон­серва­тизм име­ет три раз­но­вид­ности:

  • тра­дици­она­лизм;
  • ли­бер­та­ризм;
  • не­окон­серва­тизм.

Тра­дици­она­лизм про­воз­гла­ша­ет при­вер­женность иде­алам сильно­го го­сударс­тва, ре­лиги­оз­ным и на­цио­нальным тра­дици­ям, креп­ким се­мейным ус­то­ям, ин­ди­виду­ализ­му, час­тной собс­твен­ности. Ли­бер­та­ризм — это те­чение, ко­торое ос­но­выва­ет­ся на цен­ностях крайне­го ин­ди­виду­ализ­ма и от­ри­цании по­лити­че­ско­го вме­ша­тельства го­сударс­тва в пред­при­нима­тельскую де­ятельность. Не­окон­серва­тизм выс­ту­па­ет за ог­ра­ничен­ное вме­ша­тельство го­сударс­тва в эко­номи­ку, сильную го­сударст­вен­ную по­лити­ку в от­но­шении дру­гих го­сударств, под­держа­ние на­цио­нальных и ре­лиги­оз­ных тра­диций, неп­ри­ятие ре­волю­ций, но в то же вре­мя приз­на­ет ог­ра­ничен­ные ре­фор­мы.

И ли­бера­лы, и кон­серва­торы счи­та­ют се­бя при­вер­женца­ми мно­гих де­мок­ра­тиче­ских цен­ностей. В нас­то­ящее вре­мя эти идейные те­чения тес­но пе­реп­ле­та­ют­ся, име­ют родс­твен­ные приз­на­ки, хо­тя сох­ра­ня­ют и тра­дици­он­ные раз­ли­чия.

Сов­ре­мен­ная со­ци­ал-де­мок­ра­тиче­ская иде­оло­гия хо­тя и приз­на­ет час­тную собс­твен­ность в эко­номи­че­ской сфе­ре, но все же бо­лее важ­ную роль от­во­дит об­ще­ствен­ной собс­твен­ности — на­ци­она­лизи­рован­ным, му­ници­пальным, ко­опе­ратив­ным пред­при­яти­ям. В со­ци­альной сфе­ре про­воз­гла­ша­ет­ся прин­цип «со­ци­ально­го пар­тнерс­тва» и «клас­со­вого сот­рудни­чес­тва».

Глав­ная цель де­мок­ра­тиче­ско­го со­ци­ализ­ма — ос­во­бож­де­ние лю­дей от всех форм уг­не­тения, со­зда­ние ус­ло­вий для всес­то­рон­не­го раз­ви­тия лич­ности, осу­щест­вле­ние сильной со­ци­альной по­лити­ки.

В по­лити­че­ской сфе­ре со­ци­ал-де­мок­ра­ты выс­ту­па­ют за мно­гопар­тийность, го­сударст­вен­ное ре­гули­рова­ние эко­номи­ки и со­ци­альной сфе­ры.

Бла­года­ря этим по­ложе­ни­ям сво­ей прог­раммы со­ци­ал-де­мок­ра­ты не раз по­беж­да­ли на пар­ла­мент­ских вы­борах во мно­гих стра­нах. В меж­ду­народ­ной по­лити­ке пар­тии де­мок­ра­тиче­ско­го со­ци­ализ­ма сот­рудни­ча­ют с раз­личны­ми по­лити­че­ски­ми си­лами и дви­жени­ями в борьбе за мир, за ре­шение эко­логи­чес­ких и со­ци­альных проб­лем. Од­на­ко со­бытия в Югос­ла­вии и Ира­ке на ру­беже XX—XXI вв. по­каза­ли, что под ло­зун­гом за­щиты прав че­лове­ка, на­цио­нальных меньшинств и меж­ду­народ­но­го пра­ва со­ци­ал-де­мок­ра­ты За­пад­ной Ев­ро­пы под­держи­вали аг­рессив­ную по­лити­ку бло­ка НА­ТО по от­но­шению к этим стра­нам.

