Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
выступление перед педагогами на педагогических советах, методических мероприятиях;
выступление перед родителями на родительских собраниях, круглых столах и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно:
создание информационных уголков по типу «Советы психолога» и / или разделов сайта ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ инициируется преимущественно администрацией ДОУ и осуществляется посредством включения педагога-психолога в состав рабочей группы по разработке программы развития ДОУ, образовательной программы ДОУ, коррекционной программы ДОУ, мониторинга достижения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования и др. Кроме того, педагог-психолог может осуществлять сопровождение воспитанников в проектной и научно-исследовательской деятельности.
Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ предполагает оценку актуального состояния социально - психологической среды учреждения с последующим планированием и реализацией мероприятий по ее оптимизации.
Ситуации, «запускающие» вид деятельности | Вид деятельности | Основные следствия проведения данных мероприятий |
План работы ДОУ на год | Плановая диагностика | По результатам диагностики: - беседа и / или консультирование родителей с целью определения стратегии оказания индивидуальной ППМС-помощи в ДОУ и /или медицинском учреждении, ППМС-центре (при необходимости); - обсуждение с педагогами необходимости координации работы и / или построения индивидуальной траектории развития воспитанников |
Профилактика | Выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания в части развития и здоровья после анализа медицинских карт вновь поступающих детей; Групповые (индивидуальные) консультации родителей вновь поступающих детей; Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи для оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. | |
Просвещение | Выступление на педагогическом совете, родительском собрании. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по достижению целевых ориентиров дошкольного образования и размещение их на интернет-ресурсах и «Уголках психолога». | |
Коррекционно-развивающая работа | Составление графика занятий и его согласование с администрацией и педагогами. Составление учебно-тематического плана (далее - УТП) занятий и утверждение его у заведующего ДОУ. Организация работы самого психолога в рамках разработанного УТП | |
Психолого-педагоги-ческое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | Создание и реализация педагогом и психологом совместной работы (например, проектной, научно-исследовательской) с конкретным ребенком или группой детей Индивидуальная психологическая работа с самим педагогом | |
Запрос со стороны педагога, родителя | Диагностика и консультирование | Углубленная диагностика развития ребенка с последующим консультированием родителей и педагогов |
Запрос со стороны администрации | Психолого-педагоги-ческое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ | При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды. При введении инноваций в ДОУ - участие в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. |
Рекомендации ПМПК или ПМПк | Коррекционно-развивающая работа | Проведение углубленной диагностики, подготовка психолого-педагогической характеристики. Составление и реализация программы психолого-педагогической помощи воспитаннику. Участие в работе ПМПк. Обсуждение результатов работы с воспитанником. |