Цели, задачи, основные направления работы педагога-психолога в рамках модели.
Цель деятельности педагога-психолога: психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста через направления ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Задачи:
1. Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
3. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников;
4. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
5. Помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов воспитанников.
Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога.
Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения.
При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей педагог-психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае педагог-психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
Диагностика
Проводится с целью получения информации об уровне психического развития и выявления индивидуальных особенностей воспитанников. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
- обследование детей второй младшей группы (3 года) и первой (2 года) младшей группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. Целесообразно планировать проведение диагностики в декабре-январе, основные методы сбора информации – включенной наблюдение и беседа с педагогами, сбор психологического анамнеза у родителей. Основные критерии: развитие речи и особенности адаптации ребенка к саду.
- диагностика воспитанников подготовительной группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в течение года проводится (сентябрь, октябрь) в индивидуальной форме. Комплекс «Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко»
- диагностика сформированности предпосылок к школьному обучению в школе детей подготовительной группы. проводится (апрель) в групповой форме. Диагностический комплекс Г.Ф. Кумариной.
- диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
Дополнительно:
углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса (по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям педагога-психолога).
Профилактика
Направлена на предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, содействие интеграции в социум воспитанников с пограничными и выраженными проблемами в психическом развитии.
Обязательно:
работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды;
Дополнительно:
отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.