Ис­клю­чительно важ­ную роль в по­лити­че­ской жиз­ни мно­гих стран ми­ра иг­ра­ют ре­лиги­оз­ные иде­оло­гии: ка­толи­циз­ма, ис­ла­ма (в пер­вую оче­редь ис­лам­ско­го фун­да­мен­та­лиз­ма, как, на­при­мер, в Аф­га­нис­та­не в пе­ри­од при­хода к вла­сти та­либов, и вах­ха­биз­ма, под фла­гом ко­торо­го ве­лась борьба бо­еви­ков в Чеч­не), про­тес­тантиз­ма, и­уда­из­ма (в пос­ледние де­сяти­летия в по­лити­ке это на­ибо­лее яр­ко вы­рази­лось в си­ониз­ме), син­то­из­ма, буд­дизма, мес­тных ве­рова­ний. В Рос­сии в нас­то­ящее вре­мя воз­рожда­ет­ся иде­оло­гия пра­вос­ла­вия.

Политическая социализация

Нап­равле­ния по­лити­че­ской иде­оло­гии на­ходят свое воп­ло­щение в ор­га­низа­ции и де­ятельно­сти по­лити­че­ских пар­тий. За­коно­дательное ре­гули­рова­ние де­ятельно­сти пар­тий в Рос­сийской Фе­дера­ции осу­щест­вля­ет­ся Кон­сти­туци­ей Рос­сийской Фе­дера­ции и Фе­деральным за­коном от 11 и­юля 2001 г. № 95-ФЗ «О по­лити­че­ских пар­ти­ях». Статья 13 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции про­воз­гла­ша­ет по­лити­че­ское мно­го­об­ра­зие, мно­гопар­тийность, ра­венс­тво об­ще­ствен­ных объеди­нений пе­ред за­коном. В Фе­деральном за­коне «О по­лити­че­ских пар­ти­ях» да­ет­ся оп­ре­деле­ние по­лити­че­ской пар­тии, со­дер­жатся по­ложе­ния о со­зда­нии, ор­га­низа­ции и де­ятельно­сти по­лити­че­ских пар­тий.

По­лити­чес­кая пар­тия — об­ще­ствен­ное объеди­нение, соз­данное в це­лях учас­тия граж­дан Рос­сийской Фе­дера­ции в по­лити­че­ской жиз­ни об­ще­ства пос­редс­твом фор­ми­рова­ния и вы­раже­ния их по­лити­че­ской во­ли, учас­тия в об­ще­ствен­ных и по­лити­че­ских ак­ци­ях, вы­борах и ре­ферен­ду­мах, а так­же в це­лях пред­став­ле­ния ин­те­ресов граж­дан в ор­га­нах го­сударст­вен­ной вла­сти и ор­га­нах мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.

По­лити­чес­кая пар­тия дол­жна от­ве­чать сле­ду­ющим тре­бова­ни­ям:

  • иметь ре­ги­ональные от­де­ления бо­лее чем в по­лови­не субъек­тов Рос­сийской Фе­дера­ции;
  • в по­лити­че­ской пар­тии дол­жно сос­то­ять не ме­нее де­сяти ты­сяч чле­нов по­лити­че­ской пар­тии;
  • ру­ково­дящие и иные ор­га­ны по­лити­че­ской пар­тии, ее ре­ги­ональные от­де­ления и иные струк­турные под­разде­ления дол­жны на­ходиться на тер­ри­тории Рос­сийской Фе­дера­ции.

Це­ли и за­дачи по­лити­че­ской пар­тии из­ла­га­ют­ся в ее ус­та­ве и прог­рамме. Ос­новны­ми це­лями по­лити­че­ской пар­тии яв­ля­ют­ся:

  • фор­ми­рова­ние об­ще­ствен­но­го мне­ния;
  • по­лити­че­ское об­ра­зова­ние и вос­пи­тание граж­дан;
  • вы­раже­ние мне­ний граж­дан по лю­бым воп­ро­сам об­ще­ствен­ной жиз­ни, до­веде­ние этих мне­ний до све­дения ши­рокой об­ще­ствен­ности и ор­га­нов го­сударст­вен­ной вла­сти;
  • выд­ви­жение кан­ди­датов на вы­борах в за­коно­дательные (пред­ста­вительные) ор­га­ны го­сударст­вен­ной вла­сти и пред­ста­вительные ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, учас­тие в вы­борах в ука­зан­ные ор­га­ны и учас­тие в их ра­боте.

С 2012 г. пос­ле уп­ро­щения ре­гис­тра­ции по­лити­че­ских пар­тий их чис­ло ста­ло рез­ко рас­ти. По дан­ным Ми­нис­терс­тва юс­ти­ции, в се­реди­не 2015 г. чис­ло за­регис­три­рован­ных пар­тий рав­ня­лось 78. Та­ким об­ра­зом, прин­цип мно­гопар­тийнос­ти в Рос­сии ре­али­зу­ет­ся в пол­ной ме­ре.

Логотип партии «Единая Россия»

По­лити­ка как сфе­ра де­ятельно­сти, свя­зан­ная с от­но­шени­ями меж­ду раз­личны­ми со­ци­альны­ми груп­па­ми по по­воду вла­сти, так или ина­че зат­ра­гива­ет ин­те­ресы каж­до­го че­лове­ка. По ме­ре со­ци­али­зации ин­ди­вид поз­на­ет свою вклю­чен­ность в об­ще­ствен­ные от­но­шения, со­вер­шенс­тву­ет свои ка­чес­тва, в том чис­ле и по­лити­че­ские.

Че­ловек вы­раба­тыва­ет свой собс­твен­ный взгляд на сущ­ность по­лити­че­ских от­но­шений в об­ще­стве, оп­ре­деля­ет свое мес­то в них, свои сим­па­тии и ан­ти­патии к раз­личным по­лити­че­ским си­лам, на­ибо­лее эф­фектив­ные пу­ти и средс­тва ре­шения по­лити­че­ских проб­лем. Про­цесс фор­ми­рова­ния и ста­нов­ле­ния по­лити­че­ско­го со­зна­ния и по­лити­че­ско­го по­веде­ния лич­ности на­зыва­ет­ся по­лити­че­ской со­ци­али­заци­ей.

Вклю­чение лич­ности в по­лити­ку на­чина­ет­ся с то­го, что по­лити­че­ская сис­те­ма вов­ле­ка­ет ин­ди­вида в свою ор­би­ту, рек­ру­тиру­ет сво­их сто­рон­ни­ков, обу­ча­ет их вы­пол­не­нию прос­тейших по­лити­че­ских фун­кций, да­ет оп­ре­делен­ные све­дения о том, что дол­жен знать и уметь граж­да­нин. Лю­бая по­лити­че­ская сис­те­ма вы­раба­тыва­ет свои спе­цифи­чес­кие ме­тоды вов­ле­чения лич­ности в по­лити­ку — ме­ханиз­мы по­лити­че­ской со­ци­али­зации.

Про­цесс граж­дан­ско­го соз­ре­вания на­чина­ет­ся на ран­нем эта­пе жиз­не­де­ятельно­сти че­лове­ка, ког­да он при­об­ре­та­ет оп­ре­делен­ные зна­ния о по­лити­ке. По­лити­чес­кое со­зна­ние и по­лити­че­ское по­веде­ние фор­ми­ру­ют­ся под вли­яни­ем со­ци­альной сре­ды, ее фак­то­ров, как по­лити­че­ских, так и не­поли­тиче­ских (шко­ла, вуз, ра­бота, ре­лигия, ли­тера­тура, ис­кус­ство, средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции и др.). На ста­нов­ле­ние по­лити­че­ско­го ми­ра лич­ности ока­зыва­ют вли­яние ее об­ще­ствен­ное по­ложе­ние, воз­можность учас­тия в по­лити­че­ской де­ятельно­сти и ре­зульта­тив­ность это­го учас­тия. Важ­ны так­же сис­те­ма обес­пе­чения прав и сво­бод лич­ности, их га­ран­тия и пра­вовая рег­ла­мен­та­ция.

В ре­зульта­те по­лити­че­ской прак­ти­ки зна­ния о по­лити­ке про­ходят про­вер­ку на жиз­неспо­соб­ность и тран­сфор­ми­ру­ют­ся в по­лити­че­ские убеж­де­ния, ко­торые ока­зыва­ют сильное вли­яние на фор­ми­рова­ние со­ци­ально-по­лити­че­ских иде­алов и в сво­ем обоб­щенном ви­де вхо­дят в ми­ровоз­зре­ние лич­ности. Убеж­де­ния мо­гут фор­ми­роваться на ос­но­ве как на­уч­но обос­но­ван­ных зна­ний, так и обы­ден­ных пред­став­ле­ний о сущ­ности по­лити­че­ских про­цес­сов.

На ос­но­ве по­лити­че­ских убеж­де­ний и ана­лиза собс­твен­но­го опы­та скла­дыва­ет­ся по­лити­че­ская ори­ен­та­ция лич­ности. Она в зна­чительной сте­пени оп­ре­деля­ет по­лити­че­ское по­веде­ние че­лове­ка. На раз­ви­тие по­лити­че­ско­го со­зна­ния и по­веде­ния лич­ности ока­зыва­ет вли­яние не только ее собс­твен­ный со­ци­альный опыт, но и опыт той со­ци­альной об­щнос­ти, к ко­торой она при­над­ле­жит. Этот опыт вос­при­нима­ет­ся лич­ностью опос­ре­дован­но че­рез сис­те­му уже ус­во­ен­ных иде­оло­гиче­ских пред­став­ле­ний, норм и цен­ностей, да­же ес­ли они не от­ра­жа­ют лич­нос­тных ин­те­ресов и по­треб­ностей.

Действия лич­ности, свя­зан­ные с ее по­пыт­ка­ми вли­ять на ре­зульта­ты де­ятельно­сти по­лити­че­ской сис­те­мы, на­зыва­ют по­лити­че­ским учас­ти­ем.

В де­мок­ра­тиче­ском об­ще­стве по­лити­че­ское учас­тие стро­ит­ся на сво­бод­ном во­ле­изъяв­ле­нии граж­дан на ос­но­ве прав и сво­бод, за­креп­ленных в ос­новном за­коне го­сударс­тва. При ан­ти­демок­ра­тиче­ском ре­жиме на­селе­ние отс­тра­ня­ет­ся от учас­тия в по­лити­ке; зап­ре­щены все фор­мы по­лити­че­ско­го не­сог­ла­сия. Мас­со­вые ме­роп­ри­ятия (де­монс­тра­ции, ми­тин­ги, шес­твия) ор­га­низу­ют­ся го­сударс­твом в свою под­дер­жку и яв­ля­ют­ся обя­зательны­ми для граж­дан.

По­лити­чес­кое учас­тие вы­ража­ет­ся в двух ос­новных фор­мах:

  • пря­мой (не­пос­редс­твен­ной);
  • опос­ре­дован­ной (пред­ста­вительной).

Пря­мое учас­тие осу­щест­вля­ет­ся в рам­ках мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния на не­большой тер­ри­тории. При опос­ре­дован­ном учас­тии граж­да­не вы­бира­ют сво­их пред­ста­вите­лей для осу­щест­вле­ния по­лити­че­ской вла­сти (де­пута­тов, гу­бер­на­торов, пре­зиден­та).

Вы­деля­ют не­сколько ти­пов по­лити­че­ско­го учас­тия:

  • ре­ак­ция (по­зитив­ная или не­гатив­ная) на им­пульсы, ис­хо­дящие от по­лити­че­ской сис­те­мы, не свя­зан­ная с не­об­хо­димостью учас­тво­вать в ка­ких-ли­бо действи­ях, или эпи­зоди­чес­кое учас­тие;
  • де­леги­рова­ние пол­но­мочий (элек­то­ральное по­веде­ние) — учас­тие в вы­борах, ре­ферен­ду­мах и т.д.;
  • учас­тие в де­ятельно­сти по­лити­че­ских и иных ор­га­низа­ций (пар­тий, проф­со­юзов и др.);
  • вы­пол­не­ние по­лити­че­ских фун­кций в рам­ках го­сударст­вен­ных и иных по­лити­че­ских ин­сти­тутов (про­фес­сио­нальные по­лити­ки, де­пута­ты, ли­деры пар­тий);
  • пря­мые действия — учас­тие в ак­ци­ях (ми­тин­гах, де­монс­тра­ци­ях и т.д.), в том чис­ле на­прав­ленных на ко­рен­ную лом­ку су­щес­тву­ющей по­лити­че­ской сис­те­мы.

Пос­ледний тип мо­жет про­яв­ляться в крайних, экс­тре­мист­ских фор­мах по­лити­че­ско­го учас­тия. Под экс­тре­миз­мом по­нима­ют при­вер­женность к крайним взгля­дам и ра­дикальным ме­рам их ре­али­зации, вплоть до тер­ро­рис­ти­чес­ких ак­тов и по­пыток свер­же­ния су­щес­тву­юще­го строя. Экс­тре­мис­ты не при­ем­лют ком­про­мис­сов, не идут на ус­тупки про­тив­ной сто­роне, не при­меня­ют так­ти­ку ди­ало­га. При­чина­ми по­лити­че­ско­го экс­тре­миз­ма яв­ля­ют­ся со­ци­ально-эко­номи­че­ские кри­зисы, па­дение жиз­ненно­го уров­ня ос­новной мас­сы на­селе­ния, не­сог­ла­сие с су­щес­тву­ющим по­лити­че­ским ре­жимом и др.

По сте­пени учас­тия в по­лити­че­ской жиз­ни вы­деля­ют сле­ду­ющие ти­пы лич­ности:

  • апо­литич­ный тип лич­ности, к ко­торо­му при­над­ле­жат лю­ди, пол­ностью без­различ­ные к по­лити­ке, ук­ло­ня­ющи­еся от учас­тия в ней. Без­разли­чие мо­жет быть под­линным (на­при­мер, в си­лу со­ци­альной не­раз­ви­тос­ти и др.), мо­жет быть и мни­мым, ког­да от­ход от ак­тивной де­ятельно­сти слу­жит вы­раже­ни­ем про­тес­та про­тив ее пол­ной, на их взгляд, бес­пер­спек­тивнос­ти;
  • тип лич­ности с низ­кой по­лити­че­ской ак­тивностью. В этом слу­чае име­ет мес­то не про­тест, а ско­рее все­го пол­ное от­сутс­твие ин­те­реса к по­лити­ке;
  • на­ибо­лее рас­простра­нен­ный тип — лич­ность опос­ре­дован­ной вклю­чен­ности в по­лити­ку. Как пра­вило, это граж­да­не, ин­те­ресу­ющи­еся по­лити­кой, име­ющие оп­ре­делен­ную точ­ку зре­ния на по­лити­че­ские со­бытия, ко­торая мо­жет су­щес­твен­но ко­лебаться в за­виси­мос­ти от внеш­них ус­ло­вий. По­лити­чес­кую ак­тивность они про­яв­ля­ют учас­ти­ем в вы­борах, ре­ферен­ду­мах, мас­со­вых ак­ци­ях, соб­ра­ни­ях и т.д.;
  • бо­лее цельный по­лити­че­ский тип лич­ности — член той или иной по­лити­че­ской пар­тии. В этом слу­чае че­ловек де­ла­ет соз­на­тельный вы­бор, бе­рет на се­бя оп­ре­делен­ные обя­за­тельства;
  • об­ще­ствен­ный де­ятель, пос­вя­ща­ющий по­лити­че­ской ра­боте до­вольно мно­го вре­мени и сил;
  • про­фес­сио­нальный по­литик, ко­торый в от­ли­чие от об­ще­ствен­но­го де­яте­ля пос­вя­ща­ет всю свою жизнь по­лити­че­ской карьере и вхо­дит в сос­тав по­лити­че­ской эли­ты;
  • выс­ший по­лити­че­ский тип лич­ности — по­лити­че­ский ли­дер.

Митинг в поддержку Крыма

По­лити­чес­кое ли­дерс­тво — вли­яние од­но­го или не­скольких лиц, на­делен­ных ре­альной властью, на об­ще­ство, ор­га­низа­цию или груп­пу.

Раз­ли­ча­ют ли­дерс­тво фор­мальное и не­фор­мальное. Пер­вое — свя­зано с ру­ково­дящей дол­жностью ли­дера, поз­во­ля­ющей ему при­нимать вла­стные ре­шения по от­но­шению к лю­дям, на­ходя­щим­ся в сфе­ре его вли­яния. Вто­рое — ос­но­вано на вли­янии, ис­точни­ком ко­торо­го выс­ту­па­ют ка­чес­тва ли­дера, не свя­зан­ные с его дол­жностным по­ложе­ни­ем. Луч­шая си­ту­ация для по­лити­че­ско­го ли­дера — это со­чета­ние в од­ном ли­це и фор­мально­го, и не­фор­мально­го ли­дерс­тва.

Вклю­чение лич­ности в по­лити­ку обес­пе­чива­ет­ся су­щес­тву­ющей в об­ще­стве и го­сударс­тве сис­те­мой прав и сво­бод лич­ности и воз­можностью их ре­али­зации. В хо­де по­лити­че­ской со­ци­али­зации про­ис­хо­дит фор­ми­рова­ние по­лити­че­ской культу­ры лич­ности, ос­но­ван­ной на цен­нос­тных пред­став­ле­ни­ях че­лове­ка о по­лити­че­ской вла­сти, воп­ло­ща­ющих­ся в раз­ных спо­собах его вза­имо­действия с го­сударс­твом. По­лити­чес­кая культу­ра вы­ража­ет ре­али­зу­емые на прак­ти­ке по­лити­че­ские убеж­де­ния лич­ности, на­при­мер членс­тво в пар­тии.

По­лити­чес­кая культу­ра лич­ности яв­ля­ет­ся частью по­лити­че­ской культу­ры об­ще­ства в це­лом. Она, за­креп­ляя нор­мы по­лити­че­ско­го по­веде­ния в язы­ке (со­от­ветс­тву­ющих тер­ми­нах, сим­во­лах и т.д.), при­да­ет осо­бую зна­чимость ат­ри­бутам го­сударст­вен­ности (фла­гу, гер­бу, гим­ну) и тем са­мым стре­мит­ся спло­тить об­ще­ство.

По­лити­чес­кая культу­ра вы­пол­ня­ет ряд фун­кций:

  • фун­кцию иден­ти­фика­ции, от­ра­жа­ющую по­нима­ние лич­ностью сво­ей при­над­лежнос­ти к оп­ре­делен­ной со­ци­ально-по­лити­че­ской груп­пе и учас­тие в вы­раже­нии ее ин­те­ресов;
  • ори­ен­та­ции, от­ра­жа­ющую стрем­ле­ние че­лове­ка по­нять свои воз­можнос­ти при ре­али­зации прав и сво­бод в кон­крет­ной по­лити­че­ской сис­те­ме;
  • адап­та­ции, вы­ража­ющую по­треб­ность че­лове­ка в прис­по­соб­ле­нии к из­ме­ня­ющейся по­лити­че­ской сре­де, ус­ло­ви­ям осу­щест­вле­ния его прав;
  • со­ци­али­зации, обес­пе­чива­ющую об­ре­тение че­лове­ком оп­ре­делен­ных на­выков, поз­во­ля­ющих ему ре­али­зовы­вать свои по­лити­че­ские пра­ва и ин­те­ресы;
  • ин­тегра­ции, обес­пе­чива­ющую раз­личным груп­пам воз­можность со­сущес­тво­вания в рам­ках оп­ре­делен­ной по­лити­че­ской сис­те­мы при сох­ра­нении це­лос­тнос­ти го­сударс­тва и об­ще­ства;
  • ком­му­ника­ции, поз­во­ля­ющую субъек­там по­лити­че­ской жиз­ни вза­имо­действо­вать меж­ду со­бой на ос­но­ве ис­пользо­вания об­щепри­нятых средств по­лити­че­ско­го об­ще­ния (тер­ми­ноло­гии, язы­ка, сти­ля и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

  1. Объяс­ни­те со­дер­жа­ние по­нятия «иде­оло­гия».
  2. Ка­кую роль иде­оло­гия иг­ра­ет в об­ще­стве?
  3. Ка­ково со­дер­жа­ние ст. 13 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции? Как оно от­ра­жа­ет­ся на по­лити­че­ской жиз­ни Рос­сии?
  4. Кто от­но­сит­ся к но­сите­лям иде­оло­гии? Ка­кую роль они иг­ра­ют в по­лити­че­ской жиз­ни стра­ны?
  5. Оха­рак­те­ризуйте ос­новные чер­ты ли­бера­лиз­ма.
  6. Чем не­оли­бера­лизм от­ли­ча­ет­ся от ли­бера­лиз­ма?
  7. Что та­кое кон­серва­тизм? Ка­ковы его раз­но­вид­ности?
  8. Ка­ковы ос­новные по­ложе­ния со­вре­мен­ной со­ци­ал-де­мок­ра­тиче­ской иде­оло­гии?
  9. Ка­кими до­кумен­та­ми ре­гули­ру­ет­ся де­ятельность по­лити­че­ских пар­тий в Рос­сии? Ка­ково их со­дер­жа­ние?
  10. Что та­кое по­лити­че­ская со­ци­али­зация?
  11. Что вли­яет на про­цесс по­лити­че­ской со­ци­али­зации?
  12. Что та­кое по­лити­че­ское учас­тие? На­зови­те его фор­мы и ти­пы.
  13. Ка­кие су­щес­тву­ют ти­пы лич­ности по сте­пени их учас­тия в по­лити­че­ской жиз­ни? Оха­рак­те­ризуйте по­нятие «по­лити­че­ское ли­дерс­тво».
  14. Оха­рак­те­ризуйте по­нятие «по­лити­че­ская культу­ра».
  15. Ка­кие фун­кции вы­пол­ня­ет по­лити­че­ская культу­ра?

Творческие задания

  1. Про­читайте от­ры­вок из статьи «Иде­оло­гия в Со­еди­нен­ных Шта­тах» про­фес­со­ра по­лито­логии Уни­вер­си­тета шта­та Огайо Ло­урен­са Хер­со­на:

«Иде­оло­гия, в том смыс­ле, ко­торый вкла­дыва­ет­ся в это по­нятие в США, вклю­ча­ет в се­бя три ком­по­нен­та. Пер­вый — бо­лее или ме­нее пос­ле­дова­тельная сис­те­ма взгля­дов от­но­сительно су­щес­тву­юще­го (о том, что пра­вильно, а что — нет); вто­рой — под­креп­ля­ющая эти взгля­ды бо­лее или ме­нее пос­ле­дова­тельная сис­те­ма цен­ностей (т.е. то­го, что вы­соко це­нит­ся, че­му при­да­ют осо­бое зна­чение, к че­му стре­мят­ся) и тре­тий — по­веден­ческий ком­по­нент (це­ли, ко­торых хо­тят до­биться, и так­ти­ка их дос­ти­жения)».

Ка­кое зна­чение при­да­ет ав­тор иде­оло­гии?

  1. При­веди­те при­меры учас­тия под­рос­тков в по­лити­че­ской жиз­ни го­сударс­тва. В сво­их от­ве­тах ис­пользуйте ма­тери­алы средств мас­со­вой ин­форма­ции и пе­ри­оди­чес­ких из­да­ний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: